Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Карпенко Елена Ивановна

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.

Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в тексте информацию, определять тему, работать над изобразительно- выразительными средствами и определять их роль, работать над характеристиками героев, определять отношение автора к ним, выявлять и формулировать проблему текста, воспитывать интерес к литературе донского края, его истории и к истории России, определяя свое отношение к героям и событиям.

Используемые технологии: личностно- ориентированная, коммуникативно- развивающая, технология проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_po_donsk._liter.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №17                                           

                                    Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе на тему:  

«Подготовка к сочинению (часть С). Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы».

 

Цель мастер-класса: показать приёмы активного осмысления текста на уроке русского языка через разноуровневое обучение.

 

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения (часть С).

 

Задачи:

1. Уметь воспринимать содержащуюся в тексте информацию.

2. Уметь определять  тему, основную мысль текста.

3. Уметь работать над изобразительно – выразительными средствами и определять их роль.

4. Уметь работать над характеристиками героев, определять отношение автора к ним.

5. Научиться выявлять и формулировать проблему текста.

6. Совершенствовать навыки анализа текста и навыки монологической речи.

7. Воспитывать интерес к литературе  донского края, его истории и к истории России, определяя свое отношение к героям и изображаемым событиям.

 

Методы: наглядный, словесный, практический, исследовательский

Приемы: беседа, разноуровневые задания

Технологии: личностно – ориентированная (разноуровневое обучение), коммуникативно-развивающая, технология проблемного обучения

Оборудование: ИКТ, текст, тетради - клише, схемы

 

Ход мастер-класса:

1.     Мотивация. Сообщение темы урока

2.     Актуализация знаний.

3.     Практическое освоение текста (работа с текстом, работа  с карточками- клише, работа со схемами).

 4.     Итог урока.

 

Рефлексия

Анализ достигнутых результатов в соответствии с поставленной целью

 

 

  

 

 

                                                   

                                                                 

                                                                              План-конспект урока.

1. Слово учителя.

 - Сегодня на уроке мы будем работать по теме «Подготовка к сочинению (часть С). Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы».

- Не секрет, что самым трудным заданием  является часть С. Поэтому целью нашего урока и будет подготовка к написанию сочинения – рассуждения.

- Важнейшим условием успешного выполнения этого задания является:

1). Понимание исходного текста

2). Адекватное восприятие его темы,  правильное понимание идеи, выделение наиболее значимой проблемы, ее формулировка.

- Таким образом, подготовка к сочинению представляет собой комплексный анализ текста: лингвистический, речеведческий, стилистический, при котором мы, читатели, как бы вступаем в «диалог с автором».

- Сегодня мы тоже вступим в такой диалог. Наша цель: прочитать  текст, определить его тему, основную мысль и при помощи «подсказок» автора, которые мы найдем в тексте, попытаться выявить проблемы текста и правильно их сформулировать.

- Для анализа я предлагаю вам отрывок из повести известного донского писателя Олега Львовича Афанасьева «Юрка Лютик». Надеюсь, что после работы с текстом  у вас возникнет желание прочитать это произведение.

2. Повторение изученного.

- Как понять исходный текст? В этом нам помогут схемы:

(Слайд№ 18 ).

                                                                         Произв. (текст) =Т + И + Ф + П

1. Т (о чем?) – тема текста

2. И (что хотел сказать автор? зачем автор написал этот текст?) – идея

3. Ф (Как автору удалось достичь своей цели?) изобразительно – выразительные средства)  - форма

4. П (какие вопросы рассматривает автор? Что волнует его?) – проблема  (проблематика)

- Как вы думаете, для чего мы повторили эти понятия? ( Определив тему, основную мысль текста, мы сможем увидеть проблемы данного текста, а затем правильно их сформулировать – конечный результат нашей работы на уроке).

3. Работа с текстом. Разноуровневые задания.

-  Познакомимся с текстом. (Учитель читает отрывок).

Юрка не умер. Лейтенант, дочка которого была похожа на Зинку, достал чудодейственного в те времена лекарства стреп – то – цид. Три порошка. После первого порошка Юрка крепко заснул и проснулся с пониженной температурой. После всех трех поднялся, сел к столу и поел манной каши, специально для него приготовленной.

Сначала он был как бы в трауре по самому себе.  Ведь он почти умер. То есть освободился от всего того, чем была наполнена его жизнь, - от непонятного, обидного, страшного. Первое время ему казалось, что теперь, когда он знает, какое это простое дело помереть, то есть освободиться, он, и продолжая жить, сможет не беспокоиться из – за страшного, непонятного, обидного.

