Урок русского языка в 5 классе. Предложения с обращениями.
классный час по русскому языку (5 класс) на тему

Садриева Альбина Эльбертовна

Цель: закрепить понятие «обращение» как слово, называющее того, к кому обращаются с речью; сформировать навыка правильного употребления и правил пунктуации предложений с обращениями.

Знать: определение понятия, об использовании обращения в речи;

Уметь: находить обращения в предложении, отличать обращения; использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlozheniya_s_obrashcheniyami.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта: урок – введение нового материала

Садриева Альбина Эльбертовна учитель русского языкаМБОУ «СОШ№11»  города Альметьевска.

Урок русского языка в 5 классе. Предложения с обращениями.

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Организационный момент

2

Проверка домашнего задания

Вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Учитель оценивает ответы учащихся на вопросы

1

Введение нового материала

Модули

И-типа,

 П-типа,

К-типа.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Объясняет новый материал, используя материалы ЭОР как основу для презентации

http://www.fcior.edu.ru/card/11687/dva-sposoba-izmeneniya-vnutrenney-energii.html  (страница 1, 3)

2

Формулирование вопросов учащимися

Вопросы учеников

Задают вопросы учителю

Отвечает на вопросы учащихся

3

Ответы учащихся на вопросы учителя

Вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Задает вопросы учащимся

http://www.fcior.edu.ru/card/11687/dva-sposoba-izmeneniya-vnutrenney-energii.html  (страница 2)

4

Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися

Задания учителя или модули П-типа, или ЭОР, включающие решение простейших задач

Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию

Определяет ЭОР П-типа,

предъявляет их в виде презентации (при наличии вариативных ЭОР, возможно, определяет их индивидуально для каждого учащегося, в этом случае необходима организация деятельности за компьютером (различные возможные варианты))

http://www.fcior.edu.ru/card/4555/izmenenie-vnutrenney-energii-pri-sovershenii-raboty.html (страница 1,3,4)

5

Выполнение заданий учащимися

Задания учителя или модули

П-типа

Выполняют задание

Анализирует результаты выполнения учащимися заданий

6

Формулирование контрольного вопроса или задания

Контрольное задание (модули

К-типа, или например, тесты)

Знакомятся с заданием

Определяет ЭОР К-типа, предъявляет их в виде презентации (при наличии вариативных ЭОР, возможно, определяет их индивидуально для каждого учащегося, в этом случае необходима организация деятельности за компьютером (различные возможные варианты))

http://www.fcior.edu.ru/card/4196/rabota-i-teploperedacha-kak-sposoby-izmeneniya-vnutrenney-energii-tela.html (страница 1,3,5)

7

Выполнение учащимися контрольного задания

Контрольное задание (модули

К-типа, или тесты)

Выполняют задание

Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность

8

Формулирование выводов урока

Выводы по уроку

Фиксируют выводы

Формулирует выводы

Предложения с обращениями.

Цель: закрепить понятие «обращение» как слово, называющее того, к кому обращаются с речью; сформировать навыка правильного употребления и правил пунктуации предложений с обращениями.

Знать: определение понятия, об использовании обращения в речи;

Уметь: находить обращения в предложении, отличать обращения; использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращениями.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, садитесь. Открыли тетради, записали число, классная работа. На предыдущем уроке мы закончили изучение темы «Однородные члены предложения», провели самостоятельную работу. Тетради с работой вы получили.

Проанализировав работы, я сделала вывод, что вы еще ошибаетесь в синтаксическом разборе предложения, осложненного однородными членами. Давайте еще раз закрепим  разбор предложения, осложненного однородными членами.

 Запись предложения (разбор):

Поклонился Иван-царевич отцу и отправился на поиски своей стрелы.(Поест., невоскл., распр., осл.однород.чл.)

  1. Объяснение нового материала.

-А теперь прочитаем предложение, записанное на доске:

Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.

-Из какой сказки оба предложения? Сравните предложения: записанное вами и мной.

- Что общего в них? (В них общее слов «Иван-царевич», сочетание слов)

-Каким членом оно является в первом предложении? (Подлежащим)

- Скажите, а можно ли во втором предложении задать к нему вопрос? (Нет. Значит, членом предложения оно не является)

-Ребята, а кому адресована речь в предложении на доске?

«Иван- царевич»- сочетание слов, которое является обращением и графически выделяется таким образом.

Тема урока сегодня «Предложения с обращением». Записали тему, списали с доски разобранное предложение.

