Иновационный продукт. Алгоритм разработки диагностических контрольных работ (ДКР) по русскому языку
статья по русскому языку (7 класс) по теме

Городняя Анжелика Олеговна

Диагностические материалы по русскому языку (ДКР) в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dkr_po_russkomu_yazyku_v_7_klasse_konets_goda.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по русскому языку в 7 классе

(на конец года).

Предметные задания репродуктивного характера (задания на знание и понимание)

Задание 1.

Цель: определить сформированность умения находить в слове определённую орфограмму.

Вставить пропущенные буквы. Определите, в каком ряду во всех словах пропущена буква а:

А) досух…, влев…, набел…

Б) наскор…, налев…, запрост…

В) изредк…, справ…, дочист…

Г) сначал…, снов…, направ…

Ответ: В.

Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов – 12.

За каждый ряд с правильно вставленными буквами – 2 балла; за правильный ответ на вопрос – 4 балла.

Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения находить в слове корень, приставку, суффикс, умения определять вид орфограммы.

Задание 2.

Цель: определить сформированность умения ориентироваться в разнообразии звуков языка, умения осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений.

Выполните словообразовательный разбор слова взволнованно, назовите его способ словообразования.  

Ответ: суффиксальный, образовано от слова взволнованный с помощью  суффикса –о.

Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов – 10.

Верно определён способ словообразования – 5 баллов. Разбор выполнен без ошибок - 5 баллов.

Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения различать           способы словообразования, выделять морфемы, участвующие в словообразовании,   объяснять и понимать лексическое значение слова.          

Задание 3.

Цель: определить сформированность умения понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль.

Выберите из списка обязательные действия для правильного написания нн – н в наречиях на –о, -е:

А) определить разряд наречия,

Б) определить, от какого слова образовано наречие,

В) выделить суффикс,

Г) определить, сколько н пишется в том слове, от которого образовано наречие,

Д) поставить ударение,

Е) выделить приставку,

Ж) определить часть речи слова, от которого образовано наречие,

З) определить число

Ответ: Б), В), Г), Ж).

Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов –8.

Каждый верно названный признак оценивается в 2 балла.

Интерпретация: невыполнение задания говорит о непонимании текста задания, о невнимательном чтении текста задания, об отсутствии знаний о морфологических признаках наречия, о правописании н-нн в наречиях на –о, -е.

Предметные или метапредметные умения продуктивного характера (познавательные УУД).

Задание 4.

Цель: выявить сформированность умения обобщать и перерабатывать полученную информацию, умения использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, умения владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание.

Выберите правильное написание наречия в составе словосочетания (по)зимнему холодно: а) по зимнему, б) по-зимнему, в) позимнему. Объясните свой выбор (дайте развёрнутый ответ).

Ответ: Б). Наречие по-зимнему  пишется слитно, так как оно образовано от прилагательного зимний при помощи приставки по- и суффикса -ему.

Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов – 8.

Правильный выбор написания – 4 балла; последовательность, аргументированность, логичность развёрнутого ответа (названы приставка и суффикс) – 4 балла.

Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения выстраивать развёрнутый ответ, основываясь на понятии, знания теории в решении  конкретной орфографической задачи, использовать аргументы в монологическом высказывании, возможно, об отсутствии знания правила.

Задание 5.

Цель: выявить сформированность умения анализировать объект с выделением существенных признаков, умения разбить материал на составляющие.

     Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и запишите словосочетания, распределяя их по двум группам:

  1. сочетания слов, в состав которых входят производные предлоги или союзы,

  2. сочетания слов, в состав которых входят омонимичные союзам и предлогам части речи.

Поговорить (на)счёт работы, жить (на)против, скакать (в)переди отряда, не посещать (в)следстви.. болезни, иметь (в)виду, проходить мимо, (в)течени.. реки, говорю одно и то(же), (в)течени.. трёх дней; невысокая, за(то) пушистая; собрались, что(бы) обсудить; зайти за(то) здание; мне то(же) хотелось на улицу; выполнять так(же) легко, как и раньше.

Ответ:

 

Поговорить насчёт работы

Жить напротив

Скакать впереди отряда

Иметь в виду

Не посещать вследствие болезни

Проходить мимо

В течение трёх дней

В течении реки

Невысокая, зато пушистая

Говорю одно и то же

Собрались, чтобы обсудить

Зайти за то здание

Мне тоже хотелось на улицу

Выполнять так же легко, как и раньше

Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов – 14.

