Уроки ФГОС по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Автор УМК | Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова |
Тема урока | Буквы Ы-И после Ц |
Тип | ОНЗ |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
1. Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных. -Посмотрите друг на друга, Улыбнитесь на досуге, И, пожав друг другу руки, «Здравствуй»,- скажем мы без скуки. - Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? - Как называются части слова? . - Какие морфемы вы знаете? -Посмотрите на слайд (Слайд №1). Что необычного вы видите? корень
- Как вы думаете, почему эта морфема осталась в стороне? - Я очень рада, что вы готовы получать новые знания. Действительно, вы правы, сегодня на уроке мы не будем говорить о правописании приставок. О правописании каких морфем мы будем говорить, вы мне подскажете после выполнения задания. | Отвечают на вопросы учителя, приветствуют учителя Морфемика Морфемы (Приставка, корень, суффикс, окончание) (Нет приставок) (Может, она нам не пригодится… Может, новая орфограмма не коснется приставок). | Учатся проводить наблюдения под руководством учителя | Понимают познавательную задачу | Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | Слушать и слышать собеседника | Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задачи | Планируют необходимые действия |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Задание 1.(Слайд 2) Ш…рох, ч..рный, ш..пот, крыж..вник, ц..пленок, ш..колад,ш..лк, лекц..я, ц..рк, ж..лтый, ш..в, улиц.. , сестриц..н. - Выпишите слова в два столбика) (проверка по эталону) - В словах второго столбика обозначьте морфемы, подчеркните букву, которой нет в словах первого столбика (ц). - Ребята, может кто-то из вас догадается, о какой теме идет речь. | дети должны самостоятельно определить, по каким правилам слова распределяются в два столбика Написание гласных после Ц) | Осуществляют поиск информации | Дают определение понятиям, устанавливают причинно-следственные связи | Аргументируют свою точку зрения, отстаивают свою позицию | Понимают относительность мнений и подходов к решению проблемы | Осуществляют пошаговый контроль результатов | Планируют пути достижения целей |
3.Выявление места и причины затруднения | - Как называются орфограмма? -Какова же проблема? | (Правописание букв и-ы после ц). (Когда пишется буква и, а когда-ы.) | Осуществляют логическую операцию установления родовидовых отношений | Выдвигают гипотезы о связях и закономерностях процессов | Формулируют собственное мнение и позицию | Учитывают разные мнения и интересы и обосновывают собственную позицию | Принимают решение в проблемной ситуации | Осуществляют познавательную рефлексию по решению учебных и познавательных задач |
4.Построение проекта выхода из затруднения | - Какова же цель нашей дальнейшей работы? - Как сформулируем тему нашего урока? - Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? - Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»). | Определить причину выбора буквы: когда пишется и, а когда -ы. (Правописание букв и-ы после ц). (Обычно мы использовали метод наблюдения). | Создавать и преобразовывать модели и схемы для решений задач. | Дети слушают учителя. | Подводят детей к определению темы и понятий. | Аргументируют свою точку зрения, спорят. Отстаивают свою позицию. | Самостоятельно ставят учебные цели и задачи. | Устанавливают целевые приоритеты. |
5.реализация построения проекта | - Обратите внимание на слова, записанные на доске. Цинк На цыпочках Цилиндр Цыкнуть Цитата Цыган Лекция Синицын Акация Курицы - Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в корне пишется И, в правом –Ы). -А в какой морфеме находится данная орфограмма? (В корне, в окончании и в суффиксе) - От чего же зависит написание И,Ы? Можно сделать вывод? (Это зависит от морфемы: в корне пишутся И, Ы, в суффиксе и в окончании-Ы). -Ребята, по правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и: 1. В словах на –ция 2.-в корнях слов. Случаи написания ы после ц: 1. в окончаниях слов 2. в суффиксе –ын -А почему же слово цыпленок пишется через ы? прочитаем в учебнике (стр. 39) Организует и сопровождает совместную учебную деятельность Ребята, правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, это правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм. Правописание Ы-И после Ц Слышится ( цы)
Слово на -ция корень суффикс окончание пишем И пишем И пишем Ы пишем Ы Слова-исключения Пишем Ы Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц!» | В левом столбике в корне пишется И, в правом –Ы В корне, в окончании и в суффиксе В корне, в окончании и в суффиксе Это зависит от морфемы: в корне пишутся И, Ы, в суффиксе и в окончании-Ы. | Осуществляют взаимный контроль. | Распознают объекты анализа | Само и взаимоконтроль | Слушать и слышать собеседника. | Самоконтроль выполнения действия. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
6. Первичное закрепление во вешней речи | 1) Работа в парах с проговаривание во внешней речи правильное правописание букв и –ы после Ц. - Как вы думаете, чем нам необходимо заняться сейчас?
