Урок русского языка в 10 классе "Типы речи"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

 

Урок русского языка «Типы речи» (в 10 классе) тематический, включает материалы о храме Христа Спасителя.   Все материалы, технологии, формы и методы работы способствуют духовно-нравственному развитию и воспитанию  школьников. На уроке используются следующие технологии:  социализации личности,  самовоспитания,  сотрудничества,  групповой работы, информационно-коммуникативные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sosh_33ushakova_l.a.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

                            «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33»

                                 Г. ДЗЕРЖИНСКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

    Методическая разработка урока русского языка
в 10 классе

«Типы речи»

                               Автор:

       учитель русского языка и литературы

                   Ушакова Лидия Александровна

г. Дзержинск

 2015


Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………. …стр.3

  1. Основная часть (сценарий урока)…………………………… .. .…стр.4- 8

  1. Список использованной  литературы………………………………стр.9

  1. Приложения………………………………………………..…..…стр.9-10

  1.  Введение

                        Сегодня духовно-нравственное воспитание приобретает всё большую значимость. Оно выступает в качестве действенного средства совершенствования всех общественных отношений. Современная постановка проблемы нравственного воспитания невозможна без обращения к его духовным основам.      

                   Если мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни.

                  Духовно-нравственное развитие и воспитание личности формирует важные  ценности: индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребенка, честь, достоинство); семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, ее традиции); национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации); общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и т.д.).

                  Принимая во внимание целостность воспитательного процесса, определяя духовно-нравственную культуру как базовую, необходимо  использовать оптимальные формы работы на основе личностно-ориентированных гуманистических воспитательных технологий.

                   Урок русского языка «Типы речи» (в 10 классе) тематический, включает материалы о храме Христа Спасителя: историческую справку, художественное описание храма перед открытием, художественное описание в ночь после разрушения. Все материалы, технологии, формы и методы работы способствуют духовно-нравственному развитию и воспитанию  школьников. На уроке используются следующие технологии: технология социализации личности, технология самовоспитания, технология сотрудничества, технология групповой работы, информационно-коммуникативные технологии.

  1. Основная часть (конспект урока)

                Типы речи (Повторительно-обобщающий        урок  русского                             языка в 10 классе по программе А.И.Власенкова).

Цели и задачи.

       I. Обучающие.

1) Закрепить умение выявлять композиционные особенности текста, определять тип речи.

2) Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

3) Формировать навык речевой грамотности.

4) Формировать умение составлять тексты разных типов речи.

        II. Развивающие.

1) Формировать умение производить стилистический анализ текста.

2) Способствовать расширению лексикона учащихся словами, связанными с архитектурным искусством.

3) Формировать умение пользоваться алгоритмом рассуждения.

        III. Воспитывающие.

1) Воспитывать культуру речи учащихся.

2) Обучать умению слушать, рецензировать ответы.

3) Воспитывать уважительное отношение к святыням русской земли, интерес к произведениям архитектурного искусства.

                                                    Ход урока.

         На экране – слайд с изображением храма Христа Спасителя. Звучит фонограмма «Колокольные звоны».

        I. Лингвистическая разминка.

Ученик читает текст, записанный на доске.

         Ст..ял храм в центре земли, шли к нему из года в год стар и млад со своим горем и со своей надеждой, из года в год писалась (не)зримая, вечная книга времён, переворач..вались её страниц.., жил народ, заг..рались и гасли свечи в храме, начинались и кончались войны, пр..ходили и, отбыв свой срок, уходили поколения…

          А храм ст..ял потому что каждый из пр..ходящих на землю жаждал в душе вечности и не было человека (не)подвластного чу..ству красоты.

(П.Проскурин)

       Словарная работа.

Учитель: В этом тексте речь идет о храме Христа Спасителя, который является СВЯТЫНЕЙ земли русской.

- А что обозначает слово СВЯТЫНЯ?

Ученик: Слово СВЯТЫНЯ имеет 2 лексических значения (см. Словарь).

1) То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым (высок.)  Например, народные святыни.

2) Предмет или место религиозного поклонения. Поклониться святыням.

Учитель: В каком значении мы употребляем слово СВЯТЫНЯ применительно к Храму Христа Спасителя?

(И в 1, и во 2 значении.)

- Назовите однокоренные слова, с помощью которых можно проверить безударную гласную в корне слова.

(Свято, святость.)

Запомните это, т.к. в последующей работе вы это слово используете.