Время шло к весне. Часто светило солнце, морозы упали, днем закапало с крыш. Юрка тихо ходил по улицам, чувствуя себя мудрым. Поглядывая на ясное небо, в котором могли появиться немецкие самолеты, он знал, что не растянется на снегу, а спокойно дойдет до какой – нибудь стены или толстого дерева и будет ждать, чем кончится. Он был слаб, тепло одет, ничего даже не хотелось. Роскошное состояние.

Оставив семье офицерский аттестат, уехал на фронт лейтенант. Он сказал, что, если не погибнет, после войны вернется к ним, чтобы жить с Зиночкой, дорогой своей дочкой, которая, кстати, называла лейтенанта «папой».

Однажды, гуляя, Юрка остановился перед батареей зениток у железнодорожной станции. К нему вышел пожилой солдат, развернул тряпицу, в которой был кусок черного хлеба, отломил треть и протянул Юрке.

- Что вы? Не надо! Ешьте сами, - пытался отстраниться Юрка.

Но солдат как будто и не понял, что Юрка сопротивляется, вложил ему в руки хлеб, погладил по голове черными негнущимися пальцами и пошел прочь, так и не сказав ни единого слова.

И вдруг все перевернулось. В жизни невозможно быть равнодушным к жизни. Глядя на обсыпанный крошками табака хлеб, Юрка разрыдался. Он маленький, слабый. Он чуть не умер! А его друзья умерли. И отец умер. И этот дяденька – зенитчик, думающий о своих детях и пожалевший Юрку, может умереть.

                                           (ПО повести донского писателя Олега Львовича Афанасьева «Юрка Лютик».)

- Для дальнейшей работы нам нужно поделиться на группы и выполнить следующие задания:

(Слайд № 19 )

УРОВЕНЬ А:

1. Герои отрывка. Что вы можете о них сказать?

2. Определите отношение автора к своим героям.

УРОВЕНЬ В:

1. Выпишите из текста ключевые слова.

2. Определите роль ключевых слов.

УРОВЕНЬ С:

1. Найдите в тексте изобразительно – выразительные средства.

2. Определите их роль в прочитанном вами тексте.

  (Выполняется работа по предложенным заданиям).

-  Итак, приступаем к анализу текста.

1. Обратим внимание на ключевые слова.  (УРОВЕНЬ В)

(Дети называют ключевые слова).

_ Я бы сгруппировала их следующим образом:

(Слайд № 20 )

                                     КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ИХ РОЛЬ.

1. умер (почти умер, помереть и т.д.) – 7 раз

2. освободиться (= умереть) – 2 раза

3. непонятное, обидное, страшное – 2 раза

4. слаб – 2 раза    

1. светило (солнце)

2. ясное (небо)

3. не беспокоиться (спокойно)

4. хлеб – 2 раза

5. жить, жизнь – 2 раза в одном предложении

- Что, на ваш взгляд, олицетворяют слова 1 группы? (СМЕРТЬ). А 2 группы? (ЖИЗНЬ).    

- Какова же роль ключевых слов? (Помогли определить тему текста).

- Сформулируем тему: о чем же данный текст? (о ЖИЗНИ и СМЕРТИ и вечной борьбе между ними). Запишем тему в тетрадь - клише.

- С первым заданием мы справились успешно. Переходим к следующему этапу нашей работы.    

- Определим, какова основная мысль текста. НА мой взгляд, основная мысль текста сформулирована в одном из предложений. Прочитаем это предложение («В жизни невозможно быть равнодушным к жизни»). Чтобы убедиться, что идея текста понята нами правильно, обратимся к нашим  «наблюдателям» из группы  С (УРОВЕНЬ С).  Ребята работали над изобразительно – выразительными средствами текста.

2. Изобразительно – выразительные средства. (УРОВЕНЬ С).

(Дети называют средства выразительности).

_ Я бы представила изобразительно – выразительные средства следующим образом:

(Слайд № 21.)

                                                    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ  СРЕДСТВА.

1. антитеза (реализуется через систему антонимических пар: помереть – жить; непонятное, обидное, страшное – ясное)

2. градация ( непонятное, обидное, страшное)

3. эпитеты (маленький, слабый, ясный, непонятное, обидное, страшное)

4. метафора (роскошное состояние)

5. необычный фразеологизм (быть в трауре по самому себе: о своеобразном мышлении мальчика)

Вывод: слова этой группы передают нам состояние души ребенка: спокойно – равнодушное.

1. олицетворение (время шло)

2. метафора (морозы упали)

3. повторяющиеся слова (жизнь, хлеб)

4. эпитеты (ясное небо)

Вывод: несмотря на смерть, жизнь все – таки продолжается! «В жизни невозможно быть равнодушным к жизни».

- Что общего между словами 1 группы? Какую мысль пытается донести до нас автор? (Все эти средства выразительности в основном передают состояние души героя: спокойно – равнодушное).

