Уроки ФГОС по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Хасанова Нурлися Фирдусовна

Технологические карты 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание безударных гласных в корне слова Урок составлен группой учителей русского языка Буинского МР Хасановой Н.Ф., Кадировой Ф.Н.

Слайд 2

Выберите букву в(О/А) дяной тр (О/А) ва водяной трава

Слайд 3

Эталон роса весна листок небеса часы дома

Слайд 4

Чтобы ходики х… дили , А будильники будили И всегда любой из нас Точно знал, который час, В ч…совой мастерской Чинят время день-деньской.

Слайд 5

Эталон Чтобы х о дики х О дили , А будильники будили И всегда любой из нас Точно знал, который ч а с, В ч А совой мастерской Чинят время день-деньской.

Слайд 6

Если буква гласная вызвала сомнение, Ты ее немедленно поставь под ударение!

Слайд 7

Закон правописания безударных гласных в корне слова а) Закон должен отражать самое главное. б) Формулировка должна быть краткой.

Слайд 8

Способы проверки изменением числа замена одной части речи другой прибавлением суффикса изменением времени

Слайд 9

Найдите “третье лишнее”: Гореть, угорать, гора Пара, парный, паровой Горе , нагорный, горевать Носильщик, носатый, поднос Пот, потолок, потливый Лето, летний, лететь Море, морщины, морской Наводить, подводник, наводчик Гусь, гусыня, гусеница Водитель, водник, водопой Примерка, примерочная, вымерло Коснется, прикосновение, косьба

Слайд 10

Эталон Гореть, угорать, гора Пара, парный, паровой Горе , нагорный , горевать Носильщик, носатый, поднос Пот, потолок , потливый Лето, летний, лететь Море, морщины , морской Наводить, подводник , наводчик Гусь, гусыня, гусеница Водитель , водник, водопой Примерка, примерочная, вымерло Коснется, прикосновение, косьба

Слайд 11

? ! ! ! ! Научился проверять безударную гласную в корне, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. Научился проверять безударную гласную в корне, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить слова с одинаковыми корнями от похожих корней. Скажу себе: « Я работал хорошо!» Научился проверять безударную гласную в корне и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» ? ! ! ! ! Научился проверять безударную гласную в корне, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. Научился проверять безударную гласную в корне, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить слова с одинаковыми корнями от похожих корней. Скажу себе: « Я работал хорошо!» Научился проверять безударную гласную в корне и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

Слайд 12

Домашнее задание 1. Кто научился проверять безударную гласную в корне, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 35 (с.21) из параграфа 8. 2. Кто научился проверять безударную гласную в корне, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить слова с одинаковыми корнями от похожих корней, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 36, с. 21 из параграфа 8. 3 . Кто научился проверять безударную гласную в корне и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте словарный диктант из 15 слов на данную тему. 4 . Творческое задание. Сочините сказку про эту орфограмму.

Слайд 13

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

5

Автор УМК

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Тема урока

Правописание безударных гласных в корне слова

Тип

ОНЗ

 

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я рада вас ви-деть внима-тельных и сосредото-ченных.

- Что такое орфограмма?

- В каких частях слова может встретиться орфограмма?

- Обратите внимание на слайд. (в(О/А)дяной, тр(О/А)ва). Можем ли мы с уверенностью сказать, какую букву нужно писать в словах и почему?

- Значит, чем являются данные буквы в этих словах?

- А в какой части слова они находятся?

- Вы хотите расширить свои знания о правописании корней с орфограммами?

- Зачем нам нужны новые знания?

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания?

- И все?

 

-Это та буква, в написании которой мы можем допустить ошибку

-В приставке, корне, суффиксе, окончании.

-Нет, потому что эти звуки слышатся нечетко и можно допустить ошибку при их написании

-Орфограммами.

-В корнях

-Да

-Чтобы грамотно писать.

-Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем.

