Развитие креативного мышления
статья по русскому языку по теме

Кузнецова Ирина Николаевна

Залог успешности современного человека-креативное мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kreativnogo_myshleniya.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ  ВПО  «Ульяновский государственный

 педагогический университет

им.И.Н.Ульянова»

Курсовая работа

слушателя курсов повышения квалификации

по программе дополнительного

профессионального образования

«Актуальные вопросы преподавания русского

языка в общеобразовательном учреждении»

Развитие креативного мышления

учащихся  на уроках русского языка

 

                                    Учитель русского языка и литературы

                                                   МБОУ «Хорновар-Шигалинская средняя школа

                          Дрожжановского муниципального района РТ»

                                                 Кузнецова Ирина  Николаевна                              

                                                 Научный руководитель:

                  Зуева Светлана Витальевна

2012 год

Оглавление

  I.  Проблема креативного мышления - одна из важнейших проблем  всего человеческого общества.

 II.Наиболее эффективные методы развития креативного мышления на уроках русского языка (из опыта работы).

  1.Учебное исследование на уроках русского языка (приложения «Неологизмы в современном русском языке»-филологическое  исследование,  «Разработка открытого урока русского языка в 6 классе  по теме «Склонение существительных «мать» и «дочь» )

  2. Лингвистические проекты.

(приложения - Проекты  учащихся «Энциклопедия слова  «хлеб»»,  «Энциклопедия слова  «язык»»)

  3.Составление текстов – рассуждений. (приложение «Рассуждение о лесе»)  

 4.Применение на уроках русского языка и литературы технологии развития критического мышления.

III.Использованная литература

  I. Проблема развития  креативного мышления - одна из важнейших проблем  всего человеческого общества.

    Одна из важных проблем, стоящих перед  современным учителем, - это научить детей  рассуждать, мыслить творчески, то есть формировать у детей креативное мышление.

     Проблема креативного мышления была и остается одной из важнейших проблем и всего человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, когда человек непрерывно должен адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно увеличивающимся объемом информации, которой вынужден оперировать современный специалист в любой области, и с процессом интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого уровня творческого развития.

      Что же такое творчество, творческость, креативность?

 Проблема творческости является одной из основных проблем  и для психологии личности и ее развития. Однако творческость чаще всего отождествляется с интеллектуальными достижениями. Наиболее явно это выступает в традиционном для психологии психометрическом подходе, в котором одаренность прямо и непосредственно определяется с помощью интеллектуальных тестов. Но и в более поздних исследованиях, посвященных изучению креативных процессов (Ф. Баррон, Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд, С. Медник и другие), креативность остается одной из составных частей интеллектуальной одаренности. При всем разнообразии определений креативности  (как способности порождать оригинальные идеи; отказываться от стереотипных способов мышления; способности к постановке гипотез; к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое,оригинальное.
     Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс. Так, в качестве основы творческости бралась "регрессия, обслуживающая Эго" (Э. Крис, 1960) и предсознательные процессы (Л. Куби, 1958). Впоследствии С. Ариети (1964) предпринял попытку изучения творческости как своеобразного синтеза бессознательных процессов и логического мышления, присвоив этому синтезу наименование "третичных процессов". И наконец, креативность стала рассматриваться как высшая форма мышления, превосходящая обычные мыслительные акты.
    Для нас существенно то, что при всех различиях указанные подходы рассматривают творческость как аспект интеллекта; поэтому решающим моментом, определяющей характеристикой творческости является наличие продукта, или решение задачи.

   Одним из важных компонентов в формировании творческого потенциала является  поисково-исследовательская деятельность. Исследовательская работа  может проводиться почти на всех уроках. Чаще всего такая работа строится на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира в малых группах, что способствует еще и развитию устойчивых коммуникативных навыков: организация внутригруппового сотрудничества и делового общения; совместная выработка решений; разрешение демократическим путём конфликтных ситуаций.  

Формирование навыков ведения исследования происходит во время проведения практических работ. Именно здесь дети учатся использовать теорию на практике. Чаще всего такая работа ведется в парах (учитель оказывает помощь только паре со слабыми учебными возможностями.) Этот вид деятельности способствует осознанию целей предстоящей работы, анализу задачи и условий ее решения, составлению плана, определению срока выполнения, тщательному контролю качества работы.

