Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме " Правописание глаголов на -тся и -ться", 7 класс.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Аккужина Лилия Файзулловна

Конспект урока на тему:" Правописание глаголов на -тся и -ться".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Тема урока: Правописание глаголов с -тся и -ться.       7класс.

Цель:

- отработка практических умений и навыков правописания – ться и -тся в глаголах; -воспроизведение необходимых знаний и умений по изучаемой теме; -развивать интерес и любовь к русскому языку, воспитывать мотивацию к учёбе

Задачи:

Образовательная: повторить и обобщить знания учащихся о правописании – тся и –ться в глаголах;

Воспитательная: воспитывать внимание к слову, дисциплинированность, сознательность, через дифференцированное обучение воспитывать интерес к урокам русского языка;

Развивающая: способствовать развитию речи и логическому мышлению.

Ход урока:

Девиз урока:

                             
  Кратко объясните значение пословицы

Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.

 Формулировка темы урока (ученики + учитель), запись темы в тетрадь.  

«Правописание –ться и –тся в глаголах».

Цель нашего урока-

 1) знать условия выбора правописаний –ться и – тся;

 2) находить слово, к которому относится глагол,   ставить от него вопрос;

3) правильно произносить и писать глаголы на  -ться и  тся.

На анализе примеров учащиеся самостоятельно делают вывод.

- От чего зависит написание -тся, -ться ( От того , есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак)

Ребята, как определить, -ться или –тся следует писать в конце глаголов?

- Правильно, выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.

- Вопрос- ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.

Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То в глагол его вноси.

-Если в вопросе есть мягкий знак, то он будет и в глаголе, а если нет, то не будет и в глаголе.

Перед вами алгоритм правописания –тся и  -тся в глаголах. По этому алгоритму вы легко справитесь с задачей.

Алгоритм правописания –тся и –ться.

Неопределенная форма                         Форма 3-го лица единственного числа

   (что делать?)                                                   (что делает?)

       Учиться                                                             Учится

Трудиться                                                                        Трудится

           

Вывод: В какой форме мягкий знак пишется, а в какой- нет

– Что вы знаете о глаголе?( Глагол –часть речи , который обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

– Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)

– Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов? (нет)

– Для чего нужно знать все правила написания глаголов?(грамотно писать)

– Итак, мы закрепим правописание  глагола  на тся и ться.

 

Перед вами “аукцион пословиц”.

Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья познают(?)ся в беде.

Трус своей тени боит(?)ся.

Всякий человек в деле познает(?)ся.

У него из рук валит(?)ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.

За все брат(?)ся- ничего не сделать.

 Игра «Кто быстрее»

Продолжить пословицу, объяснить написание –ться,  тся в глаголах.

2. Найдите конец пословиц. Запишите правильно.

1). Кто умеет веселиться, (…)
2). Не надо хвалиться, (…)
3). Кто любит трудиться, (…)
4). Кто хочет от жизни толку добиться, (…)

1) тот должен много трудиться. 2) коли не знаешь, как рожь родится. 3) тому без дела не сидится. 4) того горе боится.

Распределительный диктант (словосочетания распределить по колонкам).

 

Красавица, любуется, надо лечиться, сестрица, улыбается, улица, можно веселиться, обязан учиться, варится.

-ца -тся -ться

Кто? Что?

Имя существительное

Что делает? Что сделает?

Глагол 3-го л., ед.ч.

Что делать? Что сделать?

Неопределенная форма глагола.

Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним водиться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.

(при проверке задания проговариваются неоднократно способ действия при выборе -тся, -ться)

1) Установить к какому слову относится глагол;

2) поставить к глаголу вопрос, определить его форму, записать окончания

1. Комментированный диктант.

1. Белый пар по лугам расстилается.

2. От зари алый свет разливается.

3. И стоит себе лес, улыбается.

4. Солнце за день нагуляется, за кудрявый лес спускается.

5. Лес стоит под шапкой темною, в золотом огне купается.

(После записи каждого предложения правописание -тся, -ться объясняется учащимися "по цепоч

Спишите пословицы, раскрывая скобки и ставя вопросы к глаголам  на –тся и –тся.

Дело мастера бои(тся, ться).                                              

Волков боя(тся, ться) в лес не ходить.

Не ошибае(тся, ться) тот, кто ничего не делает.

Кто учит(тся, ться), тот всему научи(тся, ться).

 Давайте составим алгоритм наших действий:

1.Найди глагол

2. Задай вопрос к глаголу

3. Если глагол  употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.

