Тема урока: « Местоимение. Лингвистическая лаборатория»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Цели урока: обобщить знания по теме «Местоимение;                       

                    Задействовать на уроке  весь класс; воспитывать уважительное и бережное отношение к родному языку;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie.lingvisticheskaya_laboratriya.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Местоимение. Лингвистическая лаборатория»

Цели урока: обобщить знания по теме «Местоимение;                        

                    Задействовать на уроке  весь класс; воспитывать уважительное и                 бережное отношение к родному языку;

Оборудование урока: Заранее оформленные записи на доске и таблицы.

Ход урока.

Запишите тему урока и подумайте, какую  работу предполагает заявленная тема? Каков смысл слова лаборатория?

        Ответы учащихся обобщаются цитатой из словаря С. И.  Ожегова: «Лаборатория- помещение для научных и технических опытов, исследований. А также учреждение, где занимаются такими опытами»

-А что значит прилагательное лингвистический?

-Как бы вы сформулировали цель урока?

Учитель конкретизирует цель:

        -Сегодняшний урок - один из заключительных по теме «Местоимение».

Этот раздел курса пройден нами подробно и успешно, и вы уже готовы сдать зачет, давайте посмотрим на местоимение другим взглядом, пусть такая знакомая часть речи откроет нам свои секреты. Раскрыть их нам помогут мои научные сотрудники-лаборанты, и, надеюсь, все вы также будете активными помощниками.

        Начнем нашу работу с разминки, с игры - соревнования по рядам .Каждый ряд задаёт по очереди вопросы рядам- соперникам по теме «Местоимение» Баллы ставятся и за вопрос и ответ и фиксируются учителем в таблице на доске.

        Интересные вопросы:

Какие ещё местоимения, кроме притяжательных,  могут  указывать на принадлежность?

Какие три местоимения не имеют именительного падежа?

Какие личные местоимения имеют значение любого рода?

Какие местоимения не склоняются?

Какие разряды местоимений различаются только значением и функцией?

Следующий этап урока - «Лингвистические опыты над местоимениями.»

-Сегодня в нашей лаборатории три вопроса (эксперимента): исторический, грамматический, межъязыковой.

Сейчас я предоставлю слово лаборантам, а всех слушателей прошу быть очень внимательными, потому что в конце каждого выступления вас ждут контрольные вопросы и загадки.

1-Й лаборант. Цель опыта - объяснить появление начального звука н в формах косвенных падежей местоимений 3-го лица

         Задания на доске:

 Нет…? Она               Получил.?

Дал..7он                    Пошёл …?

Доволен   ?они         встретился ?

-Поставьте данные местоимения в нужную форму, обозначьте падежи и сравните падежные формы слева и справа6

Нет ее- получил от неё

Дал ему- пошёл к нему

Доволен ими- встретился с ними

-Каков вывод напрашивается?(Звук н появляется, если перед местоимением есть предлог)

-Почему н появляется именно после предлога7

_Дело в том, что некоторые древние предлоги исконно имели в своем составе согласный н; такими предлогами были вън, кън, сън. Когда эти предлоги употреблялись с формами косвенных падежей местоимений, происходило  переразложение состава слов и согласный н присоединялся к местоимению. Запишем:

Вън его- въ него

2-й лаборант. Такому переразложению способствовало и то обстоятельство, что наряду с предлогами вън, кън, сън древнерусский язык знал и предлоги въ. Къ, съ.

        Таким образом, на протяжении истории русского языка постепенно развилась чёткая связь: если выступает беспредложное сочетание, например глагола с местоимением: вижу его.

Если же это  сочетание включает в свой состав предлог, выступает форма с н.

3-й лаборант.  Контрольный вопрос.

        Аналогический процесс - переразложение состава слова- происходил не только с местоимениями .Найдите следы этого процесса в следующих словах: внушить, снедь, внутрь.

4-й лаборант. Цель следующего эксперимента- научиться отличать друг от друга вопросительные и относительные местоимения и подчинительные союзы.

        Чтобы решить эту задачу, нужно очень четко представлять себе синтаксическую функцию местоимений и союзов. Разберем это на примерах.

        Спишите, обозначая члены предложения, а также местоимения и союзы.

Он будет летчиком.

Кто будет лётчиком?

Я знаю, что лежит на столе.

Я знаю ,что на столе лежит книга.

Выводы делаются коллективно:

  1. Вопросительные местоимения являются членами вопросительного предложения.
  2. Относительное местоимение являются членом сложноподчиненного предложения и в то же время связывают его части.
  3. Союзы, в отличие от местоимений членами предложения не являются( если убрать союзы, смысл и структура простого предложения не изменится).

5-й лаборант. Контрольные вопросы.

  1. Обозначьте местоимения и союзы в следующих предложениях ( предложения заранее написаны на доске, работаем устно)
  1. «Кто победил?»- спросили мы
  2. Он ответил, что неизвестно ещё, кто победил.
  3. Он ответил, кто победил.
  4. Он ответил. Что проигравших нет.
  5. По роману, который  мы читаем, поставлен фильм.
  6. Фильм, который поставлен по роману, нам тоже нравится.
  7. Фильм, что мы смотрели вчера, поставлен по одноименному роману.

6-й лаборант. Цель опыта -сравнить системы личных местоимений в русском и английском языках.

        Сколько форм представлено в системе склонения русских личных местоимений? Как это узнать?(8 местоименийх6 падежей=48

Класс подсказывает. Лаборант составляет на доске таблицу.

7-й лаборант. Рассмотрим систему английских личных  местоимений.

Сколько форм представлено здесь(открывается таблица)

8 местоименийх2 падежа=16 форм.

Таким образом. Грамматические возможности русского языка для выражения падежных отношений в три раза богаче и разнообразнее, нежели в английском.

8-й лаборант. Контрольное задание: напишите грамматическую сказку о том, как частицы превращаются в приставки в отрицательных и неопределенных местоимениях.( учащиеся читают сказки)

9-й лаборант. Вспомните фразеологические обороты, в состав которых входят местоимения ( во все глаза, ни с того ни с сего, во все горло, низа что ни про что ,изо всех сил.

        Итог урока: Учитель благодарит лаборантов за помощь и обращается  к другим слушателям:

-Что нового узнали вы сегодня в ходе нашей лабораторной работы7 Какие общие выводы для себя сделали? Интересно ли было вам в лингвистической лаборатории? Какой из рассмотренных сегодня вопросов заинтересовал вас больше всего? Кто из лаборантов, на ваш взгляд, лучше всех справился с ролью преподавателя?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своя игра по русскому языку в 6 классе Тема урока "Местоимение"

Урок русского языка проводится в форме телеигры "Своя игра"....

Презентация к уроку в 7-м классе "Правописание предлогов. Лингвистическая лаборатория"

Презентация содержит материалы к итоговому уроку по теме "Правописание предлогов". Учащиеся на уроке выступают в роли исследователей, которые открывают и обобщают знания и умения, полученные в ходе из...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лингвистическая лаборатория»

Рабочая программа  курса  внеурочной деятельности «Лингвистическая лаборатория»...

Лингвистическая лаборатория: подготовка одаренных детей в олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде по русскому языку: перевод латинских крылатых выражений...

Дополнительная общеразвивающая программа "Лингвистическая лаборатория"

Программа интересна для тех, кто желает больше узнать о русском языке и с легкостью справляться с олимпиадами....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...