Урок по русскому языку на тему:"Позиция автора"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Любовина Наталья Алексеевна

Урок по русскому языку для учащихся 11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по теме:"Позиция автора"29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа№6, х. Комаров.

            Конспект урока на тему:

                             «Позиция автора»

                                          Составила   Любовина Н.А.                        

                                           учитель русского языка и литературы

                                           МБОУСОШ№6, х. Комаров

                                           Мартыновского района

                                            Ростовской области.

                                                                                 

Урок в 11 классе.

Учитель. Любовина Н.А.

Тема: «Позиция автора».

Задачи:

- обобщить знания о том, что такое позиция автора, способах её выявления и формулировки;

- научиться выявлять по ключевым словам, словам- маркерам и языковым средствам позицию автора и  формулировать её;

- развивать внимание, умение выделять главное, анализировать, обобщать.

Оборудование. Текст статьи К. Паустовского, текст статьи А Кузнецова, словарь Ожегова, иллюстрация К. Паустовского, карточки с заданиями.

Ход урока.

1. Организационный момент. Столы по группам. На столах раздаточный материал.

2. Мотивационный этап.

Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хотела бы начать с предложения К. Паустовского ( учащимся показано только первое предложение из всего текста)  «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (См. Приложение№1)

- Как вы понимаете это предложение?

- Какую мысль вложил в него автор?

- Можем ли мы по этому предложению определить отношение автора к языку?

- О чём пойдёт речь на уроке?

(об отношении автора к тексту.)

- Как называется этот критерий в сочинении?

( Позиция автора)

- Предлагаю самостоятельно сформулировать тему урока. 

 ( Позиция автора)

-Какие задачи  урока можно поставить, исходя из формулировки темы?

(1.Обобщить знания по теме.

 2.  Научиться определять позицию автора и правильно её формулировать.)

 

3. Актуализация знаний:

- Что такое позиция автора?

(Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста)

Помните, что если проблема текста - это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то , в чём автор видит решение

- Как выявить позицию автора?

- Какие фразы помогут нам сформулировать позицию автора?

- Какое место в композиции сочинения занимает данный этап?

4. Работа с текстом.( По группам)

Задача: выявить и сформулировать позицию автора по прокомментированной проблеме.

Перед вами текст К. Паустовского. Прежде чем мы с ним познакомимся, несколько слов об авторе текста. ( См. Приложение№2)

2) Прочитайте текст, выделите микротемы.

( 1-я микротема. Отношение к языку – показатель гражданской позиции.

2-я  микротема. Равнодушный к языку человек – дикарь.)

- Кто такой дикарь?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

Группы оформляют свои варианты на отдельных листах. ( 1 группа придумывает имена существительные, 2 группа - прилагательные,3 группа- глаголы)

1гуппа – невежество, варвар, зверь.

2 гуппа –грубый,пещерный, невежественный.

3 группа- звереть, обрастать.

Вывод: понимаем эти слова одинаково. Но верно ли? Заглянем в словарь . С. И.Ожегова

Дикарь,-я,м. 1. Человек, находящийся на ступени первобытной культуры.2. перен. Застенчивый, избегающий людей человек(разг.)

- Почему, по мнению автора, равнодушный человек – дикарь?

– Что волнует автора? Какова проблема текста?

- С чего следует начинать при формулировке проблемы? (со стиля) Почему? (В публицистическом стиле проблема заявлена прямо, а в художественном – её нужно сформулировать самостоятельно).

- К какому стилю относится данный текст? Почему?

– Постарайтесь сформулировать и записать проблему сначала самостоятельно (5 мин).

- Обсудите свои формулировки в группе, выберите самую удачную и представьте её. (Проблема  равнодушного отношения к языку.) 

Работа над определением позицией автора. (По группам)

1 группа

Выделите ключевые слова в тексте. Попробуйте сформулировать по ключевым словам позицию автора.

2 группа

С помощью слов – маркеров сформулируйте позицию автора.

«Главное- самое важное- надо - нужно и тд.»

(Главное научиться любить и уважать русский язык, не нужно быть равнодушным. Чрезвычайно важно понимать значимость языка.)

 

3 группа

Найдите в тексте  языковые средства, с их помощью определите позицию автора.

 (Выражению авторской позиции служит книжная лексика с сочетанием с разговорной : «поистине свободный», «дан во владение», «гражданская ценность», «истинная любовь к стране», «полнейшее безразличие»

 Из средств связи наиболее часто употребляется лексический повтор слова «язык» - это позволяют увидеть авторское отношение к проблеме. 
Наиболее ярко используется  оценочные эпитеты: «богатый, меткий, могучий, свободный» и метафора «человек, равнодушный к языку – дикарь»

Вывод.
- Какова основная мысль текста, к какому выводу приходит  автор в ходе своего рассуждения?

 (Человек, с равнодушным отношением к языку, вредоносен, не способен  по достоинству оценить богатство, красоту и мощь русской нации. Он безразличен к прошлому, настоящему и будущему своей страны.)

