Правописание глаголов на -тся, -ться 5класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Горшкова Луиза Анатольевна

Урок построен в соответствии требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -tsya_-tsya.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание –тся и –ться в глаголах (5 кл.)

Тип урока: У «О»НЗ.

Цели:

 Предметные: развить умение формулировать определение понятий;

а) умения правильно ставить вопрос к указанным глаголам;

б) представления о правильном написании  –тся и –ться в глаголах;

- развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Метапредметные:     

 1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

 2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

     3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности.

 Раздаточный материал: диагностическая карта.

Необходимое оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор.

Демонстративный материал: алгоритм проверки правописания –тся и –ться в глаголах; эталоны для самопроверки.

                          Ход урока:

Организационный момент 

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.                                           - Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться

1.     Мотивация к учебной деятельности.

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфологию)

- Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное,  глагол, местоимение, наречие)

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Неопределенную форму глагола).

- Какие постоянные признаки имеет неопределенная форма глагола? (Начальная форма глагола не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода)

- Где пишется ь знак в неопределенной форме глагола? (Мягкий знак пишется в суффиксах  на–ть , -чь)

- А вы хотите узнать, когда в глаголах на –тся и –ться пишется ь знак? (Да)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-И все? (Нет).

-Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

11.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте  + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Глагол»).

 Какой способ повторения нашей темы выберем? (Будем отвечать на вопросы и выполнять практические задания).

-Предлагаю ответить на такие вопросы:

(Работают группами, вопросы на карточках)

- Что такое глагол? (Это слова, которые обозначают действия)

- Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам, числам, лицам, в прошедшем времени по родам)

- Какова синтаксическая роль глагола в предложении? (В предложении чаще всего является сказуемым)

-  Как пишется НЕ с глаголами? (Не с глаголами пишется раздельно)

- Выполните следующее задание. Определите лицо и число глаголов в следующих словосочетаниях: мальчик улыбается, дети играют, Маша смеется, читаешь рассказ, выйдите из комнаты, поливаем цветы, быстро собраться.

 Один ученик из каждой группы отвечает на заданные вопросы и комментирует свой вариант выполнения практической работы.

111. Выявление места и причины затруднения..

- Обратите внимание на глаголы улыбается и собраться. В обоих ли словах, оканчивающихся на –тся и –ться,  нужен ь знак? (Нет)

- Почему?

Физкультминутка

-Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Вот так, вот так надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал.

1V.  Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

      - Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Узнать, когда пишется ь знак в глаголах, оканчивающихся на –тся и -ться).

 - Как сформулируем тему нашего урока? (Правописание –тся и –ться в глаголах).

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением).

V. Реализация построения проекта.

- Обратите внимание на слова, записанные на доске.

    Не надо хвалиться                  Хлеб родится

    Нечего торопиться                 Каша варится          

   Нужно наклониться                Тот не боится

- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в глаголах пишется ь знак, в правом  - не пишется).

- От чего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах ? Можно сделать вывод? ( От вопроса).

- Молодцы! Вы очень наблюдательны.

- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим  эталон. Кто попробует?

 На доске:

                 -тся в глаголах

               - ться в глаголах

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) или что делают? (сделают), то этот глагол в 3-м лице и в нем перед –ся буква ь не пишется

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределенной форме и в нем перед –ся буква ь  пишется

- Теперь мы можем объяснить правописание  –тся и –ться в глаголах. (Да)

-Как преодолеть затруднение в правописании –тся и –ться в глаголах? (Обратиться к эталону).

-Прочитайте на доске примеры: Ученик учит (?)ся на пятерки.  – Он любит учит(?)ся.

- Что  вы сделаете, чтобы правильно написать –тся и –ться в глаголах? (Воспользуемся эталоном).

(В слове учится не пишется ь, потому что глагол отвечает на вопрос что делает (ученик) то есть глагол в 3-ем лице, во втором случае глагол отвечает на вопрос что делать?, то есть глагол в неопределенной форме, значит,  ь пишется)

- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, научились правописанию –тся и –ться в глаголах)

V1. Первичное закрепление во внешней речи. 

(1)    Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

– Работа в парах.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 632 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первое слово сделаем все  вместе для образца.

1вариант. Ученик учит(?)ся (ученик что делает? учится (3-е лицо ь не пишется).

2 вариант. Ученик ленит(?)ся (ученик что делает? ленится (3-е лицо ь не пишется).

- Продолжаем самостоятельно

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

 VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех: Перед вами «аукцион пословиц» (на карточках). Вставьте пропущенные глаголы  и обозначьте условия выбора –ться и -тся  в тексте. Кто закончит раньше, вспомните пословицы, где встречаются  слова с данной орфограммой.

Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Эталон:  -тся (что делает? что делают?3-е лицо) .

-ться (что делать? что сделать? неопр. ф.)

  Друзья познают?ся в беде. Не стыдно не знать, стыдно не учит?ся.  За все брат?ся – ничего не сделать. Кто хвалит?ся, тот с горы свалит?ся. Надо трудит?ся, а  не ленит?ся.

1. Друзья (что делают? 3-е лицо) познаются в беде. Не стыдно не знать, стыдно (что делать? неопр.ф.) не учиться.  За все (что делать? неопр.ф.) браться – ничего не сделать. Кто хвалится, тот с горы (что сделает? 3-е лицо) свалится. Надо (что делать? неопр.ф.) трудиться, а  не лениться.

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок

 V111. Включение в систему знаний и повторение.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить правописание –тся и –ться в глаголах).

- При написании каких форм глаголов мы можем применить данную орфограмму? (возвратных глаголов неопределенной  формы и формы 3-го лица).

- Достаточно ли  мы закрепили новое правило? (Нет).

- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

- Тогда  работаем над следующим заданием:  Спишите написанные на доске словосочетания, применяя правило правописания –тся и –ться в глаголах.

  Пар клубит(?)ся, часто улыбат(?)ся, солнце подымает(?)ся, надо умыват(?)ся, снег искрит(?)ся, день начинает(?)ся, стал занимат(?)ся, буду старат(?)ся, малыш развивает(?)ся.

На доске:  -тся (что делает? что делают?3-е лицо) .

-ться (что делать? что сделать? неопр. ф.)

-Проведите самопроверку по эталону.

Пар (что делает? 3-е лицо) клубится, часто (что делать? неопр. ф.) улыбаться И.т.д.

 -Глаголы какого вида не встретились в данном задании? (Совершенного вида)

- Более подробно о видах глагола мы поговорим на следующем уроке.

-Перестройте предложения, заменяя данные глаголы глаголами с постфиксом –ся. В качестве подлежащих употребите выделенные слова.

1.Я стал стучать в дверь. Вышел хозяин.

Я стал стучаться в дверь. Вышел хозяин.

2.Ваньке сказали, что письма опускают в почтовые ящики.

3.Ещё пуще старуха бранит старика.

-Списать текст стихотворения, объяснить графически написание глаголов. Доказать, что глаголы помогают поэту красочно описать деревенскую ярмарку, сделать динамичнее повествование.

Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колыше(тся;ться).

Шумит, поёт, ругае(тся; ться),

К.чае(тся, ться), в.ляе(тся;ться).

Дере(тся, ться) и ц.луе(тся, ться)

На празднике народ.

1Х. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему был посвящен урок? (Правописанию –тся и –ться в глаголах).

- В чем суть  правописания –тся и –ться в глаголах? (-тся (что делает? что делают?3-е лицо, -ться (что делать? что сделать? неопр. ф.)

-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно определяли правописание –тся и –ться в глаголах).

- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки  орфограммы с помощью вопроса).

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 ?        

 Научился применять правило правописания –тся и –ться в глаголах, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

    !        

 Научился применять правило правописания –тся и –ться в глаголах , но не уверен, что самостоятельно смогу правильно задать вопрос к глаголу. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! !          

Научился применять правило правописания –тся и –ться в глаголах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился применять правило правописания –тся и –ться в глаголах, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 633 из  параграфа 110.

2. Кто научился применять правило правописания –тся и –ться в глаголах, но не уверен, что самостоятельно сможет правильно задать вопрос к глаголу, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 634.

3. Кто научился применять правило правописания –тся и –ться в глаголах и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте связный текст из 5-6 предложений на тему «Если хочешь стать футболистом (тенниситом и т.д.)».

4. Задания для умников и умниц!

Вспомните, то такое омофоны и подберите их по образцу: (хочу) строиться – (дом) строится. Подберите  5-6 примеров по теме из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.

-Оцените учебную деятельность класса.

-Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание глаголов с –тся, -ться

Методическая разработка урока русского языка для 8 класса на тему "Правописание глаголов с –тся,  -ться" содержит конспект урока....

Глагол. -Тся и -ться в глаголах.

Глагол. -Тся и -ться в глаголах....

Правописание глаголов на -ТЬСЯ и -ТСЯ

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по УМК Ладыженская и др. в рамках системы ФГОС...

«Правописание глаголов с –ться и–тся»

Открытый урок письма в 8 классе коррекционной школы...

Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)

Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание глаголов на -тся, -ться", 8 класс, 2022г. , для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание глаголов  на -тся, -ться", 8 класс, 2022г. для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....