Конспект урока русского языка по теме "Вводные слова - смысловые отрезки"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данный урок построен с использованием технологий личностно ориентированного обучения: дифференцированная технология, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, элементы игровых технологий.

Применяются методы, способствующие активизации мыслительной деятельности: свободная беседа, выбор способа действия, метод исследования, самооценка, взаимооценка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_5_kl.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа с. Сокольниково

Конспект урока русского языка

с  применением технологий здоровьесбережения

                                                                                               

                                                                                            Учитель Вилесова Н.И.

                                  2016 г.

                             Методическая ценность материала

Актуальность:  

      Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В ряду  приоритетных ценностей человека здоровью, безоговорочно, отводится первостепенное место.

      Сохранение физического, психического и нравственного здоровья в соответствии с заявленными государственными приоритетами является одной из главных задач любого образовательного учреждения.

      Многолетнее исследование состояния здоровья поступающих в школу детей, к сожалению, позволяют сделать вывод о том, что положительной динамики в состоянии здоровья обучающихся не наблюдается. Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.

       Исходя из этого, приоритетным направлением в работе каждого педагога должно быть сохранение здоровья обучающихся, их физическое совершенствование, а также формирование и развитие навыков здорового образа жизни.

              

          Урок русского языка в 5 классе построен с использованием технологий здоровьесберегающей направленности, среди которых выделяются:

1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

3. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

        (Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –

обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни).

       Акцент делается на сохранение психологического и нравственного здоровья обучающихся.

 

       На уроке соблюдаются санитарно-гигиенические условия, которые влияют на состояние здоровья обучающихся: температурный режим, освещённость, рассадка учащихся с учётом медицинских показаний, место и действие ТСО. Количество видов учебной деятельности варьируется от 4 до 7,  чередуются они  через 10 - 15 минут.

       Применяются методы, способствующие активизации мыслительной деятельности: свободная беседа, выбор способа действия, метод исследования, самооценки, взаимооценки; групповая работа, работа в парах. Таким образом, создаётся благоприятный психологический климат на уроке, решается задача предупреждения утомления учащихся и появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

        Применяется индивидуальный подход, учитывается работоспособность обучающихся (максимальная на 20 - 25 минутах урока), особенности восприятия материала (аудиальное, визуальное, кинестетическое). На уроке проводятся физкультминутки (на 10 мин.) и минутки релаксации (на 20 мин.). Использованы элементы игровых технологий, позволяющие снять эмоциональное напряжение на уроке и обеспечивающие психологическую разгрузку. На уроке создаётся ситуация успеха, когда учитель проявляет терпение, гуманность по отношению к каждому ребёнку.

        Среди здоровьесберегающих технологий  особую роль играют  технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Данный урок построен как раз с использованием технологии личностно-ориентированного обучения:  дифференцированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, а также проблемного обучения и ИКТ.

         Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

        Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.

        Технология проблемного обучения. В процессе урока создаются специальные условия, в которых обучающиеся, опираясь на приобретённые знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему, мысленно и практически действует  в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов её решения.

ИКТ позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание, вести дифференцированную работу с каждым учеником, повышает творческий потенциал личности.

         Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.

        Цель педагогики сотрудничества — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

       

.

        

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Вводные слова - смысловые отрезки, их признаки» (ознакомление)

Цели:

1) образовательная:

создать условия для формирования представлений о роли вводных слов и их значений;

2) развивающая:

развивать  организационные навыки самостоятельной деятельности в парах;

3) воспитательная:

воспитание культуры делового общения, воспитание любви к языку.

Формирование УУД:

    1. Регулятивные:

- умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

- способность определять цели исследовательской деятельности, последовательность действий;

- умение соотносить выполненное задание с образцом;

- умение оценить своё задание: легко ли было выполнить задания, возникли ли сложности.

    2.  Коммуникативные:

        - умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать;

        - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу;

        - умение устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь;

        - умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.  

    3.  Познавательные:

      - умение самостоятельно прогнозировать информацию, которая нужна для изучения материала;

       - умение анализировать, сравнивать, группировать;

       - передавать информацию, преобразовывать её, представлять её в виде схем;            самостоятельно делать выводы;

       - способность планировать свою работу.

     4. Личностные:

        - способность адекватно оценивать свои способности;

        - сформированность познавательных мотивов и интересов, социальных мотивов (чувство долга, ответственность).

Ключевые слова темы: смысловой отрезок, вводные слова, выделительные знаки препинания.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, алгоритмы.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ (самоопределение к учебной деятельности)

(Технология: педагогика сотрудничества)

Цель:

 - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной

   обстановки;

Урок начинается с приветствия учителем учащихся:

- Ребята, я рада видеть вас! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне.

Разгадайте зашифрованное слово: ОББТВВЛУУИВВЧККНРРРО (Слайд 2)

(Зачёркиваем повторяющиеся буквы)

ОТЛИЧНО: будем работать на уроке, получим отличные оценки

Запись числа в тетради, вида работы.

II. Актуализация  и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

     действии.

(Технология проблемного обучения).

Цель:

 - актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

 - актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

 - зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

1. Языковая разминка. (Слайд 3)

- Прочитать предложение, выполнить синтаксический разбор, начертить схему.

Отпусти ты старче меня в море!

(Предложение простое, осложнено обращением. Обращение старче выделяется с двух сторон запятыми)

Самопроверка.

   2. Найти предложения с обращениями. (Слайд 4)

  А) Не трещите морозы в заповедном бору.

  Б) Мороз к утру крепчал.

  В) Вылезайте муравьи после зимней стужи.

