Уроки ФГОС по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Хасанова Нурлися Фирдусовна

Технологические карты 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_y_i_i_posle_ts.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Буквы и-ы  после ц- (5 кл.)

Тип урока: ОНЗ.

Цели:

-формирование:

а) представления о правильном написании букв Ы-И после Ц

б) способности к написанию после ц :

     1.буквы и после ц в корнях слов и в словах на –ция;

     2.буквы ы-и  в окончаниях и суффиксах и в корнях слов-исключений;

- развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта,

необходимое оборудование: учебник.

Демонстративный материал: алгоритм проверки правописания ы-и после ц; эталоны для самопроверки.

                          Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

-Посмотрите друг на друга,

Улыбнитесь на досуге,

И, пожав друг другу руки,

«Здравствуй»,- скажем мы без скуки.

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфемика)

- Как называются части слова? (Морфемы).

- Какие морфемы  вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

-Посмотрите на слайд (Слайд №1). Что необычного вы видите? (Нет приставок)

                                                корень

                       суффикс        окончание

- Как вы думаете, почему эта морфема осталась в стороне? (Может, она нам не пригодится…  Может, новая орфограмма  не коснется приставок).

- Я  очень рада, что вы готовы получать новые знания.  Действительно, вы правы, сегодня на уроке мы не будем говорить о правописании приставок. О правописании каких морфем мы будем говорить, вы мне подскажете после выполнения задания.

1.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Задание 1.(Слайд 2)

  Ш…рох, ч..рный, ш..пот, крыж..вник, ц..пленок, ш..колад,ш..лк,  лекц..я, ц..рк, ж..лтый, ш..в, улиц.. , сестриц..н.

- Выпишите слова в два столбика (дети должны самостоятельно определить, по каким правилам слова  распределяются  в  два столбика)

- В словах  второго столбика обозначьте морфемы, подчеркните букву, которой нет в словах первого столбика (ц).

- Ребята, может кто-то из вас догадается, о какой теме идет речь. (Написание гласных после Ц)

111. Выявление места и причины затруднения.

- Как называются орфограмма? (Правописание букв и-ы после ц).

-Какова же проблема? (Когда пишется буква и, а когда-ы.)

1V.  Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

 - Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину выбора буквы: когда пишется и, а когда -ы).

 - Как сформулируем тему нашего урока? (Правописание букв и-ы после ц).

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).

V. Реализация построения проекта.

- Обратите внимание на слова, записанные на доске.

   Цинк                                 На цыпочках

   Цилиндр                           Цыкнуть

   Цитата                              Цыган

   Лекция                             Синицын

   Акация                             Курицы

- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в корне пишется И, в правом –Ы).

-А в какой морфеме  находится данная орфограмма? (В корне, в окончании и в суффиксе)

- От чего же зависит написание И,Ы? Можно сделать вывод? (Это зависит от морфемы: в корне пишутся И, Ы, в суффиксе и в окончании-Ы).

-Ребята, по правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и:

1. В словах на –ция

2.-в корнях слов.

Случаи написания ы после ц:

  1. в окончаниях слов
  2. в суффиксе –ын

-А почему же слово цыпленок пишется через ы? прочитаем в учебнике (стр. 39)

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность

Ребята, правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, это правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм.

Правописание Ы-И после Ц

Слышится ( цы)

        

 Слово на -ция        корень        суффикс    окончание

   пишем И                             пишем   И           пишем Ы     пишем Ы

Слова-исключения

Пишем Ы

Цыган на цыпочках

цыкнул цыпленку: «Цыц!»

V1. Первичное закрепление во внешней речи.

(1)  Работа в парах с проговаривание во внешней речи правильное правописание  букв и –ы после Ц.

- Как вы думаете, чем нам необходимо заняться сейчас?

 (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Соглашусь с вами: повторенье –мать ученья. Выполним упражнение № 462 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все  вместе для образца

1вариант. Цинга (в корне пишется  И, не является словом - исключением).