6. Закрепление.

Каждая группа самостоятельно должна определить и сформулировать позицию автора. ( См. Приложение 3)

(Люди с черствыми душами, не способные понимать окружающих, оценить по достоинству поступки других, разлагают не только себя, они сеют разрушение вокруг себя. Таких людей надо не только опасаться, надо не дать им возможности «переделать» мир под себя..)

7. Итоги, Рефлексия.

- Что такое позиция автора,  каковы способы её выявления и формулировки?

- У кого не вызывает затруднений находить  и формулировать позицию автора?

 - Какие советы вы дали бы 10-классникам по данной теме?

Оценивание работы: отметить активных участников в группе, на уроке.

8. Домашнее задание.

Написать сочинение по тексту К.Г.Паустовского, выразить в нём свою гражданскую позицию?

Приложение№1

 Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает?

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Приложение№2

Константи́н Гео́ргиевич Паусто́вский (19 (31) мая 1892Москва — 14 июля 1968, там же) — русский советский писатель, классик русской литературы. Член Союза писателей СССР. Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира. Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в российских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы.

Имея большой жизненный опыт, писатель всегда оставался верен идеям ответственной свободы человека, художника.

Приложение №3

 1)Есть животные, которые не могут слышать, и их душа заполнена пустотой мёртвого безмолвия. (2)Есть животные, которые наделены только одной способностью — ощущать тепло приближаю- щейся жертвы, и, затаившимся в кромешной тьме, им неведомо никакое чувство, кроме сосущего их утробу голода. (З)Одно дело, когда мы говорим о безгласной рыбе или о неспособном летать пресмыкающемся, и другое дело, когда у некоторых людей обнаруживается полная атрофия тех способностей, которые, казалось бы, свойственны человеку по самой его сути. (4)Про этих духов- ных калек писал Фёдор Тютчев: «Они не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах...». (5)Если человек не воспринимает красоту, то мир для него становится однотонным, как упаковочная бумага; если он не знает, что такое благородство, то вся человеческая история для него пред- стаёт бесконечной цепью подлостей и интриг, а прикасаясь к высоким движениям человеческого духа, он оставляет жирные отпечатки своих рук. (б)Однажды в одной из столичных газет, известной своим обличительным пафосом, мне попалась статья, в которой автор утверждал, что патриотизм свойствен лишь натурам серым, примитивным, недостаточно развитым, в которых индивидуальное чувство ещё не вызрело в полной мере. (7)3атем автор, доказывая тезис о том, что героическая самоотверженность порождена не благо- родством, как это принято думать, а неразвитостью личностного начала, приводит выдержки из прощального письма Ульяны Громовой. (8)Эта девушка во время Великой Отечественной войны стала одним из руководителей подпольной организации «Молодая гвардия», куда входили люди, многим из которых не было и двадцати лет. (9)Ребята расклеивали листовки с сообщениями о положении на фронте, вывешивали красные флаги, показывали всем, что оккупанты завоевали город, но не покорили людей. (10)Фашисты схватили подпольщиков, изуверски пытали их, а потом казнили. (11)Ульяна Громова перед самой смертью успела написать письмо родным. (12)Автор статьи находит в этом коротком послании пунктуационные и орфографические ошибки: вот тут обращение не выделено запятыми, тут неправильная буква в падежном окончании имени существительного... (13)Отсюда вывод: девушка — типичная троечница, серая посредственность, она пока ещё не осознала бесценности человеческой жизни, а потому легко, без сожалений пошла на смерть... (14)Когда люди садятся за стол, перед едой они моют руки. (15)Когда прикасаешься к высокому и священному, надо прежде всего отмыть душу от житейского, суетного, пыльного, мелкого... (16)Жестокие и беспощадные враги напали на нашу родину, и комсомольцы, почти дети, стали с ними сражаться. (17)Это называется подвигом! (18)Когда их пытали, мучили, резали, жгли, они ничего не сказали врагу. (19)И это тоже называется подвигом! (20)Подвиг, который рождён высоким сознанием своей ответственности перед страной, потому что врага можно победить только так: жертвуя своей жизнью. (21)Согласен, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, знаю, что злейшим врагом всякого прогресса являются не критики, а твердокаменные «сторонники». (22)Но весь вопрос в том, кто несёт знание. (23)Если о сущности патриотизма размышляют люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, то это будет то же самое, как если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме вечной под- водной ночи. (По А. Кузнецову*)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.

познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениям...

Конспект урока по русскому языку на тему "Урок-обобщение по теме «Имя прилагательное» с применением ИКТ (5 класс).

Применяемая технология:  Развитие креативного мышления с применением ИКТ технологий.Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке, были применены структуры Токин Мэт, Финкин Баддис, Стё зе...

Урок по русскому языку по теме "Язык и его основные функции. Языки естественные и искусственные."

Цель урока:закрепление ранее изученного материалазнакомство с функциями языкавыработка умения находить отражение той или иной функции языка в тексте...

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...