Урок в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Воронина Светлана Васильевна

Урок направлен на формирование  умений находить имена существительные общего рода, правильно употреблять их в предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchiy_rod.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Имена существительные общего рода.

Цели:

  • развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.
  • формировать умение распознавать существительные общего рода, соотносить их с определенной группой; правильно употреблять в речи существительные общего рода и существительные, обозначающие лиц по профессии.
  •  обогащать грамматический строй речи.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Синтаксическая минутка.

В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

  1. Введение в тему.

Отгадайте, о ком идет речь — о мальчике или девочке.

«Умница!» - сказала бабушка внучке.

Тихоня не торопилась домой.

Наша Маша — хвастунишка.

Назовите род выделенных слов. Что помогло вам его определить? (ключевые слова: внучка, Маша, торопилась — гл. прош. вр., окончание - а )

Как вы думаете, можно ли употребить данные слова, говоря о мальчиках? Попробуйте заменить род существительных. Что для этого нужно сделать?

С какими существительными вы познакомились? В чем их особенность? ( Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде)

Как вы считаете, можно ли их род назвать общим?

Учебник стр.145, составление схемы

Общий род

Сущ на –а/-я                                          имена собственные                                профессии

  1. Закрепление.
  1. Упражнение «Угадай слово»: по толкованию лексического значения угадать существительные общего рода,
  • Неряшливый человек (неаккуратный, лишенный опрятности).( неряха)
  • Очень трудолюбивый, старательный человек.(трудяга, работяга)
  • Умный человек. (умница)
  • Тот, кто много и часто плачет. (Плакса
  • Тот, кто любит затевать драки, ссоры. (забияка
  • Мелкий донос, клевета. (ябеда)
  • Грубый,невоспитанный человек,грубиян. (невежа)

Какие из записанных слов характеризуют человека положительно, а какие — отрицательно?

  1. Упр.277

                3. Минутка отдыха.

Послушайте шуточное стихотворение Михаила Яснова «Дразнилка» и назовите использованные в нем существительные общего рода. Докажите отнесенность этих слов к общему роду, употребив их в составе словосочетаний. В разговорной или книжной речи могут быть использованы эти слова?

Дразнилка

(шуточное стихотворение)

Ты нечестный... - Ты лохматый...

Сам ты вруша! - Сам ты веник!

Ты чумазый... - Ты ленивый...

Сам ты хрюша! - Сам вареник!

(М.. Яснов)

4. учебник стр. 146

Упр.279

Задание: подчеркните существительные общего рода и то слово, которое помогает определить род, укажите род существительных общего рода.

Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.

Чижа захлопнула злодейка-западня, бедняжка в ней и рвался, и метался.

«Ах ты обжора! Ах, злодей!» - тут Ваську повар укоряет.

«Как расшумелся здесь! Какой невежа!» - про дождик говорит на ниве камень лежа.

Вот  то-то  мне  и  духу  придаёт,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

 «Ай, Моська! знать, она сильна

Что лает на Слона!»

Ребята, из произведений, какого жанра взяты эти предложения? Кто автор?

 Почему именно в баснях много существительных общего рода? ( высмеиваются пороки людей)

  1. Творческая минутка.

«Попробуй , сочини!» - нужно сочинить стихотворение из двух строк на заданные рифмы, в которых есть имена существительные общего рода. Например,    как    Незнайка  из сказки Николая Носова:

У подножия ромашки

Я лежал, задрав тормашки.

1 команда:                      2 команда:                       3 команда:

.........торопыжка,             .........плакса,                      .........непоседа,

........книжка.                   .........клякса.                      .........беседа.

  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

открытый урок по русскому языку в 6 классе "Существительные общего рода"

Урок разработан на базе учебника Русского языка 6 класс под ред. Ладыженской, урок усвоения новых знаний....

Существительные общего рода. Урок русского языка в 5 классе.

В методической разработке урока по русскому языку представлен один из способов осмысления учащимися роли существительных в нашей речи. Показана зависимость категории рода существительного от значения ...

Урок открытия новых знаний. Имена существительные общего рода. 5 класс

Урок русского языка (5 класс). Тема: Имена существительные общего рода. (конспект и презентация)...

урок по русскому языку "Имена существительные общего рода"

разработка урока по русскому языку "Имена существительные общего рода"...

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...