Конспект урока русского языка по теме "Вводные слова - смысловые отрезки"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок построен с использованием технологий личностно ориентированного обучения: дифференцированная технология, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, элементы игровых технологий.
Применяются методы, способствующие активизации мыслительной деятельности: свободная беседа, выбор способа действия, метод исследования, самооценка, взаимооценка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_5_kl.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа с. Сокольниково
Конспект урока русского языка
с применением технологий здоровьесбережения
Учитель Вилесова Н.И.
2016 г.
Методическая ценность материала
Актуальность:
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью, безоговорочно, отводится первостепенное место.
Сохранение физического, психического и нравственного здоровья в соответствии с заявленными государственными приоритетами является одной из главных задач любого образовательного учреждения.
Многолетнее исследование состояния здоровья поступающих в школу детей, к сожалению, позволяют сделать вывод о том, что положительной динамики в состоянии здоровья обучающихся не наблюдается. Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.
Исходя из этого, приоритетным направлением в работе каждого педагога должно быть сохранение здоровья обучающихся, их физическое совершенствование, а также формирование и развитие навыков здорового образа жизни.
Урок русского языка в 5 классе построен с использованием технологий здоровьесберегающей направленности, среди которых выделяются:
1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
3. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
(Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни).
Акцент делается на сохранение психологического и нравственного здоровья обучающихся.
На уроке соблюдаются санитарно-гигиенические условия, которые влияют на состояние здоровья обучающихся: температурный режим, освещённость, рассадка учащихся с учётом медицинских показаний, место и действие ТСО. Количество видов учебной деятельности варьируется от 4 до 7, чередуются они через 10 - 15 минут.
Применяются методы, способствующие активизации мыслительной деятельности: свободная беседа, выбор способа действия, метод исследования, самооценки, взаимооценки; групповая работа, работа в парах. Таким образом, создаётся благоприятный психологический климат на уроке, решается задача предупреждения утомления учащихся и появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Применяется индивидуальный подход, учитывается работоспособность обучающихся (максимальная на 20 - 25 минутах урока), особенности восприятия материала (аудиальное, визуальное, кинестетическое). На уроке проводятся физкультминутки (на 10 мин.) и минутки релаксации (на 20 мин.). Использованы элементы игровых технологий, позволяющие снять эмоциональное напряжение на уроке и обеспечивающие психологическую разгрузку. На уроке создаётся ситуация успеха, когда учитель проявляет терпение, гуманность по отношению к каждому ребёнку.
Среди здоровьесберегающих технологий особую роль играют технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Данный урок построен как раз с использованием технологии личностно-ориентированного обучения: дифференцированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, а также проблемного обучения и ИКТ.
Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.
Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.
Технология проблемного обучения. В процессе урока создаются специальные условия, в которых обучающиеся, опираясь на приобретённые знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов её решения.
ИКТ позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание, вести дифференцированную работу с каждым учеником, повышает творческий потенциал личности.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Цель педагогики сотрудничества — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
.
Урок русского языка в 5-м классе по теме «Вводные слова - смысловые отрезки, их признаки» (ознакомление)
Цели:
1) образовательная:
создать условия для формирования представлений о роли вводных слов и их значений;
2) развивающая:
развивать организационные навыки самостоятельной деятельности в парах;
3) воспитательная:
воспитание культуры делового общения, воспитание любви к языку.
Формирование УУД:
1. Регулятивные:
- умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- способность определять цели исследовательской деятельности, последовательность действий;
- умение соотносить выполненное задание с образцом;
- умение оценить своё задание: легко ли было выполнить задания, возникли ли сложности.
2. Коммуникативные:
- умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу;
- умение устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
3. Познавательные:
- умение самостоятельно прогнозировать информацию, которая нужна для изучения материала;
- умение анализировать, сравнивать, группировать;
- передавать информацию, преобразовывать её, представлять её в виде схем; самостоятельно делать выводы;
- способность планировать свою работу.
4. Личностные:
- способность адекватно оценивать свои способности;
- сформированность познавательных мотивов и интересов, социальных мотивов (чувство долга, ответственность).
Ключевые слова темы: смысловой отрезок, вводные слова, выделительные знаки препинания.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, алгоритмы.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ (самоопределение к учебной деятельности)
(Технология: педагогика сотрудничества)
Цель:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной
обстановки;
Урок начинается с приветствия учителем учащихся:
- Ребята, я рада видеть вас! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне.
Разгадайте зашифрованное слово: ОББТВВЛУУИВВЧККНРРРО (Слайд 2)
(Зачёркиваем повторяющиеся буквы)
ОТЛИЧНО: будем работать на уроке, получим отличные оценки
Запись числа в тетради, вида работы.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
действии.
(Технология проблемного обучения).
Цель:
- актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
- зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.
1. Языковая разминка. (Слайд 3)
- Прочитать предложение, выполнить синтаксический разбор, начертить схему.
Отпусти ты старче меня в море!
(Предложение простое, осложнено обращением. Обращение старче выделяется с двух сторон запятыми)
Самопроверка.
2. Найти предложения с обращениями. (Слайд 4)
А) Не трещите морозы в заповедном бору.
Б) Мороз к утру крепчал.
В) Вылезайте муравьи после зимней стужи.
Г) Муравьи санитары леса.
Ключ: А, В
- Дайте определение обращения, расскажите о постановке знаков препинания при
обращении.
