К урокам русского языка
план-конспект урока по русскому языку на тему

Максимова Наталья Александровна

На этой страницебудут размещены дидактические материалы, конспекты уроков 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщающий урок-проект  по теме «Лексика».

Класс: 5

УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов

Тип урока: урок-проект систематизации и обобщения знаний и умений

Цели урока: - Обобщить изученный материал по теме «Лексика».

-Углубить знания о значении слова в нашей жизни, использовании его в речи и письме.

- Показать связь русского языка и литературы.

- Развивать коммуникативные навыки через работу в группах, словарный запас учащихся; воспитывать любовь к родному языку.

- Формировать способности к рефлексии.

-Создание страничек журнала «Лексика»

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Результатом работы на уроке должен стать журнал, помогающий освоить терминологию лексики в пределах программы 5-го класса.

Весь класс – это редакция издательского дома, разделенная на группы по5 человек, – редакционные отделы. Каждый отдел заполняет свою страницу журнала: «Синонимы» «Омонимы», «Антонимы», «Прямое и переносное значение слова».

В отделах работают:

– корректоры 
– переводчики

– ответственный редактор

-креативщики





Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Этап мотивации. Организационный момент.

Цель этапа: настроить учащихся на работу на уроке.

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня у нас много гостей. Все мы волнуемся. Но вы способные, умные и, конечно же, поможете мне. У нас все получится. Сегодня у нас завершающий урок по теме «Лексика». Мы узнали много нового и постараемся обобщить полученные знания. 

Сегодня мы с вами работаем в издательском доме.

  • Нам нужно выполнить верстку страничек для нашего журнала. Что это такое?
  • Как вы думаете, что должно быть в этом журнале?
  • Что является целью нашего журнала?
  • Что надо знать,чтобы выпустить этот журнал?

Вы распределились по группам-отделам в соответствии с вашими пожеланиями. Выбрали ответственного редактора. Сейчас ответственный редактор каждого отдела представит нам свою группу. А вы должны определить о каком термине идет речь. После этого вы получите конверт с заданиями для каждого отдела.

Учащиеся внимательно слушают учителя, записывают дату и тему урока «Повторение изученного по теме «Лексика».

Вёрстка — монтаж полос оригинал-макета из составных элементов: набранного текста, заголовков, таблиц, иллюстраций, украшений

1 группа: омонимы.

Посмотрите: что за чудо?

Перед нами близнецы.

Я спросила: «Вы откуда

Появились, молодцы?»

Отвечали мне слова:

Мы – слова из русской речи,

 Из родного языка!

Одинаково нас слышат,

 Одинаково нас пишут

 Но важна не только внешность

Потому не торопись,

Ты до смысла доберись,

 Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке,

 Схожим лицам вопреки,

 Мы по смыслу далеки.

2 группа: синонимы

Это волшебные слова, которые помогают:1)преодолевать однообразие речи; 2) делать портреты людей, вещей, природы выразительными, яркими. Пример представлен в стихотворении:

Простое слово промежуток: 
В театре несколько минуток, 
Пока начнётся новый акт, 
Мы называем всё…(антракт).

На время что-то прекратив, 
Мы объявляем…(перерыв).

3 г. Антонимы: Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый.

4 гр. Прямое и переносное значение слов

Ветер спит,и все немеет

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть.

О каком лексическом явлении идет речь?

Целеполагание (П)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Молодцы.

Я вам предлагаю начать работу над версткой страничек журнала в нашем издательском доме «5 А класс». Так как наш журнал называется «Лексика» нам нужно вспомнить: что же такое лексика?

Правильно, ребята. Каждое слово что-нибудь обозначает. Помните, у Маршака в сказке «Кошкин дом» кошка объясняет гостям:

-Вот это стул, на нём сидят,

Вот это стол, за ним едят.

Тема «Лексика» – одна из самых интересных в курсе русского языка 5 класса, потому что речь идет о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться

Где хранятся слова? 