-Нет. Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем. Затем постараемся выполнить задание на новое знание. Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем. Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

-Слушают учителя.

-Осуществляют экспертизу правильности выполнения задания.

-Слушают учителя.

-Осуществляют экспертизу правильности выполнения задания.

-Анализировать вербальную информацию и распозновать противоречия.

-Анализировать вербальную информацию и распозновать противоречия.

Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме

Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме

-Слушать и слышать собеседника

-Слушать и слышать собеседника

-Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов

-Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов

Определяют алгоритм работы

-Слушать в соответствии с целевой установкой

-Принимать и сохранять учебную цель и задачу

-Слушать в соответствии с целевой установкой

-Принимать и сохранять учебную цель и задачу

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

 - В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте  + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

- С чего начнем наше познание нового?

 - Какой способ повторения нашей темы выберем?

- Предлагаю для актуализации  следующие слова:

 Небеса, роса, весна, часы, листок, дома.

Написать под диктовку, распределить в два столбика.

-По каким признакам разделили на столбики?

  - Сделайте разбор по составу. Кто хочет стать консультантом?

- В чем заключается трудность написания данных слов? В какой части слова можно допустить ошибку?

- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

- Попробуйте объяснить орфограммы в словах небеса и роса.

- Почему вы не можете объяснить правописание безударных гласных в корне этих слов?

- В чем заключается затруднение?

-С повторения, что знаем по теме: «Орфограмма» -Выполнение практических заданий, упражнений из учебника.

В первом столбике – существительные в ед. ч., во втором - во мн. ч.

 Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнено верно»

-В корне

-У нас нет вариантов объяснения.

-Они произносятся нечетко.

В отсутствии знаний о правописании безударных гласных в корнях.

По вызову учителя или по желанию отвечают на заданные вопросы

Анализировать вербальную информацию

Распознавать противоречия

Формулировать вопросы

Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме

Слушать и слышать собеседника

Строить монологическое высказывание

Самоконтроль выполнения действий

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Адекватно оценивать правильность  выполнения действия и вносить коррективы.

3. Выявление места и причины затруднения

- В какой позиции находятся данные гласные в словах?

- Какова же проблема?

В слабой позиции

В слабой позиции гласные звуки слышатся нечетко, поэтому их нужно поставить в сильную позицию

Слушают учителя

Анализировать вербальную информацию

Взаимодействуют с учителем

Слушать и слышать собеседника

Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Слушать в соответствии с целевой установкой

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Какова же цель нашей дальнейшей работы?

- А как называется данная орфограмма?

- Как сформулируем тему нашего урока?

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание?

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения?

-Выяснить, какая буква должна быть написана на месте орфограммы -Безударная гласная в корне

-Правописание безударных гласных в корне слова

-Обычно мы использовали метод наблюдения.

- Упражнения учебника с условным обозначением «очки»

-Слушают учителя.

Анализировать вербальную информацию

-Взаимодействуют с учителем

-Слушать и слышать собеседника

-Самоконтроль выполнения действий

-Слушать в соответствии с целевой установкой.

-Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

5. Реализация построения проекта

- Прочитайте стихотворение С. Михалкова.

- Найдите выделенные слова, укажите в них корень, поставьте ударение. В каком из слов гласная корня слышится четко, а в каком – нет?

- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели?

- Как можно проверить правописание безударной гласной в корне? Можно сделать вывод?

- Молодцы! Вы очень наблюдательны.

- Прочитайте стих на слайде.

Выразим наш вывод в обобщенном виде. Сформулируйте закон правописания безударных гласных в корне слова.

а) Закон должен отражать самое главное. б) Формулировка должна быть краткой.

- Кто лучше сформулировал закон?

- Какими способами вы проверили орфограмму?

- Какой вывод можно сделать?

-Читают: Чтобы ходики х…дили,

А будильники будили

И всегда любой из нас

Точно знал, который час,

В ч…совой мастерской

Чинят время день-деньской.

