Тема: "Буквы -Е-И в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Технологическая карта урока с использованием различных приемов самооценки и взаимооценки

Тема: "  Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с использованием различных приемов самооценки и взаимооценки

Учитель: Самохина И.Е.

Тема.  Буквы Е-И в корнях с чередованием

Тип урока: комбинированный с мультимедийной поддержкой

Цели:

Задачи:

- учить писать имёна существительные с шипящим звуком на конце;

- учить распознавать случаи написания ь;

Образовательные:

Развивающие

Воспитательные

продолжить формирование умения различать корни с чередованием и корни с безударными гласными, проверяемыми ударением

– выработать алгоритм правописания Е-И с чередованием в корне

– развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание, память;      

– развивать фонематический слух, орфографическую зоркость учащихся.

                                                                         

– создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе;                                                                                                                                                                                                                            воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе;                                                                                                                                                                                                           – способствовать формированию эстетического вкуса учащихся;

–  прививать учащимся терпимость, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
–  воспитывать самостоятельность, творческую  активность;

– соблюдать здоровьесберегающие технологии.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

–грамотно писать слова с чередующимися гласными в корне;
–  воспроизводить своими словами правила, алгоритма; выполнять действия по образцу;
–  находить в тексте слова с чередующимися гласными в корне;

– обогащать  речь учащихся.

– Проявлять интерес к русскому языку;

– проявлять терпение и доброжелательность;
– понимать значимость правильного написания чередующихся гласных в корне

– Учиться высказывать свое предположение;

– оценивать ход и результат выполнения задания;

– сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

–  корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.

Развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы и самостоятельно искать способ решения.

Развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.    

Метапредметные:

– Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

– планировать действия для решения поставленной задачи;  

– делить слова на группы по общему признаку;

– осуществлять самоконтроль и самооценку.

Межпредметные связи: 

русский язык, окружающий мир.

Фаза №1. Начало образовательного мероприятия. Этап 1. Инициация (2мин)

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Обоснование обозначенной оценки

Метод  

«Барометр

настроения»
Цель – Настроиться на определенный вид деятельности, учиться свободно выражать свои чувства и настроение.

Численность-весь-класс.

1. Обучающиеся  построятся напротив ведущего игры. Закроют глаза и вытянут вперёд одну руку.

2.  По команде передвижением руки обучающиеся выразят своё теперешнее настроение – как они утром вставали, их отношение к уроку и т.д. Чем выше они подымают руку, тем лучше себя чувствуют - рука в самом низу означает наихудшее настроение, злость или печаль; рука, протянутая к потолку, выражает отличное настроение, веселость ожидание урока с нетерпением. Рука может быть поставлена и вне двух крайностей, просто в соответствии с настроением (рука, протянутая горизонтально, например, может означать, что я не очень хорошо выспался, но с нетерпением жду урока).

3. Когда все передвинули руки в нужное положение, можно по команде открыть глаза

и посмотреть на остальных. Важно, чтобы ученики под влиянием других не изменили своё положение, а держали руку, как и прежде. Учитель в заключение обобщит, как он видит настроение в классе.

Самооценка

Она необходима для формирования внутренней позиции учащегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к уроку; развитию толерантного отношения; коммуникативных навыков.

Этап 2 Вхождение в тему. Целеполагание (4мин)

-Посмотрите на доску: перед вами пословица. Она будет эпиграфом к нашему уроку

Где двое работают, там и песня слышна.

-А как вы понимаете её смысл.

 -Как вы думаете, почему я выбрала именно эту пословицу эпиграфом?

-Обратите внимание на слова, записанные на слайде. Определите, какое правило объединяет эти слова? Задание выполняется устно. Ответы комментируются учащимися.

Соб…рают цветы. Всё зам…рло. Звёзды забл…стели. Взб…раемся на вершину. Зам…реть от восторга.. Река забл…стела. Заж…гать костёр. Степь расст…лается. Оп…раться на перила. Зап…реть дверь. Раст…реть краски. Нат…рать паркет. Пол бл…стит. Пост…лить ковёр. Прот…реть окно. Приб…рать комнату. Выж…гать рисунок.

Какая тема сегодня будет на уроке?

Исходя из темы урока, какие цели хотите достигнуть, и какие результаты планируете получить?