Постепенно учащиеся овладевают способами и приемами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности, такими, как:

умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы;

умение наблюдать, работать с научной литературой;

умение проводить эксперименты;

умение давать определения и понятия.

умение делать сравнения и выводы.  

Умение добывать знания в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно) дает возможность решать учебную задачу творчески, развивать воображение и мышление, а также контролировать и оценивать свою деятельность.

В результате вовлечения ребенка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности у младших школьников, повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т. е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические и организационные.

Что должен знать научный руководитель, приступающий к совместной учебно-исследовательской работе с одаренным учеником? 

  1. Под учебно-исследовательской деятельностью  понимают такую деятельность учащегося под руководством научного руководителя,  которая связана с решением  учащимся творческой, исследовательской задачи по выбранной теме с заранее неизвестными для ученика решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы; если необходимо выдвижение гипотезы; изучение теории, посвященной  данной проблеме; овладение методикой исследования; сбор собственного материала; его анализ и обобщение; собственные выводы.
  2. Деятельность учителя в качестве руководителя учебно-исследовательской работы учащихся – это особый жанр педагогической деятельности, в основе которой лежит другая педагогическая психология, другие, отличные от традиционных, формы организации педагогического процесса.
  3.  Учитель, приступающей к этой работе, дожжен понять, что он будет иметь дело с детьми, во многом отличными от других. С теми детьми, которых мы, как правило, называем одаренными, т.е. обладающими более высокими по сравнению со сверстниками интеллектуальными способностями, восприимчивостью к учению, достаточно развитыми творческими возможностями, активной познавательной потребностью, способностью испытывать радость от умственного труда, иначе говоря, высоким уровнем учебной мотивации. Таким образом, научный руководитель, понимая, что перед ним нестандартный ребенок, должен искать нестандартные подходы к нему.
  4. Творческие способности таких детей, их умение быстро «схватывать» новый информационный материал, не всегда адекватны конкретно сформировавшимся на данный момент  интеллектуальным умениям, без которых любое исследование невозможно. К таким главным умениям относятся в первую очередь умения:

- переноса знаний из стандартной ситуации в новую для себя, нестандартную;

- установление  различных причинно-следственных связей;

- наконец, и это главное, на основе известных фактов умение их широкого обобщения.

Одна из главных задач научного руководителя – всемерно в ходе исследовательской работы не только опираться на эти умения, но, главным образом, развивать их.   

  1. Научно-исследовательская работа ученика – это в значительной мере его самостоятельная деятельность. Она предлагает в первую очередь умение работать с различными источниками информации, главным образом, с книгой. А это значит уметь:

- понимать текст, особенно трудный, на основе выделения его главной, существенной мысли.

- понимать структурные связи в тексте;

- составлять тезисы, конспект;

- критически осмысливать текст.

Развить эти умения  у ученика в ходе исследования – задача учителя.

  1. Имея в виду все вышесказанное, научный руководитель, приступая к работе с учеником, должен тщательно и четко вместе с ним спланировать предстоящую работу. Примерный обобщенный план такой работы может выглядеть следующим образом:

  А. Помочь ученику на основе изучения его интересов определить тему его будущего   исследования и вместе с ним четко ее сформулировать.

Б. Установить сроки:

    - начала работы;

    - промежуточных этапов ее выполнения;

    - окончания работы

       и стремиться четко их придерживаться.

В.  Ученик, приступающий  к исследованию, должен ясно представлять себе его цели. Этому могут помочь вопросы, на которые в процессе работы должны быть получены ответы. Таким образом, формулировка таких вопросов становится важной частью подготовки к исследованию.

Г. Успех работы во многом будет зависеть от того, какими источниками информации будет пользоваться ученик во время исследования. Прежде всего, такими источниками являются книги. Но не только они. Это могут быть в зависимости от темы, аудио- и видеозаписи, материалы периодической печати и пр.

Д. Для того чтобы работа была хорошо и успешно организована, а, как известно, от правильной организации во многом зависит успех любого дела, важно подумать способы хранения полученного во время работы материала. Он может хранить в виде карточек, ксерокопий, фотокопий и т. п.

Е. Одной из важнейших сторон исследовательской работы является систематизация полученного материала по содержанию, выделение наиболее существенного, главного материала, его обзор, рецензирование.

 Ж. Когда вся перечисленная выше работа проделана, надо подумать, в какой форме  удобней и целесообразней представить исследование. Таких форм может быть много.

