Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Чепурная Лариса Ивановна

Урок русского языка для 5,7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx45.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имя существительное»

Класс: коррекционный (5кл., 7кл.)

Учитель: Чепурная Лариса Ивановна

Цель: Обобщить знания по теме: «Имя существительное. Грамматические признаки имён существительных". Выработать навыки определения одушевленных  и неодушевленных имен существительных.

Задачи: 

  • Образовательные: Обобщить знания учащихся о грамматических признаках имён существительных, закрепить умение определять эти грамматические признаки.
  • Коррекционно-развивающие: Развивать связную речь обучающихся, обогащать словарный запас, развивать память, внимание. 
  • Воспитательные:    Воспитывать у обучающихся интерес к предмету, уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы; способствовать созданию положительного настроя на уроке.

Оборудование:

тетрадь, пенал, карточки,   компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

I.Организационный момент.

- Психологический настрой.

Сегодня на уроке у нас гости. Они пришли посмотреть, чему вы

   научились в этом учебном году. Давайте поприветствуем их своими улыбками. Это

   придаст всем  уверенности в том, что всё у нас получится.

  С  добрым утром  начат  день,                                                    

  Первым  делом  гоним  лень,                                                    

 На  уроке  не  зевать,                                                        

Думать,  слушать,  отвечать.

II. Актуализация прежних знаний:

- Сегодня мы с вами вспомним, что такое имя существительное, какие признаки оно имеет. Побываем в гостях у одушевленных и неодушевленных имен существительных.  

(слайд 1)

 1) Повторение об именах существительных: игра « Найди лишнее». (слайд 2.)
-Дети, посмотрите на экран. Что вы видите ?
(Слова)
- Прочитайте.
-
Тетрадь, дерево, кошка, зеленый, мальчик.
-Найдите лишнее слово.
(Зеленый).
-Почему оно является лишним? Докажите.
-Слово зеленый обозначает признак предмета,
все остальные - предмет.
-Как называются слова, которые называют предметы?
- (Имена существительные).
 -Составьте предложение с одним из существительных.
-Какие грамматические признаки имеют существительные?
-Относятся к мужскому, женскому и среднему роду.
-Изменяются по родам, по числам и по падежам.
Молодцы, ребята.

восстановление в памяти знаний об именах существительных

2)А теперь перед вами шифрограмма. Среди множества букв спрятались слова.

Найдите их и подчеркните.

ВУ
МАМАПС

ВЕТКАЛЮУ

ИДК
АСТРА

Я
ВОРОБЕЙ

АЗ
КОШКАШ

ЦЕИЖ
РЕПА

- Прочитайте, что у нас получилось? Какие слова?
(слайд 3.)
Что объединяет эти слова?
-Все они имена существительные. Все нарицательные существительные.
-Давайте, попробуйте поставить вопросы к словам. На какие вопросы отвечают эти слова?
мама-кто?
(слайд 4.)
ветка-что?
астра-что?
воробей-кто?
кошка-кто?
репа-что?


На какие две группы можно разделить данные слова?
Некоторые имена существительные отвечают на вопрос кто?
Почему?
Потому что они обозначают живые предметы.
Как называются эти существительные?
Одушевленные.
Остальные слова отвечают на вопрос что?
Почему?
Они обозначают неживые предметы.
Значит, ребята, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, догадались?
Об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

III. Работа по теме урока
Откройте тетради, подготовимся к письму, вспомним правила посадки, запишите сегодняшнюю дату, классная работа.  Несколько минут мы уделим чистописанию.
На доске написано четверостишие. Прочитайте хором.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Чему учит нас это стихотворение?
Беречь природу.
Да, ребята, мы должны любить природу, восхищаться ею, бережно относиться к природе. Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов, без растений, без животных.
С ранней весны до поздней осени в лесах, на полях и в наших садах цветут разнообразные растения.
Многие цветы,  растения, животные стали сегодня редкими. Они даже занесены в Красную книгу. “Красной” она называется потому, что красный цвет-сигнал опасности.
(слайд 5)

Стоит ли губить растения из-за несколько дней красоты?
Можно ли поймать птиц, бабочек, посадить их в клетку?
Почему?
В неволе любому плохо.
Можно ломать ветки, стрелять из рогатки, бросить камешки в воробья или кошку?
Нет.
Верно, ребята. Все это-природа. А природа –это красота. А к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Мы должны защищать животных, птиц, растения не только для себя, а для будущих поколений.
А теперь спишите стихотворение чисто, аккуратно, обращая внимание на правильное соединение букв. Пишите проговаривая.
( Денис пишет 2 строчки) Написали? Подчеркните им.существительные одной чертой. (Девочки,  укажите   склонение им. сущ.)

IV. Физкультминутка

-Встали все из-за парт,
Руки на пояс.
Игра называется « Топаем и хлопаем». Если я назову одушевленные существительные, то вы похлопаете, а если – неодушевленные, потопаете.
Ягоды, веревка, писатель, карп, яблоня, орел, тигр, человек, трамвай, хлеб, дуб, инженер, люди, толпа, народ, город, мастер, село, лисенок, воин, город, медвежонок.
-Молодцы, ребята, почти не ошибались. А теперь посмотрите на меня, замерли, не поворачивая головы посмотрите вправо, влево, вверх, вниз.

V. Закрепление материала.  

(Девочкам раздать карточки )

Карточка  №1

Задание: Определите склонение

Дорога,  аппарат,  слесарь,  тень,  печь, лекарство,  сарай,  сторона,  мышь,  дочь,   литература,    Ваня.

Карточка  №3

Задание:  Выпиши  существительные  м.р.,  ед.ч.  с  шипящей  на  конце.

  Брошь,  багаж,  молодёжь,  лещ,  карандаш,  помощь, дочь,  вещь,  мышь,  клещ,  ключ,  печь.

                                                                     


(- Денис, открой учебник с.104, прочитай правило, выполни упр. 164.)

-(Девочки, откройте учебник на с.103.)

VI. Итог урока

И так, давайте мы с вами вспомним.

   - На  какие  вопросы  отвечают  имена  существительные? (Кто? Что?)

   - Что  обозначают  имена  существительные?

( Имена  существительные  обозначают конкретные предметы, явления природы, события, чувства.)

  Приведите  примеры  имён  существительных,  которые  обозначают: конкретные предметы, явления природы, события, чувства.

     

   Можно  ли  в  речи  обойтись  без  имени  существительного?

    Существительное  очень  важно  в  речи,  поэтому  обойтись  без  него  нельзя.  

                 Ведь  существительные  раскрывают  сущность  окружающего  нас  мира.

VII. Домашнее задание (слайд 6.)

с.103, упр.165
с.104, упр.6

VIII. Оценки. Рефлексия.

  У каждого на парте лежат имена существительные, выбери те существительные, которые   выражают ваши чувства на уроке

Карточки со словами:  грусть, веселье, радость, печаль, слёзы, страх, смех, удивление, смелость, труд, аккуратность, помощь, внимание.

А закончить наш сегодняшний урок, я хотела бы этим стихотворением.

      Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным друзьям!

Давайте будем беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нет:

Во всей Вселенной совсем одна.

       Что будет делать без нас она?

Спасибо за урок.

(оценивание детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...