Что мы сегодня на уроке должны уяснить?(Что такое обращение, уметь находить его в предложении, выделять их. Научиться правильно пользоваться в речи.)

Иногда в сказках речь бывает адресована не только к живым, но и неживым предметам. Прочитаем предложение.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе, не боишься никого, кроме Бога одного.

-А это из какой сказки?

-Назовите, к кому обращаются в этом предложении с речью? А к кому обращались в предыдущем?

Это и есть, ребята, слова-обращения. Так что же такое обращение?

(Обращение- это слово( сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью). А запомнить это правило вам поможет стихотворение А.Косоговского «Обращение»:

                              Всем нам при общении

                            Поможет обращение.

                            К людям, звездам или птицам

                            Можно смело обратиться.

                            Только, друг, не забывай:

                            Запятые расставляй.

Автор говорит, что нужно при обращении расставлять знаки препинания. Давайте рассмотрим, где стоит обращение в наших предложениях и какие знаки препинания необходимо расставить.

В первом предложении оно в середине предложения, отделяется запятой. Читается с особой интонацией, после него ставится «!». Графически это будет так.

Во втором предложении в начале.

-А какой частью речи выражено обращение?

Ребята, а как мы можем узнать, что в предложении есть обращение, что оно кому-то адресовано?(По интонации)

Сравним интонацию двух предложений об Иване-царевиче.

В предложениях с обращением есть особая интонация, она повышенная, звательная(зовет). Молодцы!

Сделаем выводы:

1.Обращение выражено именем существительным;

2.Читается с особой( повышенной) интонацией;

3.Обращение членом предложения не является, к нему нельзя задать вопрос;

4. В предложении может стоять в середине, в начале.

- А где еще можно поставить обращение? Откройте в учебнике пунктограмму на странице 82. Давайте посмотрим. Где еще? (Оно может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Если оно в начале или в конце, оно отделяется запятыми, в середине- выделяется с двух сторон. А когда обращение в начале предложения, может произноситься с большой эмоциональностью; тогда после него ставится «!-Устали, давайте отдохнем.

Физкультминутка.

-Отдохнули, продолжим работу. Схемы( запоминаем) переписываем в тетради. Запишем предложения в столбик по номерам. Вам следует самостоятельно расставить знаки препинания при обращении.

1.Ты, Пилюлькин, все трудишься?

2.Мама, разреши мне встретится с подругой.

3.Что приуныла, сестрица?

Проверим предложения, обратите внимание, знаки препинания при обращении выделены другим цветом.

Кто написал без ошибок? Я надеюсь, что и остальные в дальнейшем тоже будут внимательны в работе.

Поработаем с учебником, на странице 81, упражнение250( устно)

-Найдите в предложении обращение. Кто быстрее?

- Из каких сказок, кто автор этих сказок?

Предложение пятое переписать, разобрать, нарисовать схему.

3.Беседа.

-Часто по обращению можно понять, каков человек, его отношение к тому, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, любовь, нежность, уважение, недовольство. Очень часто обращение раскрывает героя произведения.

-Рассмотрим предложения. В каком- любовь, нежность?  Уважение?

1.Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?

2.Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?

3.Ах ты, мерзкое стекло, это врешь ты мне назло.( А в этом предложении каково отношение говорящего?)

4. – Скажите, к кому чаще всего обращаетесь с речью и как? (К маме, к папе)

Взрослых будете называть по имени , отчеству. Очень часто приходится обращаться и к незнакомым людям: к продавцу, кондуктору, врачу.

- Составьте 2-3предложения с обращениями.

ВЫВОДЫ:

-Что узнали на уроке?

1. Обращение- слова, которые называют  тех, к кому обращаются с речью;

2. Они членами предложения не  являются ,читаются с особой интонацией;

3. На письме отделяются запятыми.

Домашнее задание: п.22, упражнение251. Посмотрим, что будете делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Урок русского языка на тему: " Предложения с обращениями"

Урок русского языка на тему: «Предложения с обращениями»   в 5 классе учителя  Шоня  Г.А. ГБОУ СОШ №539 с углублённым изучением    испанского языка Кировского района ...

Урок русского языка в классе по теме "Обращение"

Урок по теме "Обращение" 5 класс....

Конспект урока по русскому языку по теме: «Предложения с обращениями» (5 класс).

Конспект урока по  русскому языку в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме:  «Предложения с обращениями»....