  Г) Муравьи санитары леса.

    Ключ: А, В

- Дайте определение обращения, расскажите о постановке знаков препинания при  

   обращении.

III. Постановка учебной проблемы. 

(Технология проблемного обучения).

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм нахождения вводных слов;

- сформулировать тему урока;

- обозначить логическую необходимость изучения этой темы.

а) Создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока.

На экране открывается запись: (Слайд 6)

Бог вас дети наградит.

Слушайтесь зайчики деда Мазая!

Конечно я выучил стихотворение.

   -  Найдите «третье лишнее».

(Ученики называют, что лишнее 3 предложение).

б) Побуждающий диалог (ответы учеников фиксируются на доске):

- Что это за предложение?

- Это предложение не похоже на предыдущие. В первых двух предложениях есть закономерность – обращение. Это новое предложение.

- Что можно сказать об этом предложении?

-  Не знаем, наверное, это новая тема.

- Вы хотите больше узнать об этих  предложениях?

- Да.

- Ребята, задания по этой теме встречаются на ГИА.

  Учитель называет тему урока: «Вводные слова». (Слайд 7)

  Запись темы урока в тетради.

- Как вы думаете, нет пропущенной запятой в этом предложении?

- Надо подумать.

- Проследите за интонацией. (Предложение читает учитель)

- В речи слово конечно выделяется интонационно, значит на письме выделяется запятой.

- Молодцы!

- Какие цели ставим на уроке?

- Определять значение вводных слов.

- Расставлять знаки препинания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IV. Введение нового материала.

(Технология проблемного обучения, педагогики сотрудничества)

Цель:

 - организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа

    действия;

 - создать “новую” технологию нахождения вводных слов;

 - зафиксировать новую технологию знаково в речи и с помощью эталона.

1. Наблюдение. (Слайд 8)

конечно                                     наверное

безусловно                                кажется

разумеется                                 вероятно

бесспорно                                 может быть

- По какому принципу слова распределены в два столбика?

- По значению.

- В первом столбике – уверенность, а во втором – неуверенность.

- Что узнали нового о вводных словах?

- Имеют значение уверенности и неуверенности.

2. Составление предложений с вводными словами (устно)

3. Составление алгоритма.

1. Найти смысловой отрезок и определить его вид.

2. Установить границы.

3. Определить место смыслового отрезка в предложении.

4. Выбрать нужный знак препинания и поставить его.

Вывод: вводные слова – это смысловые отрезки, имеют значение уверенности и неуверенности, на письме выделяются запятыми.

Сравнение вывода с правилом в учебнике. (Используется приём «инверт: ставят +, -, ?)

- Какую новую информацию получили?

- Выражают чувства, не являются членами предложения.

- Какие чувства? Стр. 144. 3-й столбик (к счастью, к сожалению, к огорчению)

- Работа в парах: пересказ определения друг другу

  - Назвать вводные слова по значениям.

- Можете назвать, что общего у вводных слов и обращений?

- Какой ещё отличительный признак имеют вводные слова?

- Вводное слово можно переставить или опустить.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

 - проговорить новый способ действия во внешней речи;

 - установить состоятельность этого способа.

Выполнение упражнения 270.   Комментированное письмо.

     Работа в парах: один читает, другой чертит схему предложения.

VI. Развитие языковых и пунктуационных умений.

Цель:

- закрепить изученный материал,

- проверить умение применять знания на письме.

1.Вставить в предложения вводные слова. (слайд 9)

Кто-то стучится в дверь.

Это опоздавший ученик.

Погода изменилась.

Слова для справок:  кажется, вероятно, может быть, к счастью, к несчастью, наверное.

 - Начертить схемы предложений.

2.Помогите Пете Ошибкину: расставьте знаки препинания (слайд 10)

 (Элементы игровой технологии)

К счастью  дождь закончился.

Слушайтесь, зайчики деда Мазая!

После уроков я наверное, пойду на стадион.

  - Найдите «третье лишнее».

МИНУТКА РЕЛАКСАЦИИ:

- Представьте, что вам очень холодно, вы съёжились, как воробьи (5 сек.)

А теперь выглянуло солнце, и вам стало жарко. Вы расслабились, откинулись на спинку стула, руки раскинули. (10 сек.)

 

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

-проверить свое умение применять изученный способ;

- развивать умение самостоятельной проверки по эталону.

5 этап. Самостоятельная работа.

(Технология дифференцированного обучения)

Задания на выбор: или упражнение 273, или работа по карточкам.

Карточки:

1.Расставить знаки препинания.

Не трещите морозы в заповедном лесу.

Глазами кажется готов он всех был съесть.

Этот чудесный день мы наверное не скоро забудем.

Как я люблю Волга твои воды и берега.

2.Закончить предложения, расставить знаки препинания.

Этот человек может быть совершил…..

Ребята возможно не заметили….

Мы к нашему счастью выбрались….

Игорь кажется проспал и …

(Проверяют по эталону).

VIII. Рефлексия учебной деятельности. (слайд 11)

Цель:

- оценить результаты собственной деятельности;

- повторить способ нового знания;

- сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.

- Что узнали нового?

- Полезен ли был урок?

- Что понравилось на уроке?

- Какие трудности в изучении языка сегодня преодолели?

- Я сегодня на уроке ….

Отвечая на вопросы, постарайтесь использовать вводные слова.

IХ. Домашнее задание: определение на стр. 143,

   (слайд 12)                    составить предложения с вводными словами или  составить              

                                         рассказ (письменно), используя вводные слова.

Литература:

  1. Селевко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...

План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе

Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»

Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...

Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»

Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».

Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное  сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучени...