Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс (ФГОС)
рабочая программа по русскому языку на тему

Емелева Ольга Константиновна

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс (ФГОС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования,/Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.: Просвещение, 2016;
  •  Примерная программа по русскому (родному) языку и Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы:учеб.пособие для общеобразоват. Организаций.  – М.: Просвещение, 2016.)

 В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Цель изучения русского (родного) языка в основной школе: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • Воспитывать духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладевать системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладевать важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формировать навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • осваивать знание об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развивать способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширять объём используемых в речи грамматических средств, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, развивать умение стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, развивать речевую культуру учащихся, овладевать правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитывать стремления к речевому самосовершенствованию, осознавать эстетическую ценность родного языка;
  • совершенствовать коммуникативные способности, формировать готовность к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Федеральный  образовательный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации  предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175  ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч,  в 9 классе — 105ч. Дополнительное время для обучения русскому языку в 5 классе-35 часов в неделю, выделено из части, формируемой участниками образовательного процесса на увеличение часов, отведенных на преподавание предмета в целях расширения знаний учащихся и развития их творческих способностей.

Предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Распределение часов изучения русского языка по классам

Классы

Предметы

Количество часов

5

Русский язык

210

6

Русский язык

210

7

Русский язык

140

8

Русский язык

105

9

Русский язык

105

Всего

735


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Учебники

  1. Русский язык 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.], 38 изд. – М.: Просвещение, 2012г.
  2. Русский язык 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.], 38 изд. – М.: Просвещение, 2012г.
  3. Русский язык 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.], 38 изд. – М.: Просвещение, 2015г.
  4. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Тростенцова Л.А., Т.А. Ладыженская, А.Д. Дайкина, О.М. Александрова; научный редактор Н.М. Шанский.] 38-е изд.- Просвещение, 2011. -206с.
  5. Русский язык 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.], 38 изд. – М.: Просвещение, 2012г.

В учебниках реализована главная цель, которую ставили перед собой авторы, - развитие личности школьника по средствами русского языка, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе. В учебниках представлен материал, соответствующий программе и позволяющий учащимся 5-9 классов выстраивать индивидуальные траектории изучения русского языка за счёт дифференцированного учебного материала, маркированной разноуровневой системы упражнений, дополнительного материала: различных практикумов, практических работ, исторического и справочного материала и др.

Дидактические материалы

1. Тесты по русскому языку: 7 класс. Ч.1,2: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ Е.В. Селезнёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2014

2.Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цибулько.-М.: Издательство «национальное образование»,2016.

Дидактические материалы обеспечивают диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, закреплёнными в стандарте. Пособия содержат проверочные работы: тесты, самостоятельные и контрольные работы, дополняют задачный материал учебников.

Дополнительная литература для учащихся

  1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/  М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.
  2. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
  3. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под ред.Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.
  4. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.
  5. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка/М.Р.Львов.-8-е изд.- М. Русский язык, 2006.
  6. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка/З.А.Потиха.- 2-е изд.- М.: Русский язык, 1998.
  7. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.

Список дополнительной литературы необходим учащимся для лучшего понимания идей русского языка, расширения спектра изучаемых вопросов, углубления интереса к предмету, а также для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ, проектов и др. В список вошли справочники, учебные пособия, сборники олимпиадных заданий, книги для чтения и др.

