Уроки ФГОС по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Хасанова Нурлися Фирдусовна

Технологические карты 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsya_i_tsya_v_glagolah.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание  -тся и  -ться в глаголах.

Тип урока: ОНЗ.

Цели:

-формирование:

а) представления о способах действия при выборе правильного написания

 -тся и ться в глаголах;

б) отработать способ действия при выборе написания –тся и –ться,

 вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

в) развивать умение сопоставлять, анализировать; развивать  орфографическую зоркость, воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Необходимое оборудование: учебник, доска.

Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.

                       

Ход урока:

1.     Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

- Какую тему мы изучаем в настоящее время на уроках русского языка?

Ученики (глагол).

Учитель

- Что вы знаете о глаголе?

-Какие правила правописания глаголов изучили?

Ученик (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)

Учитель

-Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов?

Ученики:  нет

Учитель

-Для чего нужно знать все правила написания глаголов?

Ученики:  чтобы правильно писать глаголы.

Учитель

- Вы готовы к изучению следующей темы?

Ученики: Да

Учитель

- Каким способом вы будете изучать новую тему?

Ученики:

1)сначала надо понять, что мы не знаем;

2)затем самим построить новый способ действия.

Учитель

-Как определить, что вы не знаете?

Ученики

  1. надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания;
  2. выполнить пробные действия;
  3. определить своё затруднение;
  4. подумать и найти причину затруднения

Учитель

-Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания слов данной части речи

11.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель: В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

Задание выполнено правильно, ставьте « +»

Задание выполнено неточно, ставьте знак « ?»

-Прочитайте стихотворение М.Бородицкой, записанное на доске (рубрика «Давай подумаем»):

Солнце садится, струится водица,

Птица синица в водицу глядится.

Чистой водицы синица напьется-

Славно сегодня звенится-поется.

Учитель

-Назовите выделенные слова. Разделите их на группы(глаголы, имена существительные).

Учитель

-Что интересного заметили в словах данных стихотворений?

Ученики (на конце слышится [ца])

Учитель

-Какие вопросы у вас возникли?

Ученики (почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по-разному: на конце существительных- буквами ца, на конце глаголов –ться или –тся?)

Учитель
-Попробуйте определить, когда пишется 
ца, когда –тся или -ться?

                                              РАУНД РОБИН

(учащиеся в группе обсуждают вопрос по кругу один раз, затем высказывают своё мнение; учитель записывает ответы учеников на доске).

111. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Как определить, в каких случаях пишется –тся, а в каких -  -ться?

Ученики делают предположения и объясняют свою точку зрения.

 - Давайте обратимся к учебнику и познакомимся с правилом правописания

 -тся и –ться в глаголах.

1V.  Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Учитель

    -Какую цель вы поставите для себя на сегодняшнем уроке?

Ученики:  (Узнать правило, когда пишется –тся или –ться в глаголах и научиться правильно писать глаголы)

Учитель

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание?

Ученики (Обычно мы использовали метод наблюдения).

Учитель

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения?

Ученики (Отрывок из стихотворения М.Бородицкой  ).

V. Реализация построения проекта.

Учитель

- Обратите внимание на слова, записанные на доске. Могут ли в словах, которые произносятся одинаково быть разные    написания? От чего это зависит? Попробуем разобраться.

Что делает?                                                                         Что делать?

Что сделает?                                                                        Что сделать?

бросиТСЯ                                                                             бросиТЬСЯ

нравиТСЯ        нравиТЬСЯ

удивиТСЯ        удивиТЬСЯ

вернуТСЯ        вернуТЬСЯ        

Примеры: записать у доски и в тетрадях, выделить окончание.

Он (что сделает?) бросится (3л)  на врага.

Надо (что сделать?) вернуться (н.ф.)  домой.

(Самопроверка по образцу)

Вывод:

У глаголов в н.ф. пишется – ТЬСЯ с Ь

У глаголов 3л пишется –ТСЯ  без Ь

 Составим алгоритм нашего правила

 Если глаголы отвечают на вопрос что делает? что сделает?, это глаголы 3л , значит  -ТСЯ пишется без мягкого знака.