Можно написать:

- доклад;

- рассказ;

- учебное пособие;

- справочник;

- компьютерную программу и пр.

 Проиллюстрировав это:

- экспериментом;

- графиками;

- таблицами;

- фотографиями;

- фильмом;

- компьютерной моделью и пр.

Создав в ходе работы:

- модель;

- карту;

- игру;

- наглядное пособие и т.д.

З. Хорошо также подумать над тем, что после проделанной работы останется другим. Например, планы работы темой, список библиографических источников и пр.

И.  Наконец, важно дать собственную оценку работе. Критерии при этом могут быть такими:

- тщательность выполнения;

- новизна содержания;

- полученные исследователем новые знания;

- дальнейшие интересы, вытекающие из исследования.

Только при таком подходе исследовательская работа может быть по настоящему полезной для ребенка, вызвать его интерес к теме исследования и принести ему подлинное интеллектуальное удовлетворение.

  II.Наиболее эффективные методы развития креативного мышления на уроках русского языка (из опыта работы)

За последние 4 года работы по проблеме  развития  креативного мышления детей на уроках и  моя творческая лаборатория пополнилась новыми формами и методами работы. Хотелось бы остановиться только на тех формах, которые наиболее эффективны на уроках русского языка и литературы  при формировании креативной деятельности учащихся.

1.Учебное исследование.

 (прил. «Неологизмы в современном русском языке» - филологическое  исследование,«Разработка открытого урока русского языка в 6 классе  по теме «Склонение существительных «мать» и «дочь» )

Особенность  уроков исследования в следующем: ход познания — «от учеников», коллективный поиск на уроке, исследовательский характер  учебной деятельности детей, интенсивная самостоятельная работа учащихся.

       В типичной образовательной ситуации классно-урочной системы реализуется стандартная позиционная схема «учитель —ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с положениями: нет готовых знаний, каждое конкретное явление, проблема требуют самостоятельного анализа.

       На уроках русского языка предлагаю такие, например, виды работы:

-Исследуя текст, найдите основные языковые средства связи между предложениями (повторяющиеся слова, местоимения и наречия, близкие по смыслу слова, союзы).

-Исследуйте текст разговорного стиля и определите, какие предложения, простые или сложные, преобладают.

-Исследуйте предложения, найдите ряды однородных членов (не менее трех) в каждом.

-Исследуйте стихи А.С. Пушкина и найдите примеры изобразительно-выразительных средств языка (тропы и стилистические фигуры).

-Просклоняйте имя существительное, определите тип и особенности склонения.

  2.Также на уроках мы учимся составлять лингвистические проекты  исследовательского характера, при составлении которых дети выполняют творческие задания разного характера: (приложения - Проекты  учащихся «Энциклопедия слова  «хлеб»»,  «Энциклопедия слова  «язык»»)

     Как же мы с дети работают при составлении проектов?

1) по разным словарям и другим источникам собирают информацию о каком-либо слове, понятии; (происхождение слова определяют по этимологическому словарю, устанавливают точное лексическое значение слова по толковым словарям, собирают фразеологические обороты, синонимы, антонимы, изучая словари фразеологических оборотов, синонимов, антонимов);

2)   выполняют непосредственно творческое задание:  подбирают рифмы к данному слову, сочиняют стихотворение об этом слове и понятии, пишут рассказ)

Такого рода исследование можно проводить при изучении имен существительных, важных в нашей жизни слов, например, родина, мама, земля.

3.Составление текстов – рассуждений (приложение «Рассуждение о лесе»)  тоже эффективный метод для развития креативного мышления учащихся. Уже в 5 классе дети знакомятся со структурой составления рассуждения (1 часть - тезис, утверждение,2 часть -доказательства, примеры, 3 часть- вывод, заключение), с лексическими и синтаксическими его особенностями, учатся  применять слова «во-первых», «во-вторых», «таким образом», «итак». В 5-7 классах дети сочиняют мини-рассуждения на самые легкие темы: «Я люблю свою маму», «Надо беречь хлеб», «Я люблю свою Родину», а в старших классах темы усложняются: «Почему надо учиться», «Охранять природу -наш долг», «Компьютер в нашей жизни играет важную роль». В младших классах такая минута общения проводится на каждом уроке, в старших классах такие задания даются в качестве домашнего задания, так как тексты должны быть объемными. Составление текстов-рассуждений готовит детей к выполнению задания С при сдаче ЕГЭ.