Орфографический и пунктуационный разбор.

Задания:

- Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните их написание и сгруппируйте.

- Расставьте знаки препинания во втором предложении. Произведите пунктуационный разбор, начертите схему предложения.

(Один ученик выполняет на доске орфографический разбор, другой - пунктуационный. Затем учащиеся производят самопроверку).

        II. Повторение.

Учитель: Скажите, какого типа речи записанный текст?

(Повествование, т.к. здесь сообщается о движении людей и явлений во времени и пространстве. Особая роль принадлежит глаголам: стоял, шли, переворачивались, жил, загорались.)

- А какие еще типы речи вы знаете?  (Описание, рассуждение.)

- Запишите тему урока:

«Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение».

- А как бы вы сформулировали цели и задачи нашей работы?

(Мы должны повторить признаки, по которым различаются типы речи, т.е. смысловые, речевые, композиционные особенности.)

- Еще мы будем совершенствовать умение определять типы речи и составлять тексты разных типов речи.

Работа по группам.

Учитель: Главные особенности разных типов речи вы уже знаете. В качестве повторения предлагаю каждой группе составить фрагменты ОК (опорного конспекта) по теме «Композиционные особенности типов речи».

1 группа - повествование.

2 группа - рассуждение.

3 группа - описание.

4 группа - виды описаний.

(Консультанты проверяют, один ученик от группы отвечает.)

Учитель: После того как повторили типы речи, обратимся к выполненному домашнему заданию.

III. Проверка домашнего задания.

Учитель: Дома выполняли упр. № 303.

«Историческая справка о храме Христа Спасителя» какого типа речи?

(Это повествование с элементами описания. Повествование, т.к. рассказывается о том, когда храм построен, по чьему указу, на какие средства, как производилось строительство. Описание научное,  т.к. даются точные данные в цифрах, научные исторические факты. Далее - описание действий, трудовых процессов: дыры высверливались, пробки вколачивались, костыли забивали, всё оплеталось и т.д.).

IV. Анализ текста (по группам).

Учитель: А сейчас мы обратимся еще к одному тексту  о храме Христа Спасителя. Это упр. № 303, ч. 2.

Каждая группа получает своё задание.

1 группа: Определите тему текста. Сформулируйте и  запишите ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста.

2 группа: Определите СТИЛЬ ТЕКСТА, обоснуйте свой ответ. Проанализируйте языковые средства, которые использовал автор.

3 группа: Определите ТИП РЕЧИ, обоснуйте свой ответ. Запишите схему строения текста.

4 группа: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

- Понаблюдайте за употреблением глаголов в указанном абзаце («Стоял Храм…»)

Сколько всего слов? Сколько глаголов и глагольных форм?

Определите тип речи. Сделайте вывод.

- Найдите описание храма Христа Спасителя. Запишите слова, отвечающие на вопросы КАКОВ ПРЕДМЕТ?  КАКОЙ ПРЕДМЕТ? Какими средствами выражено значение признака?

Учитель:  Прочитайте самые яркие фрагменты текста.

       (Звучит фонограмма     «Колокольные звоны Собора»).

- Ребята, смогли вы мысленно представить храм Христа Спасителя, читая этот текст? А помогли вам его представить специальные языковые средства, использованные автором этого текста Петром Проскуриным.

Примеры выполненных заданий.

Ученик 1 группы: Тема этого текста - храм Христа Спасителя. Храм, который представляет собой целый пласт русской национальной культуры, «навечно впечатленный в камень, мозаику, золото, иконопись, фрески, отразивший мощный поток всей русской истории».

Это пласт культуры — что-то великое, величественное, являющееся дорогим, любовно хранимым и чтимым, т.е. это святыня. А всё великое должно помниться всеми поколениями через века, поэтому и «плыли купола над Москвой, связывая дни и ночи, недели и десятилетия в одну неразнимаемую цепь».

Храм был памятью, верой народа,  потому что «каждый из приходящих на землю жаждал в душе вечности и не было человека, не подвластного чувству красоты».

Ученик 2 группы: Стиль речи - художественный. Текст отличается образностью, эмоционально-эстетическим воздействием на читателей, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка.

Писатель П. Проскурин использует в тексте множество эпитетов:

густые улицы, неумолимое время, зеркальное пространство, неразнимаемая  цепь, страждущая душа и т.д.

         Автор использует олицетворения: огонёк перебегал, храм парил, купола плыли, солнце играло, храм зарывался.