III. Постановка учебной проблемы.
(Технология проблемного обучения).
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм нахождения вводных слов;
- сформулировать тему урока;
- обозначить логическую необходимость изучения этой темы.
а) Создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока.
На экране открывается запись: (Слайд 6)
Бог вас дети наградит.
Слушайтесь зайчики деда Мазая!
Конечно я выучил стихотворение.
- Найдите «третье лишнее».
(Ученики называют, что лишнее 3 предложение).
б) Побуждающий диалог (ответы учеников фиксируются на доске):
- Что это за предложение?
- Это предложение не похоже на предыдущие. В первых двух предложениях есть закономерность – обращение. Это новое предложение.
- Что можно сказать об этом предложении?
- Не знаем, наверное, это новая тема.
- Вы хотите больше узнать об этих предложениях?
- Да.
- Ребята, задания по этой теме встречаются на ГИА.
Учитель называет тему урока: «Вводные слова». (Слайд 7)
Запись темы урока в тетради.
- Как вы думаете, нет пропущенной запятой в этом предложении?
- Надо подумать.
- Проследите за интонацией. (Предложение читает учитель)
- В речи слово конечно выделяется интонационно, значит на письме выделяется запятой.
- Молодцы!
- Какие цели ставим на уроке?
- Определять значение вводных слов.
- Расставлять знаки препинания.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
IV. Введение нового материала.
(Технология проблемного обучения, педагогики сотрудничества)
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа
действия;
- создать “новую” технологию нахождения вводных слов;
- зафиксировать новую технологию знаково в речи и с помощью эталона.
1. Наблюдение. (Слайд 8)
конечно наверное
безусловно кажется
разумеется вероятно
бесспорно может быть
- По какому принципу слова распределены в два столбика?
- По значению.
- В первом столбике – уверенность, а во втором – неуверенность.
- Что узнали нового о вводных словах?
- Имеют значение уверенности и неуверенности.
2. Составление предложений с вводными словами (устно)
3. Составление алгоритма.
1. Найти смысловой отрезок и определить его вид.
2. Установить границы.
3. Определить место смыслового отрезка в предложении.
4. Выбрать нужный знак препинания и поставить его.
Вывод: вводные слова – это смысловые отрезки, имеют значение уверенности и неуверенности, на письме выделяются запятыми.
Сравнение вывода с правилом в учебнике. (Используется приём «инверт: ставят +, -, ?)
- Какую новую информацию получили?
- Выражают чувства, не являются членами предложения.
- Какие чувства? Стр. 144. 3-й столбик (к счастью, к сожалению, к огорчению)
- Работа в парах: пересказ определения друг другу
- Назвать вводные слова по значениям.
- Можете назвать, что общего у вводных слов и обращений?
- Какой ещё отличительный признак имеют вводные слова?
- Вводное слово можно переставить или опустить.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
- проговорить новый способ действия во внешней речи;
- установить состоятельность этого способа.
Выполнение упражнения 270. Комментированное письмо.
Работа в парах: один читает, другой чертит схему предложения.
VI. Развитие языковых и пунктуационных умений.
Цель:
- закрепить изученный материал,
- проверить умение применять знания на письме.
1.Вставить в предложения вводные слова. (слайд 9)
Кто-то стучится в дверь.
Это опоздавший ученик.
Погода изменилась.
Слова для справок: кажется, вероятно, может быть, к счастью, к несчастью, наверное.
- Начертить схемы предложений.
2.Помогите Пете Ошибкину: расставьте знаки препинания (слайд 10)
(Элементы игровой технологии)
К счастью дождь закончился.
Слушайтесь, зайчики деда Мазая!
После уроков я наверное, пойду на стадион.
- Найдите «третье лишнее».
МИНУТКА РЕЛАКСАЦИИ:
- Представьте, что вам очень холодно, вы съёжились, как воробьи (5 сек.)
А теперь выглянуло солнце, и вам стало жарко. Вы расслабились, откинулись на спинку стула, руки раскинули. (10 сек.)
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
-проверить свое умение применять изученный способ;
- развивать умение самостоятельной проверки по эталону.
5 этап. Самостоятельная работа.
(Технология дифференцированного обучения)
Задания на выбор: или упражнение 273, или работа по карточкам.
Карточки:
1.Расставить знаки препинания.
Не трещите морозы в заповедном лесу.
Глазами кажется готов он всех был съесть.
Этот чудесный день мы наверное не скоро забудем.
Как я люблю Волга твои воды и берега.
2.Закончить предложения, расставить знаки препинания.
Этот человек может быть совершил…..
Ребята возможно не заметили….
Мы к нашему счастью выбрались….
Игорь кажется проспал и …
(Проверяют по эталону).
VIII. Рефлексия учебной деятельности. (слайд 11)
Цель:
- оценить результаты собственной деятельности;
- повторить способ нового знания;
- сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.
- Что узнали нового?
- Полезен ли был урок?
- Что понравилось на уроке?
- Какие трудности в изучении языка сегодня преодолели?
- Я сегодня на уроке ….
Отвечая на вопросы, постарайтесь использовать вводные слова.
IХ. Домашнее задание: определение на стр. 143,
(слайд 12) составить предложения с вводными словами или составить
рассказ (письменно), используя вводные слова.
Литература:
- Селевко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения
Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...
План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе
Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»
Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...
Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»
Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».
Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучени...