Инновационный продукт. Алгоритм разработки диагностических контрольных работ (ДКР) по русскому языку.
статья по русскому языку ( класс) на тему

Кудрявцева Елена Александровна

Результаты диагностики могут помочь изучить познавательные возможности учащихся, уровень развития познавательного интереса, предметных и метапредметных умений, дать информацию о личностных качествах, ценностных ориентациях 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка диагностических контрольных работ (ДКР). Инновационный продукт.

Общее описание инновационного продукта:

  • Диагностические контрольные работы (ДКР) представляют собой персонифицированную форму оценки знаний и умений учащихся, применяемую учителями-предметниками для оценки уровня сформированности предметных и метапредметных результатов обучения в определенном классе.
  • В методических рекомендациях по разработке диагностических контрольных работ (ДКР) подробно перечислены основные этапы деятельности учителя при разработке ДКР по своему предмету с целью оценки уровня сформированности предметных и метапредметных результатов обучения в определенном классе

Обоснование инновационного характера предлагаемого продукта

Одно из направлений инновационной работы гимназии №177 в режиме ОЭП связано с разработкой инструментария оценки качества образования в условиях перехода на ФГОС ООО нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход и концепция развивающего обучения. Возникает вопрос о способах получения объективной и комплексной информации о достижениях учащихся в разных областях. Диагностический аппарат «знаниевого обучения» в российской системе образования разработан в полной мере (разные виды заданий ЕГЭ типа «А» с выбором варианта ответа и заданий типа «Б»), в меньшей степени на ступени основной школы представлена диагностика когнитивных умений разной степени сложности (это задания типа «С»), а в области  измерения метапредметных умений (особенно регулятивных и коммуникативных) контрольно-измерительные материалы еще только апробируются: проводятся диагностические метапредметные работы для 5 классов (входная диагностика), разработанные Институтом Стратегических исследований образования Российской Академии Образования (ИСИО РАО), Институтом Проблем Образовательной Политики «Эврика», СПб АППО.  Школы Петербурга, являющиеся экспериментальными площадками по отработке введения ФГОС разрабатывают и собственный диагностический инструментарий.  Все вышеперечисленные виды работ позволяют либо персонифицировано оценить сформированность знаний и умений в когнитивной сфере, либо непресонифицировано оценить уровень сформированности УУД метапредметного характера. Объединить эти два различных подхода – задача ДКР, разрабатываемых гимназией.  

Обоснование значимости инновационного продукта для решения актуальных задач развития системы образования.

В современном образовательном процессе диагностику можно считать новым видом деятельности учителя и новой его функцией. Работа по созданию контрольно-измерительных материалов нового поколения направлена как на оценку предметных и метапредметных умений учащихся, так и на становление нового мировоззрения учителя, являясь мощным рычагом повышения квалификации в контексте введения ФГОС ООО.

Обоснование актуальности результатов  использования инновационного продукта для развития системы образования.

Результаты диагностики могут помочь изучить познавательные возможности учащихся, уровень развития познавательного интереса, предметных и метапредметных умений, дать информацию о личностных качествах, ценностных ориентациях и т.д. На основе полученных данных учитель может подбирать наиболее эффективные методы и формы обучения предмету с учетом как потенциала школьников в начале обучения, так и динамики достижений каждого ученика, реализуя принцип дифференцированного подхода к обучению.

Обоснование готовности инновационного продукта к внедрению в системе образования.

Комплект предметных диагностических контрольных работ соответствует содержанию учебных программ по предметам и современных УМК. Представленные методические рекомендации позволяют учителю корректировать отдельные задания, сохраняя общую структуру диагностической работы, или создавать авторскую работу, на основе предложенной структуры.


Глоссарий

Диагностическая контрольная работа (ДКР) – персонифицированная форма оценки  учебных достижений учащихся в контексте ФГОС..

Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных.

Термин «универсальные учебные действия» (УУД) в широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Проще говоря, это умения, которые можно применить при решении задач или проблем не только в рамках  предметной области, но и в повседневных жизненных ситуациях.


Дидактические основы контрольно-измерительных материалов

нового поколения

Диагностические контрольные работы являются важным инструментом в создании системы контроля качества образования, они выступают в качестве  инновационной составляющей в Положении об оценке планируемых результатов обучения в гимназии в контексте ФГОС наравне с Положением о проектно-исследовательской деятельностью гимназии и Системой учета личностных достижений учащихся.

В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов:

  • Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие образовательным (учебным) целям.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  • Оценивать можно только то, чему учат.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

При планировании работы по опережающему введению ФГОС ООО, было принято решение о создании нового диагностического инструментария в гимназии, создана рабочая группа педагогов.

В гимназии разработана единая форма для проведения предметных диагностических контрольных работ.

Раздел 1. Это традиционные задания на проверку знаний

Раздел 2. Задания более высокого когнитивного уровня от применения знаний в новых ситуациях до заданий продуктивного характера.

Раздел 3. Сложные задания, позволяющие выявить уровень сформированности, в первую очередь, регулятивных УУД, а по возможности, и коммуникативных УУД.