Сравнение: огонёк перебегал от свечи к свече, словно от одного поколения к другому. Гиперболы: бесчисленные тени ратников, в беспредельном пространстве храма.

Стилистические фигуры речи:

Анафора: Храм стоял … Это подчёркивает незыблемость, вечность.

Употребление однородных членов предложения и словосочетаний, которые повышают конкретность и изобразительность речи.

Ученик 3 группы: В тексте сочетаются 2 типа речи: повествование с элементами описания. Повествование, т.к. здесь сообщается, рассказывается о строительстве храма Христа Спасителя в его временной последовательности. На первый план выдвигается порядок протекания действия. Начинается текст с развязки действия: событие – строительство храма - передаётся как бы в обратной хронологической последовательности. Мы сначала узнаём о развязке - построенном храме, а уже потом - о самом действии.

          Мы узнаем о том, где храм возносился, как его строили, когда и как он был открыт, освящён, а также о том, что произошло в начале осени 1932 г.   Повествование включает в себя несколько описаний:

описание предмета, описание места, описание действий и трудовых процессов.

Ученик 4 группы: Исследовательская работа.

В указанном абзаце «Стоял храм в центре земли…» всего 80 слов. Из них глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий) - 17.

Тип речи - повествование, т.к. здесь перечисляются действия в их временной последовательности. (Храм стоял, шли люди, писалась книга времён, жил народ, загорались и гасли свечи в храме, начинались и кончались войны и т.д.)

Все глаголы - несовершенного вида, прошедшего времени, указывают на длительность действия: это необходимо, чтобы перечислить именно действия, события, что характерно для повествования.

Ученик 4 группы: Мы рассмотрели другой абзац: «Облицованный… »

Этот фрагмент - описание предмета. Вот слова, отвечающие на вопросы КАКОВ ПРЕДМЕТ? КАКОЙ ПРЕДМЕТ?

Храм облицованный, мрамором бело-розовым, густыми улицами, громадным куполом, храм освещенный, неумолимое время и т.д.

Значение признака выражено разными способами: именами прилагательными, причастиями, а также деепричастиями со значением признака: блистая куполом (ср. блестящий купол.)

Типовое значение этого фрагмента текста определяется как «предмет и его признак», общий вопрос ко всему тексту - каков предмет?

V. Творческая работа.

Учитель: Анализируя текст, мы определили тип речи, выявили его композиционные особенности, изобразительно-выразительные средства языка. А теперь наша задача - самим составить тексты определенного типа речи. Творческую работу (написание сочинения – миниатюры) будете выполнять по группам.

- Я знаю, что многие ребята были в храме Христа Спасителя. Они напишут сочинение-описание по личным впечатлениям.

1 группа.  Описание состояния человека, впервые оказавшегося в Храме Христа Спасителя. Какие чувства возникли у вас? Какие мысли?

2 группа. Сочинение-повествование «Моё знакомство с храмом Христа Спасителя».

3 группа. Сочинение-рассуждение «Почему храм Христа Спасителя является святыней земли русской?»

4 группа. Сочинение-описание храма Христа Спасителя по личным фотографиям и слайдам.

Выполнение работ.

Чтение и анализ работ.

VI. Итоги, выводы.

VII. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение «Святыня земли русской…»

                             3. Список использованной литературы

  1. Власенков А.И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы»: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2010г.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 18-е изд., стереотипн.- М.: Рус.яз., 1986.
  3. Тропкина Л.А. Русский язык. 10класс:  поурочные планы по учебнику А.И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы» – Волгоград: Учитель, 2010.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://www.xxc.ru/ - «Храм Христа Спасителя. Архитектура Храма».
  2. http://predanie.ru/muz/kolokola/ - «Колокольные звоны Собора  во имя Владимирской иконы Божьей Матери».
  3. Фотографии  храма Христа Спасителя из  личного  архива.

  1. Приложение.

   

 

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....

Урок русского языка по развитию речи в 7 классе на тему «Отзыв о книге».

Урок развития речи. Способствует формированию представления о том, что такое отзыв о книге, умения создавать текст художественного стиля в жанре отзыв на книгу. На уроке повторяется знакомый материал ...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Урок русского языка по развитию речи

Урок русского языка в 10 классе по развитию речи (Написание сочинения - рассуждения, блок С)...

Технологическая карта урока русского языка и развития речи.

Использование ЭОР на уроке русского языка и развития речи....

Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.

Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить  материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...