- Почему так произошло? Кто виноват в этом? Виновата война, которая калечит души людей, особенно детей.

- А о чем говорят нам слова 2 группы? (Несмотря на смерть, «непонятное, обидное, страшное», ЖИЗНЬ все – таки продолжается: весна,  движение,  хлеб как символ жизни и, наконец, пробуждение нашего героя: «И вдруг все перевернулось.  В жизни невозможно быть равнодушным к жизни»,)

- Мы еще раз убедились в том, что в тексте каждое слово -  на своем месте, оно действенно и помогает нам понять идейный замысел автора, т.е. основную мысль текста. Запишем ее в тетрадь.

- А теперь обратимся к характеристике героев и отношению автора к ним. Это задание, на мой взгляд, поможет нам еще ближе подойти к выявлению  проблем  текста.

3. Герои текста. Отношение автора к своим героям.

- Итак, работает группа  А (УРОВЕНЬ А)

- Что вы можете сказать о героях отрывка? Кто они? (Лейтенант, пожилой солдат и главный герой мальчик Юрка).

- Много ли информации дает нам автор о своих героях? (Очень мало).

(Слайд № 22).

                                                                                    Герои отрывка.

1. Лейтенант ( достает лекарство и спасает Юрку от смерти, отдает продуктовый аттестат Юркиной семье, полюбил Юркину сестру, которая была похожа на его погибшую дочь.

2. Пожилой солдат (отдает Юрке самое дорогое, что у него есть: хлеб, символ жизни на земле)

3. Образ природы (весна, солнце, вода (закапало с крыш) – символы жизни, движения)

Отношение автора.

Герои без имен ( по мнению автора, так должен поступать каждый человек), не знают, будут ли живы завтра, но сегодня продолжают жить. И этим своим состоянием души, заботой о ближнем  ( по законам божьим) помогают мальчику «выйти» из его состояния: «непонятного, обидного, страшного», виной которому является война.

Юрка (пережил очень много, потерял отца, сам чуть не умер, почти каждый день видел смерть других.

Отношение автора.

Автор жалеет  Юрку, мальчик еще очень мал, чтобы разобраться в происходящем, война  «убила» в нем душу,  отсюда все непонятное, обидное, страшное). Поэтому взрослые должны помочь ребенку разобраться в себе и окружающем, что и происходит в конце эпизода: забота взрослых, совсем чужих Юрке людей, вернула мальчика в прежнее довоенное состояние. К нему возвращается желание жить.

- Почему, на ваш взгляд, мало информации о героях? (Все понятно и так)

- Итак, мы подошли к решению главного вопроса: «Что волнует автора, беспокоит его как человека?» Ответив на этот вопрос, мы определим проблемы текста.

4. Выявление проблемы текста и ее формулировка.

- Вспомним определение. ( ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования)

- На какой  вопрос пытается найти ответ автор текста О.Л.Афанасьев? Еще раз вспомним все, о чем говорили на уроке, посмотрим на выводы, которые делали и записывали в тетрадь, определяя тему, основную мысль, отношение автора к героям,  и, пользуясь клише,  сформулируем   проблемы (не забывать о проблематике текста – несколько проблем).

(Слайд № 23).

                                                                        ПРОБЛЕМЫ ТЕКСТА.

1. Проблема жестокости войны, которая калечит душу ребенка. (Как война убивает в человеке, особенно в ребенке,  любовь к жизни?)

2. Проблема детей войны: у войны не детское лицо.

3. Проблема  гуманного отношения людей друг к другу.

4. Проблема жизни и смерти.

5. Проблема загадочности души ребенка.

6. …

- Какая из данных проблем, на ваш взгляд, является главной в этом тексте? Почему? (1, 2 – текст о том, как война убила в маленьком мальчике желание жить).

- Вот таким образом, не спеша, анализируя текст шаг за шагом, пользуясь «подсказками» автора,  мы подошли к нашей конечной цели: выявлению и формулировке проблем текста.

4. ИТОГИ УРОКА.

- Задачи урока выполнили (вернуться к слайду о целях и задачах на уроке) и выполнили самое главное, на мой взгляд, задание: выделили проблемы текста и сформулировали их, потому что все остальное: и авторская позиция, и ваше понимание проблемы, и ее аргументация – подчинено выявленной нами проблеме, с чем мы успешно справились.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выберите главную, на ваш взгляд, проблему текста и, пользуясь тетрадью - клише, напишите сочинение – рассуждение по данному тексту.

                                                                                     ЖЕЛАЮ УСПЕХА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.).

Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н.Г. к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.). Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы»...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс по учебнику «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко/

Рабочая программа включает  пояснительную записку и календарно- тематическое планирование...

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебнику "Русский язык" под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской 2011 год

Рабочая программа создана с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта....