урок русского языка в 8 классе "Подлежащее"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Зотова Наталья Анатольевна

Урок русского языка по теме "Подлежащее"- к разделу "Члены предложения.Главнные члены предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по теме "Подлежащее"43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Подлежащее» (8 класс)

Тип : комбинированный /урок рефлексии

Вид урока: урок открытия новых знаний

Технологии урока: развивающая; технология сотрудничества

Цели урока: повторить и систематизировать изученное о подлежащем; сформировать умения определения подлежащего; выработать навык определения способа выражения подлежащего; развивать речевые и правописные умения.

Методические приемы: объяснения учителя, словарная работа, составление таблицы, беседа

Оборудование: мультимедиапроектор, тесты

Ход урока

1. Организационный момент.

II. Лексическая  разминка. На экране мультимедиапроектора поочередно появляются предложения, на основании которых определяется значение слова. (Слова записываются в тетрадь, графически обозначаются орфограммы).

1. Сочетание начальных букв имени, фамилии, отчества .(Инициалы)

2. Составленный в определенном порядке перечень предметов. (Каталог)

3.Официальный документ об окончании учебного заведения, о присвоении звания. (Аттестат)

4. Разработанный план сооружения, какого-либо механизма, устройства. (Проект)

5. Мирное, счастливое существование.(Идиллия)

6. Очарование, притягательная сила.(Обаяние)

7. Перерыв в занятиях (в учебных заведениях) на праздничное или летнее время. (Каникулы)

8.Паломник, странник. (Пилигрим)

III. Введение в тему урока.

На экране мультимедиапроектора словосочетания: школьные сверстники, кандидат в президенты, ударить наотмашь

- Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание)

- Для каких синтаксических единиц словосочетания служат строительным материалом?

(Для предложений.)

-  Что составляет основу предложения ? (Подлежащее и сказуемое).

-  Какая связь между главными членами? (Сочинительная, они взаимозависимы.)

- Наша задача на сегодняшнем уроке состоит в том, чтобы дополнить свои знания о подлежащем, это и будет нашей новой темой.

- Итак, что же такое подлежащее? (Это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?)

Подлежащее обычно выражается именем существительным  или местоимением.

-Что подразумевается под словом обычно? (Значит, есть и другие части речи, которые могут выступать в роли подлежащего. Так ли это? )

На экране мультимедиапроектора представлены предложения для рассмотрения примеров.

В тетрадях составляется таблица, которая заполняется по ходу анализа предложений:

Способы выражения подлежащего

Примеры из предложений

 

1. Жить – Родине служить.(Неопр. ф. гл.)

2. Я люблю тебя жизнь. ( Личн. местоим.)

3. Мы с тобой одной крови.(Личн. мест. в им. пад. +сущ. в тв. пад.)

4. Никто не знает, что нас ожидает завтра.(Отр. и отн.)

5. Школьная столовая расположена на первом этаже.( Приллаг.)

6. Присутствующие говорили о разном.( Прич.)

7.Четыре делится на два.(Числ.)

8. Наше завтра будет прекрасно.(Нареч.)

9. Вот раздалося ау вдалеке.(Междом.)

10. Но враг мой стал изнемогать. (Сущ. в им. пад.)

11. Кто-то теряет, а кто-то находит.(Неопр. местоим.)

12. Два  мудреца в одном тазу пустились весело в грозу. (Колич. Числит. + сущ. в род. пад.).                                                                                                                                                   13. Золотые руки – залог успеха. ( Фразеологизм.)

Вывод: подлежащим может быть любая часть речи в значении имени существительного в И. п. или словосочетанием, синтаксически неделимым.

IV. Закрепление.

А) Чтение материалов учебника.

- Что нового вы прочитали в статье учебника? Какие примеры вам не очень понятны?

Б) Решение теста, выведенного на экран, и его проверка по эталону.

-Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено:

а) синтаксически неделимым целым или словосочетанием:

1. Жили-были дед да баба.

2. Много дел запланировано на сегодня.

3. Парикмахерская находилась за углом.

4.Люблю Отчизну я, но странною любовью.

5. И стар и млад собрались на площади. 

 б) местоимением (укажите разряд):

1. Это было десять лет назад.

2.Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь.

3. И грянул бой, Полтавский бой.

4.Широка страна моя родная.

5. Никто не заменит ребёнку мать.

в) именем существительным в именительном падеже:

1. Мой дядя самых честных правил.

2.Я к вам пишу.

3. Друзья, поглядите на карту нашей страны.

4. Мне подали письмо.

5. Девятое мая - День Победы.

V.Рефлексия.

Показались ли интересной тема урока? Если да, то почему? Если нет, почему?

Выставление отметок.

Домашнее задание.

Выписать из произведений художественной литературы свои примеры на каждый пункт правил, изученных на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...