  Если глаголы отвечают на вопрос что делать?  что сделать?, это глаголы н.ф. , значит  -ТЬСЯ пишется с  мягким знаком.

Что делает?

Что сделает?        -3 л  -         - ТСЯ                  

Что делают?

Что сделают?

Что делать?                            н.ф.              Ь          - ТЬСЯ        

Что сделать?    

V1. Первичное закрепление во внешней речи. 

Выполнение упражнения № 84 стр.42  ( опираясь на образец рассуждения, объяснить выбор написания –тся и –ться в глаголах)

-К каким словам можно применить ранее составленный алгоритм? Докажите.

-Сделайте вывод о написании -тся или -ться у глаголов.

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

Игра –соревнование «Мудрые советы» (работа в парах).

-Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах нашего богатого русского языка.

-Прочитайте пословицы и определите, какое задание нужно выполнить?

Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся.

Всякий человек на деле познает?ся.

Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся.

-Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор.

  VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель

- Вы уверены в своих умениях?

Ученики (Да).

Учитель

-Как проверить?

Ученик ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

Выполнение упражнения № 2 (работа в парах, фронтальная проверка): сделай буквенную запись слов, запиши слова в 2 столбика в соответствии с темой урока (-тся, -ться).

любит учиться (что делать?) удивляется (что делает?)

нужно торопиться (что делать?) улыбается (что делает?)

удивляться (что делать?) случается (что делает?)

улыбаться (что делать?) давно готовится (что делает?)

может случиться (что сделать?)

начинает готовиться (что делать?)

Учитель

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок

 V111. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?

Ученик (Можем определить выбор написания –тся и –ться в глаголах).

Учитель

- Достаточно ли  мы закрепили новое правило?

Ученик

 (Нет).

Учитель

- Почему ( Мал объем практического применения нового знания).

Учитель

- Тогда  работаем над следующим заданием. Выполните упражнение 84, опираясь на образец рассуждения.

-Проведите самопроверку по эталону.

1Х. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель

- Чему был посвящен урок?

Ученик (Правописанию  -тся и –ться в глаголах)

Учитель

- Какие способы действия при выборе написания –тся и ться  вы знаете? Какие затруднения мы испытали?

Ученики (Не всегда правильно задаем вопрос к глаголу)

Учитель

 - Что помогло нам их преодолеть?

Ученики (выполнение упражнений с применением алгоритма написания –тся и –ться.

Учитель

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности.

Кто научился правильно писать –тся и ться в глаголах и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» , выполните 1-ое и 2-ое задания.

Задание №1. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья  познаются в беде.

Трус своей тени  боится .

Всякий человек в деле (что делает?) познаётся(3-е л.)

У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)

Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) не видать(неопр. ф.)

Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться(неопр. ф.)

За всё (что делать?) браться (неопр. ф.) – ничего не сделать.

Правильный ответ:

Друзья (что делают?) познаются(3-е л.) в беде

Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)

Всякий человек в деле (что делает?) познаётся(3-е л.)

У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)

Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) не видать(неопр. ф.)

Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться(неопр. ф.)

За всё (что делать?) браться (неопр. ф.) – ничего не сделать

Задание № 2..Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.

      Проявлять стремление        

Испытывать волнение        

Допускать ошибки              

     Принять решение                

    Чувствовать радость    

Правильный ответ:

  • Проявлять стремление         стремиться - стремится
  • Испытывать волнение         волноваться - волнуется
  • Допускать ошибки                ошибаться - ошибается
  • Принять решение                 решиться - решится
  • Чувствовать радость        радоваться – радуется

Кто не уверен, что самостоятельно сможет  сделать выбор написания –тся и ться, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 85, стр.42.

Упражнение  85, стр .42.

Спишите текст, вставляя  в глаголы ь, если он необходим. Над глаголами  с тся,ться  надпишите вопрос.