- Ходики – ударная гласная, ходили – безударная; час – ударная, часовой – безударная гласная.

-В однокоренных словах, как правило, в корне независимо от сильной или слабой позиции гласная пишется одна и та же.

- Можно поставить данную гласную под ударение.

-Читают:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно поставь под ударение.

- Ответы учащихся.

-Оценивают сами учащиеся Работа в группах.

Для каждой группы подготовлены карточки, нужно определить способ проверки орфограммы.

1 группа. Задания:

толпа - толпы, тропинка – тропы, дерево – деревья, роса – росы, гроза – грозы, сосна – сосны

2 группа. Задания:

белил – побелка, бежать – побег,, засмолить – смолка

3 группа. Задания:

трава – травушка, седой – седенький, молодой – молоденький

4 группа. Задания:

привозил – привозит, уносил – уносит, смотрел – смотрит, копилось – копится, затопила – затопит.

- Ответы по группам: 1) изменением числа; 2) замена одной части речи другой; 3) прибавлением суффикса; 4) изменением времени.

-Мы выполнили поставленную задачу, можем определить выбор безударной гласной в корне

-Выдвигают предположение о причинах правописания безударной гласной в корне

-Группируют из списка слова с безударными гласными корня

-Осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

-Выдвижение гипотез и их обоснование

-Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия

-Взаимодействуют в группе для решения задания

-Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

-Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

-Само- и взаимоконтроль выполнения действия

-Само- и взаимоконтроль выполнения действия

-Самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

-Принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров

6. Первичное закрепление во внешней речи

- Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?

Полностью с вами согласна. Выполним упражнения №30 и 31 учебника по вариантам в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все  вместе для образца

Продолжаем самостоятельно.

Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике

Нет, мы с ним легко справились

По группам (работа проводится по вариантам, сформированным на предыдущем этапе

Распознать объект анализа (безударная гласная в корне слова)

Взаимодействуют в группах

Договариваться и приходить к общему решению

Само-и взаимоконтроль

Выполнения действий

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце и действия,так и по ходу его реализации

7.Самоконтроль с самопроверкой по эталону

 - Вы уверены в своих умениях?.

- Как проверить?

- Задание для всех: выполнить задания на карточках.

 Работа по карточкам: 
Карточка №1.

Вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор (в скобках). 
На Урале целые р…ды зарастающих …зер. 
Если посм…треть с х…лма, увидите п…л…су б…регов. 
Зам…чательно то, что образовавшиеся т…рфяники сохр…нили в…дяной уровень – он в д…линах пон…жается. 
Почва колышется под сап…гами, как пол…тно материи, в других м…стах н…га вообще проваливается. 

Карточка №2.

Объяснить правописание безударной гласной в данных словах, составить с ними словосочетания (главное в этом задании – правильно определить лексическое значение данных слов): 

Развевался – развивался, примерять – примирять, поласкать – полоскать, поседел – посидел, слезать – слизать, запевать – запивать, посветить – посвятить. 
Увидать – увядать, спешите – спишите, обежать – обижать, залезать – зализать, отворить – отварить, разредить – разрядить, умолять – умалять. 
Сторожил – старожил, чистота – частота, скрепить - скрипеть.

 Ваши следующие действия?

Игра. Найдите “третье лишнее”:

Гореть, угорать, гора

Пара, парный, паровой

Горе, нагорный, горевать

Носильщик, носатый, поднос

Пот, потолок, потливый

Лето, летний, лететь 

Море, морщины, морской

Наводить, подводник, наводчик

Гусь, гусыня, гусеница 

 Водитель, водник, водопой

Примерка, примерочная, вымерло 

 Коснется, прикосновение, косьба  

- Кто допустил ошибки? Как поступить?

- Из-за чего вы допустили ошибки?

- Значит, на что мы должны обращать внимание при проверке безударных гласных?

- А как этого добиться?

 - Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок

-Да.

- Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Карточка №1. Эталон.