4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.

  1. Опрос-повторение

- На какое правило эти слова?

- Проверьте, правильно ли вы написали их в упражнении.

- На какое правило эти глаголы? (правописание –тся, -ться в глаголах)

  1. Работа с правилом

В каких случаях пишем мягкий знак, в каких нет.

  1. Работа по теме урока
  1. Вставь правильно глагол

Витя … о здоровье.                        заботиться

Нужно … о здоровье.                        заботится

Гимнастикой … полезно.                заниматься

Ребята … гимнастикой.                 занимаются

Борис … на брусьях.                        тренироваться

Борису надо … на брусьях.                тренируется

  1. Замени, одним словом

Проявлять стремление  -                                 стремит…ся

Они испытывают  волнение      –                          волнуют…ся

Допускать ошибки           -                                 ошибат…ся

Он испытывает  радость    -                                 радует…ся

  1. Зрительный диктант

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боит…ся.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудит…ся?

Физминутка.

Игра «Услышь Ь»

– Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет- потопайте:

Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться.

Знаете ли вы пословицы? Вставьте пропущенные глаголы. Самостоятельная работа.

Дело мастера ________ . Кто любит __________, тому без дела не сидится. Любишь _________ , люби и саночки возить. Друзья _________ в беде.

- Ребята, среди пословиц, которые вы записали, назовите пословицы о труде.


Выбери -ТСЯ или -ТЬСЯ.

Кто любит труди…, тому без дела не сиди… .

Всяк человек на деле познае… .

Нужно наклони…, чтобы из ручья напи… .

Любишь ката…, люби и саночки возить.

Выбери -ТСЯ или -ТЬСЯ.

Кто любит труди…, тому без дела не сиди… .

Всяк человек на деле познае… .

Нужно наклони…, чтобы из ручья напи… .

Любишь ката…, люби и саночки возить.

Выбери -ТСЯ или -ТЬСЯ.

Кто любит труди…, тому без дела не сиди… .

Всяк человек на деле познае… .

Нужно наклони…, чтобы из ручья напи… .

Любишь ката…, люби и саночки возить.

Выбери -ТСЯ или -ТЬСЯ.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Всяк человек на деле познается.

Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Загадка.

Кланяется, кланяется – придет домой, растянется (топор).

Какие задачи мы себе поставим на уроке?( На доске на листах)

1.Находить глаголы на –[ца]

 2.Вспомнить, когда пишется –тся, -ться

3.Научиться писать глаголы на - тся,-ться

Групповая работа( карусель)  

Карточки с конвертами

1 гр- найти слова имена сущ

2гр –гл. в нач.форме.

3 гр. гл в форме 3-го лица

.Команды меняются заданиями. Проверка по группам.

-А теперь, посмотрите , что получилось у меня ( Проверка по слайду№9)

 -Все группы справились со своими заданиями. Молодцы

 Игра-соревнование «Мудрые советы» Работа в парах.( карточки)

– Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах нашего богатого русского языка.

Я предлагаю вам собрать пословицу и поработать в парах.

 

Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся.

Всякий человек на деле познает?ся.

Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся.

Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. 

9.Закрепление упр 4 ( на карт) Резерв.

Встретились ли вам в этом упр .слова на новое правило?

10. Рефлексия деятельности

Итак, какова была наша цель? (Научиться писать гл. на -тся – ться)

Достигли мы ее?( Да, мы ее достигли , потому что :

 Я узнал …

  Я научился…

   Мне было интересно…

      Я понял….

        Теперь я могу….

          Мне было трудно….

             Мне захотелось….

Домашнее задание:

ЗАПИШИТЕ ПО 10 ГЛАГОЛОВ НА

-ТСЯ И -ТЬСЯ

ЗАПИШИТЕ 5 ПОСЛОВИЦ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ГЛАГОЛЫ С СОЧЕТАНИЯМИ -ТСЯ ИЛИ –ТЬСЯ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и

Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...

конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....

Магир Т.В., Харченко Т.Г. Конспект урока русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных". 6 класс

К конспекту урока прилагается рабочий лист с заданиями для работы на уроке...

Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)

Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных и согласных в приставках" (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание гласных и согласных в приставках"...

Конспект урока русского языка на тему «Правописание имен собственных» в 3 классе для детей с нарушением интеллекта

Конспект урока русского языкана тему «Правописание имен собственных»в 3 классе для детей с нарушением интеллекта...