  1. Свищет ветер  под крутым  забором , прячет(?)ся  в траву. 2.А по двору метелица  ковром  шелковым  стелет(?)ся, но больно холодна.3. Полыхают  зори, курят(?)ся  туманы, над резным  окошком  занавес багряный. 4.А рядом , у проталинки , в траве , между  корней , бежит , струит(?)ся  маленький серебряный ручей. 5. В темной роще  на зеленых  елях  золотят(?)ся  листья вялых  ив.  6.Выхожу  я на высокий берег , где покойно плещет (?)ся залив.

Правильный ответ:

1.Свищет ветер  под крутым  забором , прячется (что делает?) в траву. 2.А по двору метелица  ковром  шелковым  стелется(что делает?), но больно холодна.3. Полыхают  зори, курятся (что делают?) туманы, над резным  окошком  занавес багряный. 4.А рядом , у проталинки , в траве , между  корней , бежит , струится(что делает?) маленький серебряный ручей. 5. В темной роще  на зеленых  елях  золотятся(что делают?)  листья вялых  ив.  6.Выхожу  я на высокий берег , где покойно плещется (что делает?) залив.

У кого остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните задание №3.

Задание № 3. Сделайте буквенную запись слов. 
[бароца] , [уд,ивл,аца], [абжеч,с,а], [играца], [с,истр,ица] 

Правильный ответ:

Бороться(что делать?)

Удивляться(что делать?)

Обжечься(что делать?)

Играться(что делать?)

Сестрица(кто?)

- Оцените свою собственную работу по «Шкале успеха» (обучающиеся размещают смайлики на «Шкале успеха»). Обоснуйте свой выбор.

- Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?

Приложение

Лист самооценки

№ задания

Задание

Выполнил без ошибок

Были затруднения

Не справился

1

Прочитайте стихотворение М.Бородицкой. Назовите выделенные слова. Разделите их на группы(глаголы, имена существительные).

2

Запишите слова, данные на доске.  Могут ли в словах, которые произносятся одинаково, быть разные    написания?

3

№ 84 стр.42  ( опираясь на образец рассуждения, объяснить выбор написания –тся и –ться в глаголах)

4

Прочитайте и спишите в тетрадь пословицу  и определите, какое задание нужно выполнить?

Объясните свой выбор.

5

Сделай буквенную запись слов, запиши слова в 2 столбика в соответствии с темой урока (-тся, -ться).

Образец рассуждения. Чтобы правильно написать глагол на –тся или –ться, нужно: 1) определить , от какого слова зависит глагол; 2) поставить к глаголу вопрос. Например: Кто умеет (что делать?) веселиться, того горе (что делает?) боится.

Не надо  (        )  хвалит(?)ся, коли  не знаешь, как хлеб (       ) родит(?)ся. Нечего торопит(?)ся - не каша варит(?)ся.  Нужно (          ) наклонит(?)ся,  чтоб  из ручья  воды  напит(?)ся. Тот труда (        ) не боит(?)ся,  кто умеет       (        ) трудит(?)ся. Грамоте (            ) учит(? )ся -  вперед при годит(?)ся. За всё (      )   берёт(?)ся, да не всё (             ) удаётся.

МБОУ «Староюмралинская СОШ»  Апастовского района – Галеева Г.Д.

МБОУ «Сатламышевская СОШ» Апаствоского района – Гайнуллина Г.А.

МБОУ «Большекокузская СОШ» Апастовского района – Сулейманова Н.М.

МБОУ «Азбабинская СОШ» Апастовского района  - Валиуллина З.Н.

МБОУ «Бурнашевская СОШ» Апастовского района – Вилданова Д.Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку УМК Рыбченковой (5 класс) "Морфемика, Словообразование, Орфография"

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку на тему "Морфемика, Словообразование. Орфография". К УМК Рыбченковой 5 класс. Тип урока: повторение и закрепление нового материал...

Рабочая программа по русскому языку ФГОС по русскому языку в 5 классе

Рабочая программа по русскому языку ФГОС по русскому языку в 5 класссе по учебнику Ладыженской...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...