Если люди работают дружно, то и работа спорится. А если всё получается, то и настроение хорошее и петь хочется.

 Сегодня мы будем работать в парах.

Чередование гласных в корне с Е-И

Чередование гласных в корне с Е-И

- Научиться писать слова с чередованием гласных в корне.

- Отличать орфограммы  с чередующейся гласной в корне от безударной гласной в корне.

Оценка

Она необходима для поиска и установления личностного смысла (т.е. «значение для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва.

Взаимооценка

как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность самих учащихся. Формирование навыков взаимооценки способствуют развитию готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, ответственности за их результаты.

Этап 3 Определение ожиданий (опасений) обучающихся (3мин)

Метод «Фруктовый сад». 

Численность – весь класс.
Время- 3минуты

             На заранее приготовленных больших плакатах нарисованы  деревья. Одно дерево подписано «Ожидания», второе - «Опасения».

Попробуйте определить, что вы ожидаете получить от урока и чего опасаетесь. Свои опасения запишите на яблоках, а ожидания – на грушах. После того, как все обучающиеся прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их.

После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений.

Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям.

Примерные записи обучающихся.

Ожидания:

- урок будет интересным;

- узнаем много нового;

  - будем совершенствовать навыки грамотного письма;

- развивать орфографическую зоркость

Опасения:

- вызовет затруднении отличать орфограмму с чередующейся гласной в корне от безударной гласной в корне.  

Оценка

Способствует развитию УУД.

Коммуникативные УУД: использование речи для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.

Личностные УДД: смыслообразование

Регулятивные УДД: готовность к преодолению трудностей.

Самооценка

Она необходима для формирования  мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем.

Фаза №2 Этап  3.Проработка содержания темы.(21мин)

 Объяснительный диктант. На слайде вы видите текст. Объясните орфограммы.(1 человек объясняет)

Сердце зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расст..лается гладкое зеркало большого озера, и низко от него ст..лется туман. Трудно проб..раться сквозь густые зар…сли кустов. Но вот только забл..стит солнце на небе, исчезнет туман. Мы долго (не) уходим с берега озера.

- Определите стиль и тип текста

Диктант «Проверь себя!». ( Работа по вариантам с выделением орфограмм, 1 человек  работает у доски)

Вставьте пропущенные буквы  слова. Работа в парах.

Поменяйтесь тетрадями и оцените своего товарища.

0 ошибок- «5»

1-2 ошибки –«4»

3-5 ошибок – «3»

Распределительный диктант (самостоятельная работа)

Замирает, расстилается, стелется, пробираться, заросли, заблестит, (не) уходим, сердце, солнце.

Художественный, описание

ум___рать от страха

соб___рающий марки

зам___рать от восхищения

отп___раться от сказанного

заж___гательные танцы

поч___тать стариков

переб___рёт крупу

зап___реть дверь

Собаки не под___рутся.

бл___стеть на солнце

ум___рающий лебедь

переб___рать чётки

прот___рающий окна

сд___рать кожу

выж___гать лес

ст___реть линию

отп___реть ключом

пост___лил постель

выж___чь слово

Натирать пол,

Убирать квартиру,

Запереть дверь,

Вытереть посуду,

Замер от ужаса,

Протирать глаза,

Уберешь посуду,

Вытирать окна,

Собирать грибы,

Запирать на замок.

Самооценка

Формирование умения самостоятельно оценивать свою работу

Отметка

Она необходима для фиксации результата, так как ученик решал учебную задачу, в ходе которой осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения и представлял результат

Взаимооценка

Формирование умения самостоятельно оценивать работу соседа по парте; развитие орфографической зоркости.

Отметка

Она необходима для фиксации результата, так как ученик решал учебную задачу, в ходе которой осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения и представлял результат

Самооценка

Она необходима для формирования регулятивных и личностных УУД.

Оценка

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка.

Учитель:

Перед вами тестовая работа. Вы выполните её самостоятельно. После выполнения поменяйтесь тетрадями и оцените своего товарища.

0 ошибок- «5»

1-2 ошибки –«4»

3-5 ошибок – «3»

Самостоятельная работа. Дифференцированные задания.

(Работа на оценочных листах)

- У вас есть карточки с заданиями: «на 3», «на 4», «на 5». Выберите  для себя задание, с которым вы, по вашему мнению, справитесь.

