Главные вкладки

    Рабочая программа внутрипредметного модуля по русскому языку «Стили речи» 5 «А» класс, (4 четверть)
    рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

    Ивлева Людмила Евгеньевна

        Основная цель программы внутрипредметного  модуля « Стили речи»  (9часов) направлена   на практическую деятельность , т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

    Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

    Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

    В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 5_klass_vnutripredmetnyy_stili_rechi.doc108.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов

     г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.  

    « Рассмотрено

    на заседании МО»

    Руководитель МО ________

     Л.Е.Ивлева

    Протокол №______

    от «___» _________2016г

    «Согласовано»

    Зам. директора по УВР

    ___________ Т.Ф.Трефилова

    «___»__________2016г.

    «Утверждаю»

    Директор МКОУСОШ №25с УИОП

    ________В.Ф. Ловцова

    Приказ  №383

    от «01» сентября 2016г.

                                           

                                             Рабочая программа

    внутрипредметного  модуля по русскому языку

    «Стили речи»

    5 «А» класс, (4 четверть)

    Разработала:

    учитель русского языка и литературы

     Ивлева Людмила Евгеньевна

    2016-2017 учебный год


       1.Пояснительная записка

       Рабочая программа внутрипредметного модуля разработана на основании нормативных документов:

    Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (второго поколения, приказ от 17 декабря 2010г. № 1897).

    Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях (приказ №253 от 31марта 2014г., приказ №38 от 26.01.2016г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников»).

    Базисный учебный план и учебный план МКОУ СОШ №25 с УИОП г.Россоши 2016-2017

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г.

    Программа разработана на 9 часов в качестве внутрипредметного образовательного модуля. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.

    2.Общая характеристика учебного предмета.

        Основная цель программы внутрипредметного  модуля « Стили речи»  (9часов) направлена   на практическую деятельность , т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

    Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

    Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

    В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

    Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и   лингвистической компетенции учащихся.

    Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования  родного языка в устной и письменной формах) реализуется  в процессе решения следующих практических задач:

    формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

    овладение нормами русского литературного языка;

    обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

    обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

    языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется  в процессе решения следующих познавательных задач:

    развитие языкового и эстетического  представления о прекрасном в языке и речи.

    Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

    Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

    воспитание учащихся средствами данного предмета;

    развитие  логического мышления;

    обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

    формирование  общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).

    3.Формы организации учебных занятий:

    • -анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
    • -лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей языка;
    • -смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
    • -составление плана текста;
    • -пересказ текста по плану;
    • -продолжение текста;
    • -редактирование;
    • -конспектирование;
    • -участие в диалогах различных видов;
    • -аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
    • создание собственных письменных текстов;
    • -составление опорных схем и таблиц;
    • -работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
    • -работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;
    • -проектная деятельность;

    В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

    • -самоконтроль
    • -взаимоконтроль
    • -итоговый контроль.

    4. Календарно- тематическое планирование .

    № п/п

    Раздел/ тема

    Кол-во

    час.

    Содержание

     темы

    Обучение

    детей с ОВЗ

    Вид

    контроля

    Оборудование

    Планируемые результаты

    Дата

    1.

     Раздел науки о языке «Стилистика»

    1.

    Систематизируют знания, полученные  при изучении  разделов науки о языке.

    Самостоятельная работа, тестовые задания.

    Раздаточный материал, словари, интернет

    Умение работать с различными источниками информации, находить её, анализировать использовать в  самостоятельной деятельности

    05.04

    2.

    Что такое текст? Тема текста.Оснавная мысль текста.

    1.

    Уметь определять основную мысль текста. Игра «Расшифруй слово».

     Устные ответы, самостоятельная работа.

    Раздаточный материал, справочная литература

    Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

    12.04

    3.

    От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

    1.

    Рисуночное письмо.Иероглифы-«священные знаки».

    Устные ответы, самостоятельная работа.

    Раздаточный материал, словари,учебники

    Осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому совершенству.

    19.04

    4.

    Составление текста с предложениями разными по цели высказывания.

    1.

    Смотр знаний научить различить предложения по цели высказывания..

    Комплексная контрольная работа .

    Раздаточный материал, словари

    Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

    26.04

    5.

    Выбери знак

    1.

    Проект «Древо семьи слов.

     Самостоятельная работа,  упражнения диагностирующего характера

    Раздаточный материал, словари

    Уметь структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

    03.05

    6.

    Повествование.

    1.

    Виртуальная экскурсия с последующим ее описанием.

