Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология. Обобщение изученного"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Валентина Владимировна Московская

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология. Обобщение изученного"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41» г. Брянска

Конспект урока

по русскому языку в 5 классе

на тему:

«Лексикология. Обобщение изученного»

Разработано

учителем русского языка и литературы

Московской В.В.

Брянск – 2016

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Лексикология. Обобщение изученного

Цели и задачи урока: обобщить изученное по теме «Лексикология», пополнять словарный запас учеников, совершенствовать орфографические навыки, воспитывать интерес к родному слову, любовь к русскому языку.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Лексико-терминологический диктант

1 учащийся работает на скрытой части доски, остальные записывают в тетради слова, значения которых называет учитель.

Словарный состав языка; словарный запас человека; небольшая книга без переплета; похожий на иней осадок, образующийся в туманную погоду на ветвях деревьев, проводах; очень мелкий дождь; слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению; слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению; слова, противоположные по лексическому значению; старый, опытный воин; человек, совершающий поездку в поезде или другом виде транспорта; непрерывно движущаяся лестница для подъема или спуска людей в метро; самоходная землеройная машина для выемки и погрузки грунта; слова, имеющие несколько лексических значений.

Проверка работы, объяснение некоторых орфограмм.

(Лексика, лексикон, брошюра, изморозь, изморось, омонимы, синонимы, антонимы, ветеран, пассажир, эскалатор, экскаватор, многозначные).

Дополнительные вопросы:

- Являются ли слова «изморозь» и «изморось» омонимами? (нет, это омофоны)

- Приведите примеры омофонов.  (пруд и прут, молот и молод, спиши и спеши, полоскать и поласкать)

  1. Инсценировка учащимися диалогов «Говорят дети»

а) – Я в школу не пойду.

    – Почему?

    – Там детей режут на экзаменах.

б) – Зимой выпадет снег, ударят морозы.

    – А я тогда буду дома сидеть, на улицу не пойду.

    – Почему?

    – Чтобы морозы меня не ударили.

в) – Иди спать, скоро ночь наступит.

    – Наступит, а нас не раздавит?

Эти диалоги вызывают улыбку. О чем не знаю малыши? (О том, что слова могут быть многозначными и что среди значений слов могут быть переносные). Приведите примеры многозначных слов.

  1. Работа с многозначными словами

1) Замените во всех словосочетаниях прилагательные одним многозначным словом.

а) Теплый климат, приятный голос, плавные движения, уступчивый характер, ласковая улыбка, вежливый упрек, тихий стук. (мягкий)

б) Заслуженный ученый, большое яблоко, серьезный разговор. (крупный)

в) Прохладный ветер, чистый воздух, сегодняшняя газета, мягкий хлеб, ярко-зеленая листва, доброкачественная пища. (свежий)

2) Разгадайте загадки

  1. Зеленый, еще не краснеет.
  2. Еще зеленый, а уже не краснеет.

Объясните значение слов «зеленый» и «краснеет». (В 1 предложении «зеленый» – цвета травы, незрелый, «краснеет» – зреет, поспевает; во 2 предложении «зеленый» –  молодой, «краснеет» – стыдится.)

В каком примере слова употреблены в переносном значении?

  1. Физкультминутка

Учащиеся выходят из-за парт. Если учитель называет выражение, где слова употреблены в прямом значении, учащиеся выполняют поворот направо, если в переносном значении – налево.

Бархатный занавес, бархатный лужок; золотое кольцо, золотая рожь; светлая комната, светлое будущее; разгорелась ссора, разгорелось пламя; пустой карман, пустой разговор; грязное ведро, грязное дело; кислое лицо, кислая ягода; горячая пища, горячая голова; теплая встреча, теплая одежда; воет собака, воет вьюга.

  1. Работа с омонимами

Что является средством создания комического эффекта в предложении: «Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его.»? (омонимы)

Чем отличаются омонимы от многозначных слов?

(У многозначных слов есть сходство в лексических значениях, у омонимов его нет)

Приведите примеры омонимов. (клуб, свет, брак, пар, тушить, бор)

  1. Игра   «Переводчик» (работа с синонимами)

Что такое синонимы? Переведите предложение с «русского на русский», заменив синонимами все слова – самостоятельные части речи.

Водитель сосредоточенно вглядывался во мрак. (Шофер внимательно всматривался в темноту)

  1. Работа с антонимами
  1. Устная работа

Есть и другой тип отношений между словами, отношение противопоставления. Такие слова называются … (антонимы).

Подберите антонимы к словам: далеко (близко), узкий (широкий), богатый (бедный), любовь (ненависть), ленивый (трудолюбивый), расческа (?), велосипед (?).

Антонимия связана только с качественным, оценочным значением.

  1. Творческая письменная работа (по вариантам)

Вставьте в пословицы пропущенные слова-антонимы.

1. … птичка носик прочищает, а … глаза продирает. (ранняя, поздняя)

… поддакивает, а … спорит. (враг, друг)

Лучше воду пить в …, чем мед в … . (радости, кручине)

Одежда лучше …, а друзья … . (новая, старые)

2. На … собака лает, а … кусает. (смелого, трусливого)

… ищет место, а … и в углу видно. (глупый, разумного)

… земля … рук не любит. (черная, белых)

Готовь сани ... , а телегу … . (летом, зимой)

  1. Подведение итогов
  2. Домашнее задание

Составить вопросы и задания по теме «Лексикология», работая с текстом Н.Сладкова. (Учащимся раздается распечатанный текст)

Зацвела ива… Каждый ивовый барашек – как пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Пальцем тронешь – пожелтеет палец. Щелкнешь – золотой дымок запарит. Понюхаешь – мед!

Спешат гости на пир.

Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.

Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут.

Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолетики.

Жуки какие-то копошатся.

Мухи жужжат.

Бабочки крылья распластали.

Шершень на слюдяных крыльях, полосатый, злой и голодный, как тигр.

Все гудят и торопятся: зазеленеет ива – пиру конец.

(Н.Сладков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку По теме «Систематизация и обобщение изученного о глаголе» 6 класс

1. Посмотреть, как дети усвоили тему «Глагол», как умеют определятьморфологические признаки.2. В работе над предложением повторить знаки препинания приоднородных членах.3. Работать над орфографией: уч...

Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)

Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)         ...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе» (1час) Целесообразность применения ИКТ: - применение ИКТ на данном уроке позволяет сделать занятие более интересным дл...

Конспект урока по русскому языку (9 класс) «CПП с придаточными определительными. Обобщение».

Цель урока: 1. Обучающая  цель: обобщение знаний о СПП с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения и производить их ...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Обобщение знаний об имени существительном, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Обобщение знаний об имени существительномЦели деятельности учителя: актуализация знаний по теме «Имя существительное», совершенствование умения правильно...

Открытый урок по русскому языку на тему: « Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс)

laquo; Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс) Цели:Диагностика усвоения темы «Причастие».Орфографический и синтаксический повтор....