За каждый верный ответ – 1 балл.

Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения определять части речи, применять орфографическое правило, классифицировать слова по определённому признаку.

Метапредметные умения (регулятивные, часть коммуникативных и личностные УДД).

Задание 6 – 9.

Цель: выявить сформированность умения определять тему текста и его основную мысль, умения понимать и обобщать полученную информацию, умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, умения строить монологическое высказывание.

Прочитайте текст.

       (1) Бунин признавался, что никогда не чувствовал себя так прекрасно, как в те минуты, когда ему предстояла большая дорога. (2) Глядя из окна вагона на тень от паровозного дыма, таявшую в прозрачном воздухе, Бунин сказал: (3) «Какая радость – существовать! (4) Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. (5) Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. (6) Одно нужно – только видеть и дышать...»

     

  1. Определите основную мысль текста.

Ответ:  Бунин признавался, что никогда не чувствовал себя так прекрасно, как в те минуты, когда ему предстояла большая дорога.

Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов – 5.

Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения находить основную мысль текста;

  1. Определите тип речи текста? Докажите свою позицию.

Ответ: Этот текст – рассуждение, потому что есть тезис(1 предложение) и аргумент (2-6 предложения). Автор текста объясняет, почему И.А. Бунин чувствовал себя прекрасно перед большой дорогой.

Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов (строение текста (тезис, аргументы), наличие причинно-следственных связей) – 10.

Если говорится об одном каком-то признаке, то задание оценивается в 5 баллов.

Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения различать понятия «повествование», «описание» и «рассуждение»; обобщать полученную информацию и на основе этого создавать собственное высказывание.

  1. Найдите во втором предложении эпитеты.

Ответ: 1)таявшую; 2)прозрачном.

Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов – 10.

Каждый правильно выписанный эпитет оценивается в 5 баллов.

Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии знаний об эпитетах; умения находить эпитеты в тексте, отличать их от других лексических явлений в русском языке.

  1. Составьте текст - рассуждение. Согласны ли вы с высказыванием И.А. Бунина? Сформулируйте свою позицию, аргументируйте свой ответ, основываясь на знаниях художественной литературы и личном опыте.

 Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов – 17.

 Высказывание должно содержать ответ на вопрос (2 балла), два аргумента (по 5 баллов за каждый).

За логичность рассуждения – 5 баллов.

Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения строить своё собственное высказывание, опираясь на прочитанный текст, находить аргументы, возможно, из-за непонимания текста задания, невнимательного чтения текста, из-за неумения использовать информацию из других областей знаний.

Рефлексивная оценка своей работы. Оценка и самооценка выполнения работы (через регулятивные УУД).

Задание 10.

Цель: выявить уровень сформированности самооценки у ученика.

 Оцените свои ответы.

Пусть длина отрезка – правильное выполнение всего теста. Покажите на отрезке часть правильно выполненных заданий, по вашему мнению.

Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов –6.           

 Интерпретация: большое количество ошибок, неполное выполнение заданий или    отсутствие аргументации может свидетельствовать о слабом развитии умения давать самооценку своей работе либо о низкой мотивации к выполнению заданий.

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ для учащихся 7 класса

Диагностическая конрольная работа по теме "Основание Санкт-Петербурга" предназначена для учащихся 7 класса, изучающих предмет "История и культура Санкт-Петербурга. Включает три блока заданий для двух...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

Контрольная работа № 1 по русскому языку по программе Гольцовой в 10-м классе. Планирование МИОО. Базовый уровень. 64 часа

Контрольная работа  № 1  (в двух вариантах) по русскому языку проводится после  повторения разделов  "Лексика" и "Фразеология". Задания построены в формате ЕГЭ по русскому языку. И...

Контрольные работы 6 класс русский язык

Контрольные работы 6 класс  русский язык...

Инновационный продукт. Алгоритм разработки диагностических контрольных работ (ДКР) по русскому языку.

Результаты диагностики могут помочь изучить познавательные возможности учащихся, уровень развития познавательного интереса, предметных и метапредметных умений, дать информацию о личностных качествах, ...