2 вариант. У гостиницы ( в  окончании пишем  Ы).

- Продолжаем самостоятельно.

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

  VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

-Ребята, вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как мы можем это проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех: вставить пропущенные буквы и -ы   и обозначить условия выбора  изученной на уроке орфограммы в первых пяти словосочетаниях  из упр. №463.  Кто закончит раньше, составят простые и сложные предложения с этими словосочетаниями  продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 6-10)

Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Эталон:

Ы              И            на  ЦИЯ

ИСКЛ: ЦЫПЛЕНОК,  ЦЫГАН,  ЦЫКНУТЬ,  НА ЦЫПОЧКАХ

1.     На уроке природоведения   пятиклассники изучали «Акации как вид кустарниковых» .2.     По  тексту учебника «Природоведение 5 класс»  можно написать интересное изложение (4-5 предложений) с использованием слов на правило  «Буквы И-Ы после Ц».

Взаимопроверка

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок

V111. Включение в систему знаний и повторение.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить, какая буква Ы или И пишется после буквы Ц).

- Достаточно ли  мы закрепили новое правило? (Нет).

- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

- Тогда  работаем над следующим заданием:  

Игра «Лови ошибку»

Профессору Синицину!

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе.

(взаимопроверка, проверка по эталону)

Тест по теме

1.Подчеркните ряд, в котором  в каждом слове пишется И

А) ц..рковой, ц..ферблат, ц..кады

Б) ц..тата, дисц..плина, ц..кнуть

2.Укажите слово, в котором допущена ошибка

А) конституция    Б)на ципочках    в) нумерация    г) циклон

3) Напишите слово

А) Призыв на военную службу ____

Б) Номер, с которым выступают в цирке ____

В) лекарство для прививок______

Г) Основной закон государства _____

Слова для справок: конституция, цирковой,  мобилизация, вакцина

1Х. Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?

-Когда мы нуждаемся в правописании буквы И  после Ц?

-Когда будем утверждать, что  после Ц пишется  Ы?

-Какие затруднения мы испытали? (Слова- исключения нужно знать наизусть?

-Как мы преодолеем трудности? (Выучим орфограмму  наизусть)

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 ?        

 Научился проверять гласные  И-Ы после Ц, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

    !        

 Научился проверять гласные  И-Ы после Ц,  но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! !          

Научился проверять  гласные И-Ы после Ц - и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился применять орфограмму №15 стр.39, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 464 из  параграфа 87.

2. Кто научился определять правописание и-ы после ц в любой части слова, но не уверен, что  самостоятельно сможет отличить  корни с «и» и  корни слов - исключений, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 465.

3. Кто научился применять орфограмму 15 и может объяснить тему товарищу, скажи себе: «Молодец!» и придумай 5-6 предложений по теме « В цирке».

4. Задания для умников и умниц!

По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово цитата. Найдите в нем корень. Подберите  5-6 цитат  из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.

-Оцените учебную деятельность класса.

-Спасибо,

Группа учителей:

1.Гисматуллина Г.М.   –МБОУ «Лицей-интернат «Школа для одаренных детей» г. Буинска РТ»

2.Юсупова А.Р. -  МБОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов « г .Буинска  РТ

3. Рыбакова Н.Н.  – МБОУ «СОШ им. академика  Р.З. Сагдеева» г. Буинска РТ

4. Зиннатуллина М.М. – МБОУ «Гимназия им. М.М. Вахитова» г. Буинска РТ

5. Сунгатуллина А.Ф. - МБОУ «Гимназия им. М.М. Вахитова» г. Буинска РТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку УМК Рыбченковой (5 класс) "Морфемика, Словообразование, Орфография"

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку на тему "Морфемика, Словообразование. Орфография". К УМК Рыбченковой 5 класс. Тип урока: повторение и закрепление нового материал...

Рабочая программа по русскому языку ФГОС по русскому языку в 5 классе

Рабочая программа по русскому языку ФГОС по русскому языку в 5 класссе по учебнику Ладыженской...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...