На Урале целые ряды (ряд) зарастающих озер (озеро).

Если посмотреть (смотр) с холма (холм), увидите полосу (полосы, полоска) берегов (берег).

Замечательно то, что образовавшиеся торфяники (торф) сохранили (охрана) водяной (водный) уровень – он в долинах (долы) понижается (ниже).

Почва колышется под сапогами (сапог), как полотно (полотна) материи, в других местах (место) нога (ноги) вообще проваливается.

Карточка №2. Эталон.

 Развевался флаг – развивался человек, примерять платье – примирять друзей, поласкать кошку – полоскать белье, поседел от горя – посидел на завалинке, слезать с дерева – слизать с тарелки, запевать песню – запивать таблетку, посветить фонариком – посвятить жизнь детям.

Увидать друга – увядать от жары, спешите на помощь – спишите упражнение, обежать вокруг дома – обижать маленьких, залезать на дерево – зализать раны, отворить ворота – отварить картошку, разредить морковь – разрядить ружье, умолять о пощаде – умалять заслуги.

Сторожил сад – опытный старожил, чистота дома – частота пульса, скрепить дружбу – скрипеть дверью.

-Проведем самопроверку по эталону – на парте.

-В этих словах похожие корни, но они не являются однокоренными.

-На то, чтобы проверочное слово было однокоренным или формой того же слова.

 -Определить значение слова.

Выполняют  задания на карточках.

Выдвигают предположение о правописании безударных гласных в корне слова

Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Выдвигают гипотезу и обосновывают

Сравнивают разные точки зрения

-Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

-Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

-Само- и взаимоконтроль выполнения действия

-Само- и взаимоконтроль выполнения действия

Самостоятельно контролируют время, оценивают выполненное задание

8.Включение в систему знаний и повторения.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?

 - Достаточно ли  мы закрепили новое правило?

- Почему?

 А можем ли мы применить данный языковой закон для проверки всех букв в слове?

 -Правильно. Правописание согласных в корне мы будем изучать уже на следующем уроке.

-Можем определить выбор гласной в безударных корнях.

-Да.

- Объем практического применения нового знания достаточен. -Нет, мы не можем проверить правописание согласных, потому что они не бывают ударными или безударными

-Слушают учителя

-Слушают учителя.

-Анализировать вербальную информацию

-Взаимодействуют с учителем

-Слушать и слышать собеседника

-Самоконтроль выполнения действий

9. Рефлексия  учебной деятельности

- Чему был посвящен урок?

- В чем суть правописания данных корней?

- Какие затруднения мы испытали?

- Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

Научился проверять безударную гласную в корне, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Научился проверять безударную гласную в корне, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить слова с одинаковыми корнями от похожих корней. Скажу себе: «Я работал хорошо!» Научился проверять безударную гласную в корне и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

-Правописанию безударных гласных в корнях. -Безударные гласные проверяются ударением.

-Не всегда правильно выделяем корень слова. -Определение значения корня

-Группа экспертов дает оценку правильности выполнения

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Взаимодействуют в группе для решения задания

Аргументируют свою точку зрения, отстаивают свою позицию

Осуществляют пошаговый контроль результатов

Адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Разработали: учителя русского языка и литературы Апастовского МР

1) МБОУ «Каратунская СОШ» Заббарова А.Г.

2) МБОУ «Мурзинская СОШ» Идиятуллина Г.К.

3) МБОУ «Табар-Черкийская СОШ» Афанасьева Л.И.

4) МБОУ «Бишевская СОШ» Телишева М.А.

5) МБОУ «Кзыл-Тауская СОШ» Гайфуллина А.А.



Предварительный просмотр:

Хасанова Н.Ф. Буинский р-н МБОУ «Кайбицкая ООШ»

Тамбова Е.Г. Кайбицкий р-н, МБОУ «Большеподберезинская СОШ»

Тарасова Н.В. Кайбицкий р-н, МБОУ «Фёдоровская СОШ»

Клочкова М.М. Кайбицкий р-н МБОУ «Кулангинская ООШ»

Куликова Л.А. Кайбицкий р-н МБОУ «Большекайбицкая СОШ»

Предложения с обращениями (5 кл.)