4.Применение на уроках языка и литературы технологии развития критического мышления.

Основной метод в работе по данной технологии - чтение фрагментами, чтение с остановками.

Для чтения фрагментами уместны короткие рассказы-повествования.

Есть несколько обязательных условий работы по данной технологии: 1)финал произведения должен быть довольно неожиданным; 2) очень важное — условие: в классе никто до этого текст знать не должен, иначе будет неинтересно;

3)любая модель технологии «Критическое мышление», в том числе «Чтение фрагментами», предусматривает три фазы: «Вызов» (или актуализация вопроса, вовлечение ученика в проблему или в процесс), «Освоение материала» (в нашем случае знакомство с текстом и его осмысление), «Рефлексия» (для урока литературы хорошо, чтобы это было соотнесение авторской позиции со своей собственной);

4)   учитель   выступает   только   лишь   в   роли   «источника   информации», консультанта и «секретаря». А свою точку зрения в этом случае учителю придется оставить при себе. Я задаю вопросы, выслушиваю ответы и все их (по возможности кратко) записываю на доске (если нужно, чуть-чуть шлифую формулировку), а если времени мало, ответы часто и не записываются.

5) во время такой работы учитель поддерживает каждую самостоятельную мысль ученика, его умение фантазировать, высказывать оригинальные мысли, не опровергает ни одну, даже нелепую мысль ученика («Ученик так мыслит»). Только   при   соблюдении   всех   этих   условий   учитель   может  добиться определенных условий.

Данный вид работы трудно проводить на каждом уроке литературы, так как для чтения и анализа даются довольно объемные произведения. Поэтому применяю его только при изучении коротких рассказов. По русскому языку можно чаще проводить чтение с остановками по любому связному тексту, данному для чтения и разбора, но времени бывает недостаточно, надо много работать над грамматическим материалом. Очень хотелось бы, чтобы материал учебников русского языка и литературы предусматривал работу по данной технологии, т.е. даны были бы специально тексты для чтения с остановками, особенно нравственного характера.

    Несомненно, все задания творческого характера носят характер повышенной сложности. Некоторые могут сказать, что они не под силу каждому, особенно слабому ученику. Практика показывает, что творческие задания надо давать и «сильному», и «слабому», так как они стимулируют мыслительную деятельность и тех, и других. Порой слабые учащиеся проявляют к таким заданиям больше интереса, чем сильные.

Творческие задания помогают учащимся открыть себе себя самого, свои творческие возможности, ощутить состояние успешности. В силах педагога помочь увидеть, что так, как пишет он, не сможет никто.(каждый имеет свой индивидуальный почерк).

III Использованная литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т4. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982.
  2. Гафитулин М.С. Уровни творчества и рождение новизны. // [WWW-документ] URL http://www.trizminsk/e/23201.htm, 1993.
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - Спб.: Питер, 2002, - 368 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии").
  4. Иванов Г.И. Формулы творчества или И начинайте изобретать. - М.: Просвещение, 1994.
  5. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. - М.: Редакция журнала "Искусство в школе", 1995. - 144 с., ил. - (Библиотечка журнала "Искусство в школе").
  6. Шрагина Л.И. Логика воображения. Учебное пособие. - Одесса: Полис, 1995, -111 с., ил.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий для развития креативного мышления школьников.

Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Поскольку школьные годы – это годы становления личности, то главная задача в том, чтобы обеспечи...

Мастер-класс Методический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»

Мастер-классМетодический  прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»...

Развитие креативного мышления: упражнения на каждый день

Самые элементарные упражнения, так сказать, «между делом», на которые не нужно много времени. Но они хорошо помогают развивать нестандартное мышление. 0_7308d_adb307f9_orig.jpgРазвитие креативного мыш...

Стилизация в графике, как средство развития креативного мышления обучающихся

Из опыта работы по развитию креативного мышления обучающихся в творческом обьединении. В работе использованы рисунки воспитанников....

"Развитие креативного мышления на уроках математики"

Данную презентацию можно использовать как шаблон при защите категории....

Развитие креативного мышления у школьников на уроках математики.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности....

Статья "Развитие креативности мышления школьников с нарушением зрения"

Статья о развитии креативности мышления отражает методы, которые используются в моей работе со школьниками в коррекционной школе....