Раздел 4. Отдельно проверяет высокий уровень сформированности группы  регулятивных УУД, связанных с самооценкой собственной деятельности по выполнению ДКР.

В качестве дидактической основы для разработки  1-2 части ДКР использована таксономия учебных целей, разработанная Б.Блумом в 1956 г. (См. Приложение)

  1. Предметные задания репродуктивного характера, направленные на проверку знаний. (по Таксономии Б. Блума уровни - знание, понимание, применение по образцу).
  2. Задания продуктивного характера оценку на предметных  или метапредметных умений (по Блуму: анализ, синтез, оценка; познавательные УУД, связанные с работой с информацией, широким спектром логических операций, проектно-исследовательскими умениями).

Задания в формулировках УУД регулятивного и коммуникативного характера – в основе 3 и 4 части работы.

Задания 3-го раздела позволяют выявить формирование большей части регулятивных, части коммуникативных умений: действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия,  как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Задания 4 раздела - рефлексивная оценка своей работы (самооценка через регулятивные УУД).

Предполагается, что в работе должны присутствовать задания по всем разделам, но общая продолжительность работы не должна превышать времени одного урока.

При этом учитель-разработчик должен, по возможности, не только отобрать для работы задания разных типов, но и по возможности включать в работу те задания, которые обычно вызывают сложности у учащихся. Кроме того, необходимо подвести учителей-авторов ДКР к разработке заданий, основанных на содержании предмета, но нацеленных на диагностику метапредметных умений. Такой подход не только отвечает принципам ФГОС, но и позволяет сблизить разные предметные области в сознании учителя и ученика, а значит, приблизиться к реальным жизненным ситуациям.

В следующем разделе предлагается инструкция по разработке ДКР для педагогов.


Инструкция по разработке диагностических контрольных работ

Шаг 1. Определить место и время ДКР в системе оценки планируемых результатов обучения.

Комментарий:

Диагностика может проводиться в начале, середине или в конце учебного года. Может проводиться одна работа с заданиями из разных предметных областей или же могут проводиться ДКР по основным предметным областям (филология, общественные науки и т.п.)

Шаг 2. 

Определить особенности целевой аудитории для работы: возраст учащихся, а также спрогнозировать возможные результаты.

Шаг 3. 

Определить характер заданий будущей работы (по уровню сложности работы в целом  и по широте охвата предметных областей) – предметные или метапредметные задания.

Комментарий:

В ДКР возможно сочетание предметных и метапредметных заданий, при этом условия заданий метапредметного уровня (на проверку сформированности УУД) могут отталкиваться от предметного содержания (по аналогии с заданиями части «C» ГИА и ЕГЭ).

А) Если предполагается создание работы с заданиями исключительно предметного характера, исходной основой для ее составления (определяем, что проверять) могут быть:

- требования к освоению учебного предмета, как содержания конкретного предмета, так и планируемым результатам его освоения, изложенным в ФГОС ООО и соответствующим образовательной программе, при этом необходимо учесть двухуровневую структуру УУД (базовый – «ученик научится» и повышенный «ученик получит возможность»);

- требования к результатам обучения по предмету в конкретном классе, определенные в рабочей программе УМК, используемого в процессе обучения, и в рабочей программе учителя по предмету;

- требования к уровню подготовки выпускников основной школы;

- требования к предметным умениям, которые проверяются по итогам обучения в основной школе, перечисленные в кодификаторе ГИА по предмету;

- типы заданий, предлагаемые в УМК, а также в блоках A,B,C в спецификации ГИА по предмету.

Б) Если предполагается создание работы с заданиями не только предметного, но и метапредметного характера, исходной основой для ее составления могут быть УУД, перечисленные в программе ОУ или аналогичные по смыслу разработки как отечественных, так и зарубежных дидактов и методистов (например, таксономия учебных целей проф.Б.Блума, при проверке познавательных УУД. Необходимо также принять во внимание учебное содержание разных предметов, изучаемых в данном классе/параллели для использования межпредметного потенциала содержания предметов, изучаемых в проверяемой параллели и прохождение программы на момент проведения работы.[1] 

Шаг 4. 

Определить объем ДКР по времени выполнения.

Комментарий: 

ЕГЭ и ГИА предполагают непрерывную работу в течение нескольких часов, так как являются большими по объему. Но это формы итогового контроля, направленные на оценку уровня подготовки выпускника за весь период обучения в школе. ДКР же – форма промежуточного контроля, по этому при составлении ДКР для конкретного класса имеет смысл ориентироваться на оценку доминантных (основных) для данного возраста и класса умений и единиц знаний: например, в 5 классе на уроках истории закладываются основы умения счета лет в истории, связанное с отрицательными числами (математика), по новым ФГОС ООО в 5 классе на уроках ученики знакомятся с географическими картами, на истории – с исторически картами и планами. Продолжается формирование умений работы с небольшими текстами и иллюстративным материалом, речевых умений – все это можно проверять в заданиях предметных и метапредметных ДКР[2].