Тип урока: ОНЗ.

Цели:

-формирование:

а)познакомить с понятием «обращение»,его особенностями как в устной, так и в письменной речи.

б) обучить правилу постановки знаков препинания при обращении.

- развитие: орфографической зоркости;

мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта, карточки.

Необходимое оборудование: учебник.

Демонстративный материал: алгоритм проверки постановки знаков препинания при обращении, эталоны для самопроверки.

                          Ход урока:

1.     Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

Звучит песня «Антошка»

Учитель: К кому обращаются ребята в песне?

Ученик: К Антошке.

Презентация:

Слайд №1

Всем нам при общении

поможет обращение.

Можно смело обратиться

К людям, звездам или птицам.

Только друг не забывай,

Запятые расставляй.

Учитель: К кому обращается автор в этих строчках?

Ученик: К другу.

Учитель: Догадайтесь, какова тема нашего урока?

Ученик: Обращение.

Учитель :Кто подскажет ,почему  слово «друг» выделено красным цветом?

Ученик: Я думаю, что обращение необходимо выделить запятыми. Об этом сказано в последней строчке стихотворения.

Учитель: Молодцы. Итак, тема нашего урока «Предложения с обращениями»

11.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте  + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

111. Выявление места и причины затруднения..

 

-Какова же проблема?  (находить обращения в предложении, устанавливать различия между обращением и подлежащим, опознавать обращения на слух и находить их в письменной речи )

1V.  Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

      - Какова же цель нашей дальнейшей работы? (  опознавать обращения на слух и находить их в письменной речи )

 - Как сформулируем тему нашего урока? (Предложения с обращениями)

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).

V. Реализация построения проекта.

- Обратите внимание на  предложения,  записанные на доске.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно ,давно ты ждёшь меня.

Как звали няню Пушкина?(Арина Родионовна)
Как называет автор няню ? (голубка дряхлая моя, подруга дней моих суровых)Чем  являются данные слова в предложении? (обращением)

Учитель: Да ,это распространённое обращение. Как обращение выделяется на письме? (запятыми  или восклицательным знаком ) Запомните графическое обозначение обращения на письме в виде О)

 Молодцы! Вы очень наблюдательны.

- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим  эталон. Кто попробует?

 На доске: О,... .

                   О!... .

                   …,О,… .

                   …,О ! .

- Теперь мы можем  находить обращения и выделять их правильно на письме)    

 Работа с учебником (станица 98-99,параграф 42 )

Учитель: Правильный  ли мы  сделали вывод и что нового узнали из учебника?

Ученик: Правильно,   я ещё узнал ,что обращение произносится с  особой  звательной интонацией

 

 V1. Первичное закрепление во внешней речи. 

(1)    Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

– фронтально,в парах или группах.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 213 (устно, чтение по ролям)      

 Упр. 214  (самостоятельная работа)

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

  VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех ( индивидуальные разноуровневые задания по карточкам)

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок

 V111. Включение в систему знаний и повторение.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (  Узнали ,что такое обращение,как оно выделяется на письме и в устной речи,что оно не является членом предложения,бывает распространённым и нераспространённым,имее звательную интонацию и схематически выделяется О).

 

1Х. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему был посвящен урок? (Предложениям с обращением)

 Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем  обращения).

- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило  )

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 ?        

 Научился   находить обращения в предложении  Поставлю  плюс

    !        

 Научился выделять обращения    . Скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! !          

Научился  правильно произносить предложения с обращениями «Молодец!»

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто  научился находить обращения и остался вопрос Упр.215

2 Кто научился находить обращения и выделять на письме ,но не уверен Упр.218

3. Кто: «Молодец « Упр.220

4. Задания для умников и умниц!