     Самостоятельная работа,  упражнения диагностирующего характера

    Раздаточный материал, словари

    Осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому совершенству.

    10.05

    7.

    Рассуждение ,описание..

    1.

     Виртуальная экскурсия с последующим ее описанием

    Тестовые задания диагностирующего характера

    Раздаточный материал, словари

    Уметь пользоваться художественным текстом, находить примеры в тексте.

    17.05

    8.

    В царстве смысла много дорог.

    1.

    Проект «Отличие многозначных слов и слов-омонимов на основе исследования художественных. публицистических  текстов.

    Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

    Раздаточный материал, словари

    Умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные  источники информации.

     

    24.05

    9.

     Об одном и том же разными словами.

    1.

    Составление тематических словарей синонимов.»Описание зимнего неба»,»Воспоминание о летнем дожде».

     Выполняют задания по теме раздела.

    Вызвать интерес к определению видов предложений по цели высказывания.

    31.05

    5.Личностные, метапредметные, предметные  результаты освоения курса.  

    Личностными результатами изучения являются следующие умения и качества:

    – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

    – устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

    – интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

    – интерес к изучению языка;

    – осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели ; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

    – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

    – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

    – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

    – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД:

    – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

    – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

    – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

    – владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

    – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

    – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

    – пользоваться словарями, справочниками;

    – осуществлять анализ и синтез;

    – устанавливать причинно-следственные связи;

    – строить рассуждения.

    Коммуникативные УУД:

    – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

    – уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

    – уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    – уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

    – уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

    – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

    – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

    – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

    – высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

    – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    – задавать вопросы.

    Предметными результатами изучения является сформированность следующих умений:

    – по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;

    – по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;

    – по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;

    – по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные  слова с непроверяемыми написаниями;

    –– по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

    6.Формы и средства контроля:

    Программа «Без грамматики не усвоишь ни истории,  ни математики» предусматривает следующие формы контроля :тестовые  работы, отчеты по исследованиям, практическим работам, защиту проектов.

    Продуктом проекта может выступить памятка «Пишу грамотно». В неё могут войти орфограммы, изученные в рамках курса, подобранные обучающимися самостоятельно.

    7.Нормы оценки знаний.

    Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

    Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

    При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

    Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

    Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

    Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

    Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

    Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

    Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

    Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

    Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

    Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

    Оценка тестов

    При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

    «5» - 90 – 100 %;

    «4» - 78 – 89 %;

    «3» - 60 – 77 %;

    «2»- менее 59 %.

     

    8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

    1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.

    2. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово.

    3. Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа.

    4. Голуб И.Б., Недзельский М.В. Русский язык: сборник проверочных заданий для 6 класса.

    5. Горбачевич К.С. Русский язык: Прошлое, настоящее, будущее.

    6. Земская Е.А. Как делаются слова.

    7. Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова.

    8. Львова С.И. Там, где кончается слово.

    9. Малюшкин А.Б. Тесты по русскому языку для 6 класса.

    10. Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика?

    11. Панов М.В. А всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии.

    12. Панов М.В. Занимательная орфография.

    13. Постников И.И. и др. Это непростое простое предложение.

    14. Шанский Н.М. История слова.

    15. Материалы газеты и журнала «РЯШ в школе».

    16. Все виды словарей.

    17. Мультимедийный проектор.

    18.. Экран.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по русскому языку "Стили речи"

    Цель данного проекта - научить детей использовать полученные на уроках знания на практике, подбирать примеры разных стилей речи, при этом уметь доказывать свою точку зрения и привлекать разные источни...

    Урок русского языка. Стили речи.

    План  урокаПредмет:    Русский язык...

    Презентация к уроку русского языка "Стили речи. Официально-деловой стиль"

    Презентация содержит образцы и шаблоны официально-деловых бумаг, а также теоретический материал по теме урока...

    Методическая разработка урока русского языка "Стили речи", 5 класс

    Данный конспект  предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе, ФГОС....

    Конспект урока по русскому языку "Стили речи"

    Конспект урока помогает обобщить знания о стилях речи русского языка, развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнения творческих и проблемных видов работ, способствует воспит...

    Урок по русскому языку "Стили речи"

    Данные презентации предназначены для использования на уроках русского языка по разделу "Стили речи". В одной рассматриваются особенности разных стилей, во второй даются практические упражнен...

    Конспект урока по русскому языку Стили речи, 5 класс

    Конспект урока по русскому языку "Стили речи" (5 класс) и использованим ссылок на карточки  УЧИ.РУ...