Олимпиада для учащихся
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) на тему

Терентьев Андрей Федорович

Неделя русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Олимпиада 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку 9-11 классы

Фонетика, графика и орфография

1. Кто и когда ввёл в употребление букву «Ё»?

2. В каких словах из приведённых букву е можно читать и как е, и как ё: берет, жилет, живет, запрет, скребет!

3. В старой орфографии (до 1918 года) для обозначения одного звука [’э] использовались две буквы — Е и э (ять). Так, слова: белизна, стрелять, беднота,

верить, жена, перина, темнота, медовый — записывались так: бэлизна, стрэлять,

бэднота, вэрить, жена, перина, темнота, медовый. Как в старой орфографии записывались слова: весло, стена?

4. Поставьте ударения в следующих словах: алфавит, водопровод, генезис, камбала, километр, коклюш, красивее, ломота, ломоть, мастерски, мизерный, мышление, немота, принудить, толика.

5. Написание одного из перечисленных ниже слов изменилось в процессе развития

языка под влиянием произношения. Какое это слово и от какого слова оно исторически происходит?

1) ходьба; 2) косьба; 3)судьба; А) просьба; 5) свадьба.

Морфемика и словообразование

6.   Какие из приведённых ниже слов имеют одинаковую приставку.

1)  подоконник, 2) подорожник, 3) подруга, 4) подлец, 5) подарок, 6) подагра.

7.   Какие   из   приведённых   названий   частей   дома   исторически являются однокоренными    с    названиями    частей    тела?    (усадьбы):    1) ворота, 2) крыльцо, 3) крыша, 4) окно, 5) наличник, 6) чердак, 7) черепица.

8. Какие из данных слов исторически произошли от общего корня?

1) очевидно,   2) заочный, 3) воочию, 4) разочароваться,   5) очутиться, 6) очки.

9.   В каких словах выделяется окончание -ий:

1) меньший, 2) вороний, 3) тихий, 4) учений, 5) не убий?

10. Какое из этих прилагательных имеет нулевое окончание? 1) отчий; 2) беличий; 3) колючий; 4) дремучий; 5) певчий.

Лексика и фразеология

11. В древности в русском языке было слово «окоём». Что, по вашему мнению, оно обозначало и каким словом было вытеснено в процессе развития языка?

12. В одном из сочинений писателя XIX века М.Н. Загоскина читаем: «Он вошёл из гостиной в длинный зал в два света. В нём накрыт был покоем обеденный стол». Что означает слово «покоем»?

13. Подберите русские эквиваленты к следующим иноязычным пословицам:

а) когда свинья в желтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.)

б) жить как петух на откормке (франц.)

в) промокший пудель (немецк.)

г) покупать зайца в мешке (чешск.)

д) когда на ладони вырастут волосы (польск.)

14. В   русской   поэзии   XIX   века   тогдашняя   столица   России   могла   называться Петербургом, Петроградом или Петрополем. Эти слова передают одно и то же значение (‘город Петра’) на трёх разных языках. Каких?

15. Эти представители поэзии серебряного века называли себя «будетлянами». А под каким именем они вошли в историю литературы?

Морфология и синтаксис

16. В каких предложениях казалось и кажется являются вводными словами и требуют обособления?

1. Казалось всё словно застыло.

2. Всё казалось словно застыло.

3. Мне всё кажется, что я здесь уже был.

4.  Он кажется тут лишний.

5.  Он тут кажется лишним.

17. В  каких предложениях из  перечисленных представлено составное глагольное сказуемое:

1) Иван будет работать. 2) Иван хочет работать. 3) Иван поехал работать. 4) Иван стал учителем?

18. Какие глаголы из приведенного списка являются двувидовыми (то есть могут употребляться в значении как совершенного, так и несовершенного вида): велеть, просить, простить, казнить, ранить?

19. У какого из следующих прилагательных краткая форма мужского рода образуется с отклонением от общего правила? Образуйте эту форму.

1) достойный: 2) спокойный; 3) стройный; 4) случайный: 5) буйный.

20. До орфографической реформы 1917—1918 гг. каждое прилагательное имело в именительном падеже множественного числа две разные формы, например: новые учебники, но: новыя книги; старые ботинки, но: старыя письма и телеграммы; светлые классы, но: светлыя окна. Как до орфографической реформы записывались словосочетания красивые вазы, просторные поля и деревянные столы.

Ответы на Викторину по русскому языку

9-11 классы

 

Фонетика, графика и орфография

1.   Н. М. Карамзин, предположительно в 1797 году

2.   Берет, запрет.

3.   Весло, стэна

4.   Алфави́т, водопрово́д, ге́незис, ка́мбала, киломе́тр, коклю́ш, краси́вее, ломо́та, ломо́ть, мастерски́, мизе́рный, мышле́ние, немота́, прину́дить, толи́ка.

5. Свадьба (древнерусск. Сватьба) от сватать (древнерусск. Сватати)

6. 2) подорожник, 3) подруга, 5) подарок.

7.   1) ворота, 4) окно, 5) наличник, 7) черепица.

8. 1) очевидно,   2) заочный,   3) воочию, 6) очки.

9. 1) меньший,3) тихий.

10. 2) Беличий.

11. Горизонт.

12. Покоем – то есть в форме буквы «П»

13.       а) Когда рак на горе свистнет / после дождичка в четверг

б) Кататься как сыр в масле / жить как у Христа за пазухой

в) Мокрая курица

г) Покупать кота в мешке

д) После дождичка в четверг / когда рак на горе свистнет

14. Петербург – по-немецки; Петроград – по-старославянски (по-русски); Петрополь – по-гречески.

15. Футуристы

16. 1. Казалось, всё словно застыло.

2. Всё, казалось, словно застыло.

4.  Он, кажется, тут лишний.

17. 2) Иван хочет работать.

18. Велеть, просить, казнить, ранить?

19. 1) Достойный – достоин.

20. Красивыя вазы, просторныя поля, деревянные столы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиады для учащихся 8 класса работа создана Барбашовой Натальей Алексеевной учителем географии и экономики МКОУ СОШ № 251 ЗАТО г. Фокино Приморского края

Олимпиады для учащихся 8 класса работа создана Барбашовой Натальей Алексеевной учителем географии и экономики МКОУ СОШ № 251 ЗАТО г. Фокино Приморского края и содержит задания и ответы по тем темам, к...

Олимпиады для учащихся по информатике.

Олимпиады для учащихся  с элементами игры....

Олимпиады для учащихся по математике.

Материал для проведения олимпиады по математике в 5 и 6 классе  "Осенняя сессия"....

Компетентностная олимпиада для учащихся 3 класса

Задания компетентностной олимпиады для учащихся 3 класса направлены на проверку знания по истории, математике,  окружающему миру.Задания носят развивающий характер, позволяют проверить сформирова...

Методические рекомендации по проведению эколого-биологической олимпиады для учащихся 7-11 классов

Материал адресован педагогам эколого-биологических отделов, заимнтересованным в проведении мероприятий привекающих интерес учащихся старшеклассников к вопросам экологии, биологии и сопутствующих наук....

Сценарий спортивного мероприятия "Малая Олимпиада" - для учащихся начальных классов.

О школьном спортивном мероприятии, посвященном Олимпиаде - 2014г. в г. Сочи....