Из сказок выписать 5 предложений с распространёнными обращениями и составить схемы

-Оцените учебную деятельность класса.

-Спасибо,



Предварительный просмотр:

Правописание суффиксов существительных –чик-,  - щик- (5 кл.)

Тип урока: ОНЗ.

Цели:

-формирование:

а) представления о правильном правописании чередующихся согласных в суффиксах –чик-, - щик-;

б) способности к написанию чередующихся согласных;

- развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

-воспитание:

а)любви к русскому  языку;

б) умения работать в группе, ответственности.

Раздаточный материал: лист самооценки.

Необходимое оборудование: учебник.

Демонстративный материал: алгоритм –схема проверки чередующихся согласных в суффиксах существительных; эталоны для самопроверки.

Ход урока:

1.     Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Словообразование)

- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

- Как называются части слова? (Морфемы).

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Образование имён существительных).

- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

-Какая морфема идёт после корня? (Суффикс)

- Вы хотите расширить свои знания о суффиксе? (Да.)

- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-И все? (Нет).

-Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

11.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте  + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Морфемный разбор слова»).

 Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).

-Предлагаю для  морфемного разбора следующие слова: каменщик, резчик, разносчик, переплетчик, наводчик.

(Кто-то может работать у доски, остальные  - в тетрадях).

-Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)

Камен/щик/        рез/чик/                раз/нос/чик/                пере/плет/чик/

на/вод/чик/

- Прочитайте слова ещё раз. Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксах существительных –ЧИК-, -ЩИК-? (По произношению нельзя определить выбор букв Ч и Щ в суффиксах существительных –ЧИК-, -ЩИК-)

-Какими новыми знаниями мы должны овладеть? (При каком условии писать Ч или Щ в суффиксах существительных –ЧИК-, -ЩИК-?)

-Какова тема урока? (Правописание суффиксов существительных –чик-,

 -щик-)

-Где нам могут пригодиться знания и умения? (Знания могут пригодиться при написании диктантов, сочинений, изложений, тестов)

- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

111. Выявление места и причины затруднения..

-В чём причина затруднения? (Не знаем, при каких условиях писать Ч или Щ)

- Почему вы не можете объяснить, какую букву писать Ч или Щ в суффиксах существительных –ЧИК-, -ЩИК-? (Потому что нам надо узнать, когда пишутся буквы Ч или Щ; при каких условиях; знать способ действия при выборе написания букв Ч или Щ в суффиксах существительных –ЧИК-, -ЩИК-; познакомиться с правилом; научиться видеть орфограмму, различать суффиксы –ЧИК-, -ЩИК- в именах существительных; писать грамотно слова; связывать условия написания букв Ч или Щ в момент письма)

1V.  Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

      - Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования Ч и Щ в суффиксах –чик-, -щик-).

 - Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

Динамическая пауза.

V. Реализация построения проекта.

- Обратите внимание на слова, записанные на доске.

 Объездчик, прокатчик, грузчик, перебежчик, обойщик, фонарщик, танцовщик, прицепщик, съёмщик

- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели?

(После д-т, з-с и ж пишется буква Ч)

-Соотнесём новое знание с правилом учебника, стр.252, параграф 89 (Ученики читают правило на стр.252)

-Оформим краткую запись (алгоритм)

(После д-т, з-с и ж/ ЧИК

остальные случаи/ ЩИК)

- Молодцы! Вы очень наблюдательны.

-Как преодолеть затруднение в выборе согласной в данных суффиксах? (Обратиться к алгоритму).

V1. Первичное закрепление во внешней речи. 

-Чтобы усвоить новый способ действия при решении учебной задачи, будем вслух проговаривать, рассуждать. Например:

Рез…ик- слово образовано от глагола резать. Является названием лица по профессии, роду деятельности. Перед суффиксом есть буква З, значит, в суффиксе надо писать букву Ч.