Методические пособия для учителя

  1. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс./Н.В Егорова.-М.: Вако, 2013.
  2. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс./ Н.В. Егорова. – м.: Вако, 2013.
  3. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс./Н.В Егорова.-М.: Вако, 2016.
  4. Русский язык. 7-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/Авт.-сост. И.Г. Добротина. – Ярославль: Академия развития, 2012.
  5. Диктанты по русскому языку: 7 класс: к учебнику  М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.; науч.ред. Н.М. шанский «Русский язык. 7 класс»/Е.А.Владовская.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  6. Русский язык. 8-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/Авт.-сост. И.Г. Добротина. – Ярославль: Академия развития, 2011.
  7. Русский язык в средней школе: карточки-задания для 5 класса. В помощь учителю /Л.А.Жердева.- Новосибирск,2010.
  8. Русский язык в средней школе: карточки-задания для 7 класса. В помощь учителю /Л.А.Жердева.- Новосибирск,2010.
  9. Русский язык в средней школе: карточки-задания для 8 класса. В помощь учителю /Л.А.Жердева.- Новосибирск,2014.
  10. ОГЭ (ГИА-9) 2015. Русский язык. Выполнение заданий части С/ Г.Т. Егораева.-М.: Издательство «Экзамен»,2015.
  11. 220 сочинений по картинам из учебников УМК «Русский язык» Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. 5-9 класс. М.: «Лад Ком», 2014.
  12. Русский язык: 5 класс: контрольные работы тестовой формы: практикум для учащихся общеобразовательных учреждений/ С. В. Антонова, Т.И. Гулякова – М.: Вентана – Граф, 2012.
  13. Русский язык. 8-й класс. Тематические тесты: учебное пособие/ Под ред. Н.А. Сениной.- Изд.2-е.- Ростов н/Д6 Легион, 2012.

В методических пособиях описана авторская технология обучения русскому языку. Пособия включают примерное тематическое планирование, самостоятельные и контрольные работы, диктанты, тесты, задания для устной работы и дополнительные задания к уроку.

Печатные пособия

  1. Таблицы по русскому языку 5-11 классы.
  2. Таблицы по русскому языку: числительные, местоимения.
  3. Таблицы по русскому языку 5-9 классы. Основные правила орфографии и пунктуации.
  4. Учебные таблицы по русскому языку6 5-11 классы/ Составитель А.Б. Малюшкин-М.: ТЦ Сфера, 2007.

Комплекты таблиц справочного характера охватывают основные вопросы по русскому языку каждого года обучения. Таблицы помогут не только сделать процесс обучения более наглядным и эффективным, но и украсят кабинет русского языка. Таблицы сопровождаются методическими рекомендациями по их применению.

В комплекте портретов для кабинета русского языка представлены портреты лингвистов, вклад которых в развитие русского языка представлен в ФГОС

Интернет-ресурсы

  1. http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
  2. http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
  3. http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
  4. http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
  5. http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
  6. http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
  7. http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
  8. http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
  9. Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru
  10. Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru
  11. Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru 
  12. Открытый колледж – http://www.college.ru
  13. ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – http://www.fipi.ru.

Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО – Итоговая аттестация в    9 классе – http://www.ruslit.metodist.ru.

Технические средства

  • Персональный компьютер
  • Мультимедиа проектор и маркерная доска
  • DVD – магнитофон SAMSUNG
  • Телевизор SAMSUNG
  • Аудиомагнитофон SAMSUNG

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Изучение русского языка в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

в направлении

  • личностного развития:
  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;
  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

в метапредметном направлении:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);

- в предметном направлении:

  1.  совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 
  3. использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
  4. расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
  5. формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
  6. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
  7. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
  8. формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.


В результате изучения курса русского языка 5 класса учащиеся

Научатся:

В сфере предметных результатов:

  • понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 
  • использовать коммуникативно-эстетические возможности русского и родного языков;
  • расширять  научные знания о языке, основных единицах и грамматических категориях языка;
  • формировать  навыки  проведения различных видов анализа слова (фонетического,  морфемного, словообразовательного, лексического);
  • анализировать и осмысливать текст задания, извлекать необходимую информацию;
  • работать с учебным лингвистическим текстом;
  • выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями;
  • правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; употребительные слова изученных частей речи;
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
  • выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова, подбирать однокоренные слова с учётом значения слов;
  • различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи;
  • понимать значение письма и правописания для жизни людей, замечать орфограммы корня и дифференцировать их, владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных.