Правильно. Богатства русского языка отражается в словарях. Есть словарь Ожегов сергея ивановича. В нем представлено около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова – более 85 тысяч слов. В 17 томном словаре современного русского литературного языка Академии наук – 120480 слов. Мы знаем имя Владимира . Ивановича. Даля. Он пытался собрать все слова русского языка. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» представлено более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет!

Работа в группах. 
Развитие познавательного интереса к русскому языку, расширение кругозора учащихся (И).

Аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

 Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: переосмыслить собственные знания

Задание №1.

Итак, ребята, в первую очередь надо обозначить заголовок страниц.

Выберите из конверта термин, отражающий название вашего отдела и наклейте его в отведенном для этого месте, дайте определение, приведите примеры, проиллюстрировав их.

Задание № 2.

Далее у нас располагается рубрика «Интересные вопросы». Вы занимались исследованием дополнительной литературы и подготовили вопросы по вашей теме для этой рубрики.

Группы задают вопросы друг другу.

Итак, справились вы с этим непростым заданием, оформите, пожалуйста его в рубрике «Интересные вопросы».

Ребята, а как называется это изобразительно-выразительное средство языка?

ФИЗМИНУТКА

Синонимы:

1.В начале какой сказки Пушкина употреблены слова-синонимы путь-дорога? («Сказка о мертвой царевне»)

2.В какой басне Крылова употреблен синоним к слову груз («Лебедь,Рак и Щука» - поклажа)

3. В каком стихотворении встречаются следующие слова : спаленная,схватки,нанешнее,племя,доля,безделка,сечь,ликовал,изведал,сражение?( Бородино М.Ю.Лермонтов)

Омонимы:

1.Что можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность?(Цветник)

2.Какое крыло никогда не летает? (Крыло автомобиля)

3.Какой город летает?

Антонимы:

1.Найдите антонимы.

Грязным автомобилям

Путь машины преградили:

«Чистым здесь зеленый свет!

Остальным дороги нет!»

2. Вспомните несколько пословиц с антонимами:( Ученье свет,неученье тьма. Корень учения горек, да плод его сладок. Умная ложь лучше глупой правды.)

3.В каких словах антоним к слову первый употребляется в смысле «новейший»? (последние известия,новости)

Прямое и переносное значение слов:

  1. Какое слово в стихотворении Мошковской употреблено в переносном значении?

Встало солнце кислое,
смотрит – небо скисло,
в кислом небе кислое
облако повисло...

И спешат несчастные
кислые прохожие
и едят ужасно
кислое мороженое...

Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
было настроение

  1. Придумайте предложения для слова болтать, чтобы в одном случае был прямой смысл, а в другом –переносный.(болтать ногами, болтать языком)
  2. Какие человечески качества приписал поэт природе?

Пляшет ветер,месяц водит с тучами игру, дремлет лес под сказку сна?

-Олицетворение

(Слайд с фрагментом из мультфильма «Фиксики»

Смысловое чтение (П)

Подведение под понятие, выведение следствий (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Задание 3.

Рубрика «Заковыки-перевертыши».

Группы получают задание, выполняют его и оформляют рубрику.

Группа антонимы.

Прочитайте стихотворение «Яблоко». Найдите слова с противоположным значением:

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

- Кислое, зачем оно?

-Что вы? – шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.

Группа синонимы.

подберите слова-синонимы

- Дровосек - Лесоруб

- Кол - Единица

- Мурлыка – Кот

- Хрюшка - Свинья

- Страх - Испуг

- Лилипут - Карлик

- Букварь – Азбука

Группа омонимы:

Придумать предложения с данными омонимами

Месяц (луна; календарный)

Кашка (цветок; молочная)

Мостик (капитанский; гимнастическое упражнение)

Группа прямое и  переносное значение.

Составить текст из данных предложений. На месте пропусков вставить слова указанных в скобках частей речи . Пользуйтесь словами для справок.

Пятилетний Сережа заявил, что он не пойдет в школу, так как там на экзаменах …

В другой раз не пошел на улицу,боясь,что его мороз …

Петя сказал маме,что он не … рубашку сушить на солнышке, потому что не достал до него.

(повесил,режут,ударит)

Смысловое чтение (П)

Подведение под понятие, выведение следствий (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П)

Подведение под понятие, выведение следствий (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Анализ, сравнение, обобщение (П)

Аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Подведение под понятие, выведение следствий (П)

Смысловое чтение (П)

Аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

IV. Итог урока. Рефлексия

Цель: подвести учащихся к выводу и оценке своей работы на уроке.

- Исследование какой темы мы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Чего не хватает нашему журналу?

Учащиеся дают ответы на вопросы,

анализируют работу на уроке через самооценку.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Домашнее задание

Придумать обложку для журнала.

Подобрать из художественного текста синонимы, антонимы, омонимы (не менее 5 примеров). Вы можете использовать произведение А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

«Лингвистические загадки» для конкурса «Кругосветка»

Станция «Грамотеи»

Задание1.   Вставьте пропущенные  знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Всякий распол_гает возможностью пофиглярствовать и изобр_зить на подмостках честного человека но быть порядочным изнутри и в сер_це своем где все дозволе(н,нн)о где все шито-крыто вот поистине вершина возможного. Бл_жайшая ступень к этому быть таким же у себя дома в своих обыденных делах и поступках в к_торых мы (не)обязаны д_вать кому(либо) отчет и где свободны от и(с,сс)ку(с,сс)твенности и от пр_творства.

Станция «Один за всех и все за одного»

1) Всем известно, что разнобой в написании мешает чтению, тормозит понимание читаемого. 2) Но произвол в произношении почти так же недопустим, как и анархия в письме: язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению только в том случае, если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и легкому общению. 3) Дело в том, что отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. 4) Это объясняется тем, что при восприятии устной речи обычно мы не фиксируем внимание на ее звуковой стороне, а непосредственно воспринимаем смысл. 5) Между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами на пути общения. 6) Таким образом, единообразное произношение так же важно, как и единообразное письмо. 7) Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой стороной литературного языка. 8) Задачи орфоэпии и орфографии заключаются в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

(Р.И. Аванесов)

Задания (каждый ученик выполняет одно задание)

1. Из 1-го предложения выпишите все словосочетания, определите их способ связи.

2. Определите способ образования слов разнобой, единообразное.

3. Докажите, к какой части речи принадлежит слово полностью (предложение 2-е). Используйте морфологический разбор.

4. Найдите предложение, в котором оборот с союзом как имеет значение «в качестве». Запишите номер этого предложения.

5. Подберите по два однокоренных слова к словам местность, отклонения.

6. Определите тип речи. Дайте развернутый ответ на вопрос: какую роль в тексте играют сложноподчиненные предложения?

Станция «Синтаксия»

Прочитайте текст и выполните задания.

  1. В течение своей жизни Гоголь много путешествовал. (2) Однако где бы он ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте. (3) Он приспособился в дороге думать и работать, между тем одновременно и набираясь впечатлений, и отдыхая душой. (4) У него даже был план объехать все монастыри России, имея в виду, что они располагались, как правило, в красивейших местах. (5) Он собирал в душе своей как бы коллекцию истинно русских пейзажей.

  1. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью согласование
  2. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью управление
  3. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью примыкание
  4. Какое сочетание слов из предложения 2 не является примером примыкания? Напишите номер правильного ответа.
  1. где бы ни странствовал
  2. чувствовал себя лучше
  3. сидя на месте
  4. несравненно лучше
  1. Определите способ связи в словосочетании НА ОДНОМ МЕСТЕ (предложение 2)
  2. Какое сочетание слов из предложения 4 является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа.
  1. был план
  2. план объехать
  3. даже был
  4. располагались как правило

Станция «Аналитик»

1. Горького я впервые увидел в Петрограде зимой девятьсот пятнадцатого года. 2. Спускаясь по лестнице к выходу, я засмотрелся на детей, играющих в вестибюле. 3. В то же время в парадную легкой и властной походкой вошел насупленный мужчина. 4. Лицо у него было сердитое и даже как будто злое. 5. Длинные усы его обледенели, и от этого он казался еще более сердитым.

6. Детей звали спать. 7. Они расшалились, не шли. 8. Человек глянул на них и сказал, не замедляя шагов: «Даже кит ночью спит!». 9. В эту секунду вся его угрюмость пропала, и я увидел горячую синеву его глаз. 10. Взглянув на меня, он снова насупился и мрачно зашагал по ступеням.

11. Когда я познакомился с ним ближе, я заметил, что у него на лице чаще всего бывают эти два выражения. 12. Одно – хмурое, тоскливо-враждебное. 13. И другое выражение, всегда внезапное: празднично-застенчиво-умиленно-влюбленное. 14. Позже я заметил, что приливы влюбленности бывали у Горького, когда он говорил о детях, о замечательных людях и книгах. (По воспоминаниям К.И. Чуковского)

Задание

1. Выпишите из 1-го абзаца 2 слова, образованных путем перехода из одной части речи в другую. Определите, к какой части речи они относятся.

(Горький, парадная – субстантивированные прилагательные.)

2. Выпишите из 1-го и 3-го абзацев слова в форме сравнительной и превосходной степени. Определите их начальную форму и часть речи:

  • более сердитым – составная сравнительная степень; н.ф. сердитый, прил.;
  • чаще всего – составная превосходная степень; н.ф. часто; нареч.;
  • ближе – простая сравнительная степень; н.ф. близко; нареч.;
  • позже – простая сравнительная степень; н.ф. поздно; нареч.

3. Найдите простое предложение, осложненное обособленными обстоятельством и определением, выраженными деепричастным и причастным оборотами. Укажите его номер.

(2-е предложение)

4. Сделайте морфемный разбор слов угрюмость, спускаясь, снова, засмотрелся.

5. Найдите СПП с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения и вид придаточных.

(11-е предложение; придаточные времени и изъяснительное.)

6. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте:

1) градация;
2) развернутая метафора;
3) эпитеты;
4) речевая характеристика героя;
5) синекдоха.

Станция «Редактор»

Задание

   Найдите неверное использование паронимов в предложении и исправьте ошибки.

  1. Написав автобиографию, нужно в конце поставить свою роспись. 2. За билетами у кассы стояли командировочные. 3. Олег одел плащ и поспешил на работу. 4. Через три года мы встретились с Петей, но он меня не признал. 5. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости. 6. Туристы блудили в лесу полдня. 7. Базаров отличался недюжим умом. 8. Книга – источник познания, её добротное содержание будет воспитывать нашу молодёжь, прививать ей душевность.

Станция «Говори грамотно»

1. Расставьте ударения в словах:

 Ненадолго, проживший, прожитый, собрались, недуг, звонишь, дефис, клала, досуг, названа, звала, обеспечение, феномен, переведены, намерение, простыня, знамение, договор, оптовый, каталог, банты.

  1. В каком слове произносится ШН?

Брусничный, коричневый, нарочно, гречневая, беспомощный, помощник, уличный, суточный

  1. В каком слове произносится ТЭ?

Контейнер, протест, патент, контекст

  1. В каком слове произносится Ё?

Побл…кла, оп…ка, бытии…, аф…Ра

5. В каком слове пропущена буква Н?