-Соглашусь с вами: повторенье –мать ученья. Выполним упражнение № 462 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца 1вариант. Цинга (в корне пишется И, не является словом - исключением). 2 вариант. У гостиницы ( в окончании пишем Ы). - Продолжаем самостоятельно. -Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились). | (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике). | Строят логические рассуждения | Делают умозаключения и выводы на основе аргументации | Взаимодействуют в группе для решения заданий | Устанавливают и сравнивают разные точки зрения | Само и взаимоконтроль выполнения задания | Самостоятельно контролируют свое время |
7.Самсоконтроль с самопроверкой по эталону | -Ребята, вы уверены в своих умениях? (Да). -Как мы можем это проверить? - Задание для всех: вставить пропущенные буквы и -ы и обозначить условия выбора изученной на уроке орфограммы в первых пяти словосочетаниях из упр. №463. Кто закончит раньше, составят простые и сложные предложения с этими словосочетаниями продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 6-10) Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону). Эталон: Ы И на ЦИЯ ИСКЛ: ЦЫПЛЕНОК, ЦЫГАН, ЦЫКНУТЬ, НА ЦЫПОЧКАХ 1. На уроке природоведения пятиклассники изучали «Акации как вид кустарниковых» .2. По тексту учебника «Природоведение 5 класс» можно написать интересное изложение (4-5 предложений) с использованием слов на правило «Буквы И-Ы после Ц». Взаимопроверка - Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном). - Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок | ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону). | Строят логические рассуждения | Делают умозаключения и выводы на основе аргументации | Взаимодействуют в группе для решения заданий | Устанавливают и сравнивают разные точки зрения | Само и взаимоконтроль выполнения задания | Самостоятельно контролируют свое время |
8.Включение в систему знаний и повторения. | - Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? - Достаточно ли мы закрепили новое правило? - Почему? (- Тогда работаем над следующим заданием: Игра «Лови ошибку» Профессору Синицину! Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе. (взаимопроверка, проверка по эталону) Тест по теме 1.Подчеркните ряд, в котором в каждом слове пишется И А) ц..рковой, ц..ферблат, ц..кады Б) ц..тата, дисц..плина, ц..кнуть 2.Укажите слово, в котором допущена ошибка А) конституция Б)на ципочках в) нумерация г) циклон 3) Напишите слово А) Призыв на военную службу ____ Б) Номер, с которым выступают в цирке ____ В) лекарство для прививок______ Г) Основной закон государства _____ Слова для справок: конституция, цирковой, мобилизация, вакцина | (Можем определить, какая буква Ы или И пишется после буквы Ц). (Нет). Мал объем практического применения нового знания). | Строят логические рассуждения | Делают умозаключения и выводы на основе аргументации | Взаимодействуют в группе для решения заданий | Устанавливают и сравнивают разные точки зрения | Само и взаимоконтроль выполнения задания | Самостоятельно контролируют свое время |
9. Рефлексия учебной деятельности | - Что нового вы узнали на уроке? -Когда мы нуждаемся в правописании буквы И после Ц? -Когда будем утверждать, что после Ц пишется Ы? -Какие затруднения мы испытали? -Как мы преодолеем трудности? (Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. ? Научился проверять гласные И-Ы после Ц, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. ! Научился проверять гласные И-Ы после Ц, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!» ! ! ! Научился проверять гласные И-Ы после Ц - и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» - Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности: 1. Кто научился применять орфограмму №15 стр.39, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 464 из параграфа 87. 2. Кто научился определять правописание и-ы после ц в любой части слова, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с «и» и корни слов - исключений, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 465. 3. Кто научился применять орфограмму 15 и может объяснить тему товарищу, скажи себе: «Молодец!» и придумай 5-6 предложений по теме « В цирке». 4. Задания для умников и умниц! По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово цитата. Найдите в нем корень. Подберите 5-6 цитат из программного произведения, которое изучаете в настоящее время. -Оцените учебную деятельность класса. -Спасибо, | (Слова- исключения нужно знать наизусть? Выучим орфограмму наизусть) | Обобщают понятия, осуществляют сравнения | Учатся основам рефлексии | Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Осуществляют коммуникативную рефлексию как осознание оснований | Осуществляют пошаговый контроль результатов | Осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-556915-1423161971.jpg)
Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку УМК Рыбченковой (5 класс) "Морфемика, Словообразование, Орфография"
Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку на тему "Морфемика, Словообразование. Орфография". К УМК Рыбченковой 5 класс. Тип урока: повторение и закрепление нового материал...
Рабочая программа по русскому языку ФГОС по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку ФГОС по русскому языку в 5 класссе по учебнику Ладыженской...