в сфере метапредметных результатов:

  • уметь  определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • планировать учебную деятельность на уроке и дома
  • осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности
  • ясно, точно грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

в сфере личностных результатов

  • воспитывать патриотизм, уважение к Отечеству, к русскому языку, чувство ответственности и долга перед Родиной;
  • формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 
  • оценивать личностную значимость тем или иных учебных лингвистических заданий;
  • понимать значение русского языка в процессе получения школьного образования;
  • различать основные нравственно-эстетические понятия;
  • выражать положительное отношение к процессу познания.

 

Получат возможность научиться:

в сфере предметных результатов:

  • совершенствовать виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);
  • правильно  употреблять заимствованные слова; лингвистические термины; пользоваться  лингвистическими  словарями;
  • понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных;
  • указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения;
  • по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы словообразования в ясных случаях (приставочный, суффиксальный, сложение);
  • составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;
  • ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами, разделять запятой части сложного предложения при бессоюзной связи

в сфере метапредметных результатов:

  • ставить цели и задачи на каждом уроке;
  • планировать учебную деятельность на уроке и дома;
  • выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде плана, таблиц;
  • понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом 

в сфере личностных результатов:

  • оценивать личностную значимость учебных заданий;
  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • формировать ответственное отношение к учению, готовность  и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формировать  осознанное  уважительное и доброжелательное  отношение  к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,  языку, вере, гражданской позиции,  к истории, культуре, религии, традициям;
  • освоить  социальные  нормы, правила  поведения,
  • формировать  коммуникативную  компетентность  в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

В результате изучения курса русского языка 6 класса учащиеся

Научатся:

в сфере предметных результатов:

  • понимать основные сведения о языке, изученные в 6 классе;
  • различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи;
  •  различать основные единицы языка, их признаки; смысл понятий: речь устная и    письменная, монолог и диалог, сферу и ситуацию речевого общения;
  •  совершенствовать основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 6 классе, речевого этикета;
  • употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учётом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными слова- ми;
  • толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
  • свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
  • определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе.

в сфере метапредметных  результатов:

  • уметь самостоятельно планировать пути  достижения целей, оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  •  владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; 
  •  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  •  уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  •  формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции)

в сфере личностных результатов:

  • воспитывать патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, воспитывать чувство ответственности и долга перед Родиной;
  • формировать ответственное отношение к учению, готовность и    

способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формировать осознанное, уважительное и доброжелательное

отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

  • осваивать социальные нормы, правила поведения;
  • развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • формировать ценности  здорового и безопасного образа жизни, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • осознавать значение семьи в жизни человека и общества, заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Получат возможность научиться:

в сфере предметных результатов:

  • совершенствовать развитие видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);
  • понимать определяющую роль  языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; 
  • расширять  научные знания о языке; осознавать  взаимосвязи его уровней и единиц;
  • осваивать базовые понятия лингвистики, основные единицы и грамматические категории языка;
  • формировать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы  русского речевого этикета;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки  и недочеты.

в сфере метапредметных  результатов:

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную  на решение заданий исследовательского характера;
  • самостоятельно ставить учебные цели;
  • научиться основам саморегуляции в гуманитарной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
  • находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации

в сфере личностных результатов:

  • принимать  позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  •  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • формировать портфолио учебных достижений;
  • развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

В результате изучения курса русского языка 7 класса учащиеся

Научатся:

в сфере предметных результатов:

  • совершенствовать развитие видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  • формировать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического);
  • правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
  • объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
  • опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
  • свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
  • распознавать части речи, знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
  • характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание;
  • правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
  • определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  • правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

в сфере метапредметных  результатов:

  • ставить цели и задачи на каждом уроке;
  • планировать учебную деятельность на уроке и дома;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
  • строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
  • воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

В сфере личностных результатов:

  • оценивать личностную значимость тех или иных лингвистических заданий;
  • контролировать процесс и результат собственной учебной предметной деятельности;
  • способствовать принятию решений в проблемных ситуациях;
  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно). 
  • формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формировать ценность здорового и безопасного образа жизни;
  • понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • формировать портфолио учебных достижений;
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Получат возможность научиться:

в сфере предметных результатов:

  • организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  
  • обогащать  активный и потенциальный  словарный запас, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
  •  овладевать  основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  •  приобретать опыт их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • стремиться к речевому самосовершенствованию;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

в сфере метапредметных  результатов:

  • ставить цели и задачи на каждом уроке;
  • планировать учебную деятельность на уроке и дома;
  • записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
  • находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
  • строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте.