Компроме…тировать, ко…форка,  ко…фортный,   инци…дент.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Знаки препинания при однородных членах»

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Цели:

 Личностные: воспитание интереса к изучению русского языка, развитие зрительной памяти, самооценки, внимания;

Регулятивные: учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать, развивать умение работать в сотрудничестве;

Предметные: научить расставлять знаки препинания при однородных членах

образовательные: познакомить с правилами постановки знаков препинания при однородных членах; формировать пунктуационную компетентность уч-ся; формировать умение ставить знаки препинания при однородных членах;

развивающие: обогащение языка уч-ся посредством анализа текстов с однородными членами; развитие учебно-информационных и коммуникативных умений; развитие умения давать самооценку своей деятельности;

воспитательные: формировать бережное отношение к природе  и окружающему миру; углублять интерес к урокам русского языка.

Ход урока

I этап  - организационный

1. Беседа

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Что изучается в синтаксисе?

- Чем различаются словосочетание и предложение?

- Что мы уже знаем о предложении?

II. «Проверь себя» (презентация)

2 этап - мотивационный

III.  Целеполагание

- Внимательно послушайте предложения и скажите, что я вам прочитала.

1. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

2. Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

3. В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка. Что за деревце? (Рябинка)

4. Крупно, дробно зачастил 
И всю землю напоил. (Дождь)

5. Какой это мастер 
На стёкла нанёс 
И листья, и травы, 
И заросли роз? (Мороз)

 (Это загадки)

- На какую тему они составлены? Как в загадках отразилось отношение народа к родной природе? (В представлении народа природа живая, одушевлённая)

- Чем осложнены все эти предложения? (однородными членами) Как  вы это определили? (по интонации перечисления)

- Ответьте, какие члены предложения являются однородными.

- Поможет ли интонация определить наличие однородных членов в не произнесённом, а записанном тексте?

Как  вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? Чему мы должны научиться? (расставлять знаки препинания при однородных членах)

3 этап – актуализация знаний

IV. Работа по теме урока

Выполним работу: добавьте к выделенным словам однородные члены (по рядам и у доски)

1 ряд

Радуга раскинулась  не  только  над полями,  но и

2 ряд

Вороны кружились

3 ряд

Туман заволакивал  лес и

- Прочитайте предложения, которые у вас получились. Охарактеризуйте их.

- В каких из них необходимо поставить знаки препинания?

- Как вы это определили?

ЗАДАЧА

- Давайте попробуем сформулировать основные правила постановки знаков препинания при однородных членах.

1.          ,           ,          

 
2.          и

  
3.         , а      

     
4.         , но    

- Проверьте себя по учебнику (с. 81, п.41)

- Расставьте знаки препинания в загадках.

4 этап – закрепление материала

Работа по карточкам у доски.

Задание

Списать, расставить знаки препинания, построить схему однородных членов

Склонились ветки деревьев, спрятали молодые грибки.

Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.

Подул лёгкий ветерок, с тихим шорохом пробежал по саду и вскоре затих.

2. Упр.195(повышенныйуровень)

3. Запись под диктовку.

Много картин написал Василий Поленов. Изображал людей, их жизнь, природу. На картине «Заросший пруд» отражаются в воде тополя, небо, прибрежные травы. Солнце осветило бережок, пригрело деревянный мостик и жёлтую тропинку, ведущую нас в чащу. Нравится художнику покой  и тишина этого уголка.

Задания.

- Докажите, что мы записали текст. Какова тема текста? Как можно его озаглавить?

- Определите стиль текста и тип речи в нём.

- Какое настроение передано в тексте? Чем оно вызвано?

- Найдите предложения с однородными членами. В каком из них вы поставили знаки препинания, а в каком нет? Почему?

5 этап - рефлексия

Чему был посвящен сегодняшний урок?

Чему мы научились на уроке?

Что вам показалось наиболее сложным?

Что было самым интересным?

6 этап  - домашнее задание

Какое задание вы хотели бы выполнить дома?

Д/З

п.41, упр. 198 или 197


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...