Урок в 6 классе. Число существительных.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Прикуле Марина Николаевна

Цель: Ученики должны понимать, что в основе категории числа - количественные отношения предметов;   развивать умение вести дискуссию на лингвистическую тему и доказывать правильность своей точки зрения, объясняя причину использования формы единственного числа существительного, обучаться  правильному употреблению существительных в речи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse._chislo_sushchestvitelnyh_.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Прикуле Марина Николаевна

Учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 6 классе (УМК авторов М.В. Панов, С.М.Кузьмина и др )

Тема: Число существительных.

Цель: Ученики должны понимать, что в основе категории числа - количественные отношения предметов.

Задачи:

Образовательные: 

  • Уметь определять форму числа существительного;
  • Уметь, заменять форму единственного числа формой множественного числа;
  • уметь работать с текстом научного стиля;
  • уметь составлять план ответа: «Роль категории числа?»;
  • уметь исправлять ошибки и аргументировать ответ;
  • уметь трансформировать предложения и приводить примеры согласно заданию;
  • обучаться  правильному употреблению существительных в речи.

Развивающие: 

  • развивать аналитические способности,
  • развивать умение вести дискуссию на лингвистическую тему и доказывать правильность своей точки зрения, объясняя причину использования формы единственного числа
  • развивать внимание, мышление, память,
  •  развивать орфографическую зоркость;

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать самостоятельность, ответственность,
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Обсуждение удачных и неудачных предложений, исправление ошибок. Например, почему можно сказать Профессор выступал перед участниками конференции, но нельзя сказать Профессор Иванова  выступал перед участниками конференции?

  1. Работа с учебником  (чтение материала учебника стр.201).

Знакомство с исторической справкой

В древнерусском языке, в отличие от современного русского языка, было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное:

стол, бок  – единственное число

стола, бока  – двойственное число

столы, боки  – множественное число

В подавляющем большинстве современных индоевропейских языков двойственное число исчезло, оставив только более или менее многочисленные следы своего существования. В настоящее время в русском языке имеются только некоторые, немногочисленные остатки двойственного числа. Формы двойственного (вместо множественного) числа сохранили названия некоторых парных предметов: рога, глаза, берега, рукава, бока, плечи, бёдра, руки, ноги, колени, уши, очи и т.д.

Сравните у Пушкина: "Умыть лицо, плеча и груди" ("Евгений Онегин").

4. Наблюдения и анализ. Работа с учебником (стр.201-202).

  • Что вы узнали о грамматической категории числа существительного?
  •  Используя материал учебника, составьте краткий план ответа «Роль категории числа».

Учащиеся работают с учебником и составляют план. Затем зачитывают его и обсуждают.

Примерный план:

1.Форма единственного числа: 1) может обозначать один предмет, 2) может вообще не сообщать о количестве предметов.

2. Форма множественного числа употребляется лишь тогда, когда счет предметов возможен.

4. Работа с текстом (тест на листках на каждой парте или проецируется на доску)

Распахнулась навстречу и откликнулась под певучими полозьями сумеречная тундра. На сугробах угасали последние отблески солнца…

На другой день звероловы надели лыжи, положили в заплечные мешки куски мерзлого мяса, капканы и отправились в дорогу. Через полчаса ходьбы наткнулись на одинокий волчий след.

Тынерей поставил шесть капканов. Два из них обнесли невысокой изгородью из тонких жердей, и в жерди понатыкали еловых лап.

  • Волк – животное осторожное и умное, - сказал дед Тынерей. – Он не всегда берет приваду, ежели привада лежит на виду, открыто. Зверь опасается: уж больно легкая добыча, как бы не попасть в беду. Ну, а раз мясо от тебя спрятано, как овца в хлеву, стало быть, его можно взять.

(По Ю. Качаеву).

  • В каком предложении есть существительное, форма единственного числа которого не обозначает только один предмет? Что подразумевает автор, употребляя слово в единственном числе? (Слово волк употреблено в форме единственного числа, но речь идет не об одном животном, а о виде зверей и имеет родовое значение. О количестве животных ничего не сообщается, и не предполагается их счет).
  • Сколько предметов подразумевается, когда употребляется существительное во множественном числе?

Дед  Тынерей появлялся в стойбище редко – только в магазин да по большим праздникам. Промышлял он охотой: ловил песцов, ставил петли на зайцев и изредка бил волков.

     Количество предметов неизвестно, но ясно, что больше одного.

5. Закрепление. 

а) Групповая работа. Задание 251. Чтение задания.

Обсуждение в группах. Анализ предложений. Учащиеся должны найти и объяснить, в каких предложениях выделенная форма имеет значение «один предмет», а в каких – указания на количество нет. Заменить формы единственного числа формами множественного числа. Отразится ли это на смысле предложения?

Работа в тетрадях и 1-2 учащихся у доски – трансформация предложений.

б) Творческое задание.

Составьте рассказ на тему «Я помогаю папе», включив в них слова плоскогубцы, тиски. клещи, кусачки, ножницы, опилки.

Обсуждение рассказов, внимание к употреблению существительных. Возможна взаимопроверка (обмен тетрадями).

в) Задание 254. Самостоятельная работа. Варианты проверки – собрать тетради у всех учащихся или выбрать 5-6 тетрадей.

г) Индивидуальное задание: работа в карточках - подчеркните имена существительные, не имеющие формы множественного числа.

6. Рефлексия.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились? Что не совсем получилось, осталось не очень понятным?

- Было ли вам сложно?

- О чем бы вы хотели еще поговорить на следующем уроке.

  1. Домашняя работа: устно – рассказать о категории числа существительного, письменно - задание 252.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по английскому языку для начальных классов по теме "Множественное число существительных".

На уроках английского языка большое внимание уделяется изучению грамматики. В начальной школе необходимо представить грамматические правила ученикам в доступной им форме. В данной разработке урока исп...

Урок по английскому языку в 3 классе "Забавные животные. Множественное число существительных - исключений"

Данный урок подходит для учителей, работающих в неязыковых школах по программе "Spotlight".Посвящён грамматической теме "Множественное число существительных - исключений" .Содержит:1) Презентацию...

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка по ФГОС  "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...

Презентация к уроку английского языка в 3 - 4 классах по теме "Множественное число существительных".

Презентация подойдёт при первом знакомстве с темой: "Множественное число существительных".Используемые материалы:1. Round-Up 3. V .Evans. 2006....

Конспект урока "Множественное число существительных" 2 класс по учебнику М. З. Биболетовой "Enjoy English"

Конспект урока по английскому языку составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа)....