 

в сфере личностных результатов:

  • оценивать личностную значимость тех или иных учебных заданий для предполагаемой профессиональной деятельности;
  • осознавать эстетическую ценность русского языка;
  • проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • формировать портфолио учебных достижений;
  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этик;. 
  • формировать портфолио учебных достижений.

В результате изучения курса русского языка 8 класса учащиеся

Научатся:

в сфере предметных результатов:

  • правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
  • опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных ви- дов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
  • разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
  • соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
  • правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;
  • уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами;
  • правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
  • овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными).

в сфере метапредметных  результатов:

  • уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • уметь самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  •  умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  •  осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).

В сфере личностных результатов:

  • осознавать эстетическую ценность русского языка;
  • проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • оценивать  личностную значимость тех или иных учебных лингвистических заданий, ситуаций с точки зрения правил поведения и этики;
  • воспитывать патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
  •  формировать  ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  формировать осознанное, уважительное  и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;  
  • уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • формировать портфолио учебных достижений;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Получат возможность научиться:

в сфере предметных результатов:

  • описывать реальные ситуации, проблемные статьи, портретные очерки, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре;
  • находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста;
  • создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее совпадающее с мнением автора текста;
  • вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни;
  • Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчленённые предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.

в сфере метапредметных  результатов:

  •  самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).
  • обобщать, ясно, точно и грамотно излагать свои мысли;
  • осуществлять сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. 

в сфере личностных результатов:

  • проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.
  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
  •  формировать  ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  формировать осознанное, уважительное  и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению и мировоззрению;
  • формировать портфолио учебных достижений.
  •  направить учащихся к  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

В результате изучения курса русского языка 9 класса учащиеся

Научатся:

в сфере предметных результатов:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, строить сообщения в устной и письменной форме;
  • работать с учебным лингвистическим текстом (извлекать необходимую информацию);
  • правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфографическим словарём;
  • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
  • владеть приёмом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре, толковать значение слова;
  • пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями; опознавать основные способы словообразования;
  • распознавать изученные  части речи и их формы, соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов, пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
  • различать изученные виды простых и сложных предложений;
  • интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
  • правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

в сфере метапредметных  результатов:

  • ставить цели и задачи на каждом уроке;
  • планировать учебную деятельность на уроке и дома;
  • осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;
  • ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  • воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение,  классификацию изученных объектов по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, - устанавливать аналогии. 

в сфере личностных результатов:

  • оценивать личностную значимость  учебных лингвистических заданий;
  • проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
  • проявлять готовность к самообразованию;
  • контролировать процесс и результат собственной учебной лингвистической деятельности;
  • формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формировать портфолио учебных достижений.

Получат возможность научиться:

в сфере предметных результатов:

  • использовать коммуникативно-эстетические возможности русского и родного языков;
  •  расширять и систематизировать научные знания о языке;
  •  формировать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач.
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

в сфере метапредметных  результатов:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
  • строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

в сфере личностных результатов:

  • использовать в полной мере объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью;
  • применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику; 
  • формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формировать портфолио учебных достижений.
  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов.

Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Общие сведения о языке

1. Русский язык—национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’].

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.

Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

Основные выразительные средства словообразования.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

5 КЛАСС

№ РАЗДЕЛА

НАИМЕНОВАНИЕ

РАЗДЕЛОВ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

(РАЗВИТИЕ РЕЧИ)

1

Язык и общение.