Предполагается, что время выполнения ДКР должно быть в пределах одного урока, при этом в 5-6 классе это время должно быть меньше (желательно, не более 30 минут) с учетом организационных аспектов, а также психологических и физиологических особенностей данного возраста.

Эти сведения указываются в спецификации, прилагаемой к работе.

Шаг 6. 

Определить объем ДКР по числу заданий.

Комментарий:

Считается, что выполнение одного тестового задания репродуктивного характера (на воспроизведение знаний) в среднем у ученика базового уровня занимает от одной до нескольких минут (в зависимости от объема и сложности вопроса). Соответственно, мы исходим из того, то оптимальное число разноуровневых заданий для ДКР в основной школе составляет около 10. При этом в младших классах или классах  компенсирующего обучения число заданий может быть значительно меньше, а в старших, девятых, значительно больше.

Шаг 7. 

Составить ДКР, отобрав разноуровневые задания на определенные  для конкретного класса знания и УУД (см. Шаг 3А).

Комментарий: 

Имеет смысл располагать задания по принципу «от простого к сложному», так как в младших классах ученикам значительно проще выполнять их последовательно, сложное же задание может поставить ребенка в затруднительную ситуацию, в которой он будет находиться до самого конца работы (задача учителя в данном случае вовремя это увидеть и помочь ученику перейти к другому заданию). Быстрое выполнение первых простых заданий может повысить мотивацию.

Интересным вариантом является предоставление ученику предварительной возможности выбора уровня сложности ДКР (в данном случае должно быть подготовлено две или даже три работы разного уровня). При этом заранее можно проводить мини-анкетирование учеников на самооценку уровня подготовки по предмету или разным предметным областям.

На наш взгляд, работа должна завершаться заданием на самооценку выполнения работы.

Шаг 8. 

Разработать критерии оценки выполнения задания и определить вес каждого задания в баллах

(См. Приложения – ДКР, составленные педагогами гимназии №177)

Комментарий: 

Если задание сложное и/или предполагает выполнение нескольких действий, имеет смысл вводить многобалльную оценку по данному заданию. Следует учесть, что при проверке таких заданий необходимо определить, какие элементы задания выполнены верно, где содержатся ошибка, а также насколько эти ошибки значительны при  выполнении данного задания в целом. Проверяется работа только учителем. По итогам проверки порой бывает необходимо скорректировать критерии.

При этом ученики могут быть заранее осведомлены о цене задания. Это должно быть отражено в спецификации и/или интерпретации.

Шаг 9. 

Провести работу, оценить ее.

Комментарий: 

За метапредметные ДКР, как правило, не выставляется плохих отметок, так как данная форма оценки пока является экспериментальной), определить направления коррекции в дальнейшем обучении и формировании умений, предполагая заранее, какие знания и умения требуют продолжения контроля, а какие на определенном этапе можно считать уже сформированными.

Шаг 10. 

Подготовить анализ ДКР, опираясь на интерпретации к заданиям.


Приложение 1. Категории и типы обобщенных учебных целей[3] 

Основные категории учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей

1. Знание

Ученик

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостной теории. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений.

Знает употребляемые термины,

Знает конкретные факты,

Знает методы и процедуры,

Знает основные понятия, знает правила и принципы.

2. Понимание

Ученик

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы в другую, перевод с одного языка на другой (например, из словесной формы – в математическую). В качестве показателя понимания может также служить интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Понимает правила, факты и принципы,

Интерпретирует словесный материал,

Интерпретирует схемы, графики, диаграммы,

Преобразует словесный материал в математические выражения,

Предположительно оценивает будущие события, последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение

Ученик

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

4. Анализ

Ученик

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступила его структура. Сюда относятся: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем при понимании и применении, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

Выделяет скрытые (неявные) предположения,

Видит ошибки и упущения в логике рассуждений,

Проводит различия между фактами и следствиями,

Оценивает значимость данных.

5. Синтез

Ученик

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может служить сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Пишет небольшое творческое сочинение,

Предлагает план проведения эксперимента,

Использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

6. Оценка

Ученик

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, вывода, данных, художественного произведения) для конкретных целей. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

Оценивает логику построения материала в виде письменного текста,

Оценивает соответствие вывода имеющимся данным,

Оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев,

Оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.


[1] Отдельные задания метапредметного уровня можно найти в рабочих тетрадях на печатной основе, некоторых учебниках нового поколения (с ярлыком ФГОС), а также в части «С» ЕГЭ и ГИА.

[2] см. Шаг 3А.

[3] См. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе.  М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ для учащихся 7 класса

Диагностическая конрольная работа по теме "Основание Санкт-Петербурга" предназначена для учащихся 7 класса, изучающих предмет "История и культура Санкт-Петербурга. Включает три блока заданий для двух...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

Контрольная работа № 1 по русскому языку по программе Гольцовой в 10-м классе. Планирование МИОО. Базовый уровень. 64 часа

Контрольная работа  № 1  (в двух вариантах) по русскому языку проводится после  повторения разделов  "Лексика" и "Фразеология". Задания построены в формате ЕГЭ по русскому языку. И...

Контрольные работы 6 класс русский язык

Контрольные работы 6 класс  русский язык...