Ученики выполняют упражнение 706, проговаривая во внешней речи, обозначают условия выбора орфограммы (по цепочке).

Докладчик - слово образовано от глагола докладывать. Является названием лица по профессии, роду деятельности. Перед суффиксом есть буква Д, значит, в суффиксе надо писать букву Ч.

Паромщик - слово образовано от существительного паром. Является названием лица по профессии, роду деятельности. Перед суффиксом нет букв Д-Т, З-С и Ж, значит, в суффиксе надо писать букву Щ.

Лакировщик - слово образовано от глагола лакировать. Является названием лица по профессии, роду деятельности. Перед суффиксом нет букв Д-Т, З-С и Ж, значит, в суффиксе надо писать букву Щ.

Заказчик - слово образовано от глагола заказывать. Является названием лица по профессии, роду деятельности. Перед суффиксом есть буква З, значит, в суффиксе надо писать букву Ч.

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

  VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Самостоятельно выполним упражнение 707. Не забывайте выделить суффикс в каждом слове (Ученики самостоятельно выполняют упражнение 707)

-Проверим по эталону (на слайде)

Грузчик, табунщик, фехтовальщик, объездчик.

V111. Включение в систему знаний и повторение.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор согласной в суффиксах существительных –чик-, -щик.)

- К какой группе можно применить прием проверки  согласных Ч  и Щ в суффиксах? ( К чередующимся).

- Достаточно ли  мы закрепили новое правило? (Нет).

- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

- Тогда  работаем над следующим заданием:  Спишите написанные на доске предложения, вставляя пропущенные буквы, и обозначьте условия выбора букв Ч и Щ:

Мой папа -  свар…ик. Иванов учился в школе развед…иков. В наш город приехали камен…ики. Миша с детства мечтал стать лёт…иком.

 

На доске: Д,Т,З,С,Ж –  -чик, -щик.

-Проведите самопроверку по эталону.

Сварщик ( в суффиксе после Р буква  щ)

Разведчиков(в суффиксе после Д буква  ч) и т.д.

1Х. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему был посвящен урок? (Правописанию суффиксов имён существительных –чик, -щик)

- В чем суть правописания данных суффиксов? (После  корней, оканчивающихся на буквы Д,Т,З,С,Ж пишется суффикс –чик, а после всех остальных букв пишется -щик).

-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем  суффикс слова).

- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки  согласных в чередующихся суффиксах).

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 ?        

 Научился проверять согласную в суффиксах существительных –чик-, -щик-, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

    !        

 Научился проверять согласную в суффиксах существительных –чик-, -щик-  , но не уверен, что самостоятельно смогу отличить суффиксы с чередованием. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! !          

Научился проверять согласную в суффиксах существительных –чик-, -щик- - и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился проверять согласную в суффиксах существительных –чик-, -щик-, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 708 из  параграфа 89.

2 Кто научился проверять согласную в суффиксах существительных –чик-, -щик, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить эти суффиксы, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выпишите из орфографического словаря 10 слов для словарного диктанта по изученной орфограмме.

3. Кто научился проверять согласную в суффиксах существительных –чик-, -щик-  и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по теме « Каждая профессия хороша».

4. Задания для умников и умниц!

По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово бакенщик. Найдите в нем суффикс. Подберите  5-6 примеров по теме из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.

-Оцените учебную деятельность класса.

-Спасибо.

Приложение

Лист оценивания

ФИ ученика_____________________________________

МР(морфемный разбор)

Упр.706

Упр.707

Работа в парах

Самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку УМК Рыбченковой (5 класс) "Морфемика, Словообразование, Орфография"

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку на тему "Морфемика, Словообразование. Орфография". К УМК Рыбченковой 5 класс. Тип урока: повторение и закрепление нового материал...

Рабочая программа по русскому языку ФГОС по русскому языку в 5 классе

Рабочая программа по русскому языку ФГОС по русскому языку в 5 класссе по учебнику Ладыженской...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...