5

0

2

2

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

24

2

5

3

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ .

36

1

7

4

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ .

18

1

5

5

Лексика. Культура речи.

12

0

4

6

Морфемика. Орфография. Культура речи.

30

1

7

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

24

1

6

8

Имя прилагательное .

15

1

5

9

Глагол .

34

1

7

10

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

12

1

2

ИТОГО

210

9

49

6 класс

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков мира.

1

0

0

Повторение изученного в 5 классе.

16

1

3

Лексика и фразеология. Культура речи.

18

1

4

Словообразование. Орфография. Культура речи.

37

2

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Местоимение.

Глагол.

118

27

29

17

19

26

9

1

1

1

1

1

15

3

3

1

1

5

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

14

1

2

ИТОГО

210

10

29

7 класс

№ РАЗДЕЛА

НАИМЕНОВАНИЕ

РАЗДЕЛОВ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

(РАЗВИТИЕ РЕЧИ)

1

Русский язык - один из развитых языков мира

1

0

0

2

Повторение изученного в 5-6 классах

8

0

0

3

Тексты и стили

4

0

0

4

Морфология и орфография. Культура речи.

Причастие

28

2

3

5

Деепричастие

13

1

2

6

Наречие

27

2

8

7

Учебно-научная речь

2

0

0

8

Категория состояния.

5

0

2

9

Служебные части речи.

1

0

0

10

Предлог.

12

1

2

11

Союз.

12

1

1

12

Частица.

16

2

2

13

Междометие.

2

0

0

14

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.

9

0

0

Итого

140

9

20

8 класс

Тематическое планирование по русскому языку 8 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

 Кол-во час

 

Развитие речи

(практическая часть)

Из них уроки контроля

1

Функции русского языка в современном мире

1

2

Повторение изученного в V–VII классах

6

2

1

3

Основные единицы синтаксиса

2

1

4

Словосочетание

4

5

Простое предложение

2

1

6

Главные члены предложения

6

2

7

Второстепенные члены предложения

7

2

1

8

Односоставные предложения

9

2

1

9

Неполные предложения

2

10

Простое осложнённое предложение

1

11

Однородные члены предложения

12

2

1

12

Обособленные члены предложения

17

1

1

13

Обращение

2

1

14

Вводные и вставные конструкции

6

1

1

15

Междометия

1

16

Чужая речь

4

2

17

Повторение и систематизация изученного в VIII классе

5

1

1

Итого:

 105

18

7

Тематическое планирование 9 класс

№п/п

Разделы,

темы

Количество часов

Развитие речи

Контрольные работы

 

1.

Введение

 

2.

Повторение пройденного в V-VIII классах

8 ч

3.

Сложное предложение. Культура речи

3 ч

4.

Сложносочиненные предложения

6 ч

5.

Сложноподчиненные предложения

30 ч

10ч

6.

Бессоюзные сложные предложения

12 ч

7.

Сложные предложения с различными видами связи

11 ч

8.

Общие сведения о языке

7 ч

9.

Повторение. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

24 ч

Итого:

102 ч

26

9

Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» для 5 класса (Приложение № 1)

Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» для 6 класса (Приложение № 2)

Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» для 7 класса (Приложение № 3)

Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» для 8 класса (Приложение № 4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс (ФГОС) по УМК М.М.Разумовской

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена с требованиями ФГОС, включает в себя пояснительную записку с указанием целей обучения, общую  характеристику предмета, место предмет...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (ФГОС)

Полная рабочая программа по русскому языку по новым стандартам для 5 класса...

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе (ФГОС)

Данная рабочая программа по русскому языку в 5 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения на основе программы Т.А.Ладыженской....

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе (ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику Львова...

Рабочая программа по русскому языку для 5 классов ФГОС по учебнику Львовой

Рабочая программа и КТП  по русскому языку для 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС на 2013-2014 учебный год, рассчитана на  5 часов в неделю...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...