Задание выполняется в тетради.

1. В каком ряду у всех глаголов в корне пишется буква И?

А) заж…гать, зап…рать, вым…рать, раст…рать

Б) ст…лить, забл…стел, наб…рать, переж…гать

В) соб…ру, выт…реть, разд…ру, вым…реть

Г) бл…стать, зам…реть, пр…драться, расст…латься

2. В каком ряду во всех словах не месте пропуска пишется буква Е?

А) бл…стеть, зам…реть, раст…реть

Б) соб…рать, бл…стит, заж…гать

В) взб…реется, взб…рается, раст…реть

3. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) писать, списать, выписать

Б) выучу, напишу, решу

В) буду решать, учил, решу

4. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

А) писать, списать, выписать

Б) выучу, напишу, решу

В) буду решать, учил, решал

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

А) л…сица, в…твей, гр…да

Б) зол...то, в…черня, р…скошная

В) прот…рает, пол…жить, разв…дить.

Задание «на 3»

1. Выделите в словах корни, подчеркните чередующиеся гласные. Найдите третье лишнее:

а) растение, прилагать, блестеть; б) отпирать, пробираться, замереть;

2. От данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида с буквой е в корне:

зажигать – выжечь опираться –

вытирать – собирать – перестилать –

3. С любыми 3 глаголами из второго задания составьте словосочетания и запишите их.

Задание «на 4»

1. В каких глаголах пропущена буква И: отп…реть, зам…рать, бл…стать, заст…лить, выб…рать.

2. Списать, объяснить графически правописание корней.

Серый зайка уд…рает, сердце в пятках зам…рает. Расст…лаясь по тр…пинке, мимо елки и осинки он бл…стательно бежит, выб…рает виражи.

3. С любыми 3 глаголами из первого задания составьте словосочетания и запишите их.

Задание «на 5»

1. Вставить пропущенную букву, графически объяснить изученную орфограмму: соб…рать хворост, нат…реть пол, соб…ремся снова, зам…реть от радости, проб…раться через зар…сли, бл…стит на солнце.

2. Запишите текст стихотворения Маршака. Объясните вставленные буквы (графически).

Люди пишут, а время ст…рает,

Все ст…рает, что можно ст…реть.

Но скажи, если слух ум…рает,

Разве должен и звук ум…реть?

3.Составьте одно распространенное предложение, включив в него любое словосочетание из первого задания.

Взаимооценка

Формирование умения самостоятельно оценивать работу соседа по парте; развитие орфографической зоркости 

Самооценка.

Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания.

Фаза №3 Этап4.Эмоциональная разрядка

АМО «Дирижер» П.И. Чайковский Музыка из балета «Щелкунчик» Танец Феи Драже          

 Учитель:

         - Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

      Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком.  Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка закончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Учащиеся выполняют рекомендации учителя

Этап 5.  Подведение итогов (рефлексия, оценка образовательного мероприятия)

Учащимся предлагается слайд с незаконченными предложениями, которые необходимо заполнить одним или двумя словами:

  • Сегодня на уроке я …
  • Самым полезным и интересным для меня было….
  • Я встретился с трудностью при…

Заключительная часть метода «Фруктовый сад»


Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися
Участники: все обучающиеся.

Домашнее задание: правило учить, составить текст 10 предложений со словами на изученную орфограмму.

Обучающиеся  дают оценку деятельности участников  образовательного процесса и отвечают на вопросы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему "Буквы о и а в корне -гор-, -гар-"

Цели:  1. Научить определять условия выбора –гор, -гар, учитывая       лексическое значение корня;2.Развитие умения применять данное правило на практике, формировани...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока по теме "Буквы А и О в корне -кос- и –кас- "

Урок русского языка в 6 классе по  теме: «Буквы А и О в корне -кос- и –кас- ». Урок объяснения новой темы. Цель: сформировать навык правильной постановки буквы А или О в корне с чередо...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»...

Презентация к уроку на тему: "Буквы А и О в корне -ГАР-, -ГОР-".

В презентации даны упражнения и задания для самостоятельной работы....

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы О и А в корне -КАС-,-КОС-"

Урок изучения нового материала. Используются сингапурские приемы....