Урок развития речи в 6 классе « Строкою прикоснусь к душе" Описание природы. Зимние этюды (собирание материала к сочинению)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Братишко Виктория Валерьевна

Цель: подготовить учащихся к созданию пейзажной миниатюры о зиме

Задачи:

·         формировать умение описывать явления природы, используя ассоциативные ряды;

·        учить детей умело обращаться со словом, развивать их языковое чутье; продолжить работу над развитием устной и письменной речи учащихся;

·         учить детей работать с произведениями музыки, живописи и литературы;

                          провести на уроке коллективный анализ средств художественной выразительности  литературных образцов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя  школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска

Конспект урока  

развития речи в 6-м классе

Тема : « Строкою прикоснусь к душе"

Описание  природы. Зимние этюды

(собирание материала к сочинению)

Учитель:

 Братишко Виктория Валерьевна

С М О Л Е Н С К – 2 0 1 6

Урок развития речи в 6 классе

Тема : « Строкою прикоснусь к душе"Описание  природы.

 Зимние этюды (собирание материала к сочинению)

Цель: подготовить учащихся к созданию пейзажной миниатюры о зиме

Задачи:

  •  формировать умение описывать явления природы, используя ассоциативные ряды;
  • учить детей умело обращаться со словом, развивать их языковое чутье; продолжить работу над развитием устной и письменной речи учащихся;
  •  учить детей работать с произведениями музыки, живописи и литературы;
  • провести на уроке коллективный анализ средств художественной выразительности  литературных образцов

 Методы работы: интерактивные

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Оборудование, техническое оснащение:

Компьютерная презентация к уроку, составленная автором; презентации детей

Дидактический материал: некоторые задания  распечатаны для того, чтобы учащимся было удобно работать с ними, исправлять, подчеркивать и т.п.

     Формирование  УУД:

Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

      Регулятивные :

определять и формулировать цель деятельности; уметь пользоваться Интернет- ресурсами, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, фотоэтюды с изображением зимних пейзажей.

Оформление доски

Эпиграф:

…О природе не смолкают речи.
Г.Костин

Перед началом урока на перемене учитель просит каждого ученика подойти к доске и выбрать понравившуюся картинку о зиме( картинки развешены на доске)

Ход урока

1. Сообщение темы учителем и  постановка целей урока учащимися. (2минуты)

- Ребята, сегодня у нас с вами урок развития речи. Тема нашего урока звучит так: « Строкою прикоснусь к душе .Подготовка к написанию зимнего этюда ”.

- Какова же наша конечная цель урока? ( создание миниатюры в  о зимнем пейзаже )

 Сегодня на уроке мы будем готовиться с вами к созданию зимнего этюда.

Если вспомнить наш предыдущий урок из цикла уроков «Времена года», можете ли вы спрогнозировать этапы нашей работы на уроке?(ответы учащихся)ассоциации, продолжи фразу, музыкальные ассоциации, работа с образцами, работа со средствами худ. выразительности

Помогут нам в этом композиторы, художники, мастера слова – писатели.

 2.Повторение теоретических сведений. Создание проблемной ситуации Выбор темы этюда. 5 мин

Наверное, каждый из нас по-своему любит русскую зиму, неповторимую, зачаровывающую, восхищается зимней природой. Но далеко не каждый способен это восхищение передать, выразить на словах.

Подумайте, в каких жизненных ситуациях мы можем говорить или писать, слушать или читать о природе?

- прогулка по улицам, паркам, скверам города, по лесу, за городом,

- восприятие природы персонажем как показатель его внутреннего мира, его духовного развития

Мы, к сожалению, мало говорим, мало наблюдаем за природой.

Представьте, что нашему классу дано задание: оформить школьную стенгазету «Зимние этюды».

Этюд (франц.) –

  1. небольшое по объёму художественное произведение,
  2. рисунок, картина с натуры, часть будущего произведения.
  3. музыкальное произведение виртуозного характера.

 - Можно ли назватиь картинку, которую вы выбрали, этюдом?  (Да. Это какой-то уголок природы, часть целого, красивый, необычный образ, созданный фотографом, это его видение предмета

- Рассмотрите свою картинку, придумайте интересное название.

( «Королевство Зимы» «Причуды зимы» «Зимняя песня» «Снегопад» «Сосулька»- застывшие слёзы « Зимнее настроение»   «Буран» «В зимнем лесу»)

Название вашей картинки может стать темой вашего этюда

Эти картинки о зимнем пейзаже создают эффект присутствия зимы в нашем классе

Итак, чтобы был материал в стенгазету, каждому из вас необходимо описать какой-нибудь уголок зимней природы, причем красиво, чтобы другим было интересно читать вашу работу. А это непростая задача.

. 3.Составление ассоциативного ряда слова «зима» Мозговой штурм 5 мин.

- С чего начать? Что необходимо для того, чтобы научиться описывать природу? (Для того, чтобы научиться описывать природу, необходимо её наблюдать или , как писал наш земляк Николай Рыленков,

Здесь мало увидеть,здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

- Мы немного погрузились в зиму. Понаблюдаем за красками, звуками, запахами, природными явлениями, ощутим физические свойства этого бесконечно необычного времени года.

Объедините в группы слова-ассоциации, обозначающие цвет, звуки, запахи, свет, природные явления зимы и др. Ассоциация – связь между отдельными представлениями, мыслями, из которых одна вызывает другую.

Я (личность) наблюдаю:                          

Я (автор) обрабатываю информацию:

Вижу (зрительные ассоциации)

                   

          ослепительно белый, черно-белый, лазурный, синий, голубой                                                                         

Вижу -Чувствую

жемчужный, кристальный, сверкающий, искрящийся, яркий, ясный; идет, падает, валит, сыплет, кружится, кружит, крутится, порхает, плавно опускается, слепит глаза, переливается, золотится на солнце, блестит, сияет, лучится, излучает блеск, горит, искрится; как полотно, пуховое одеяло, ковер, пушинка, перышки, звездочки, огоньки, кружева, мел.

Слышу (звуковые ассоциации)

   треск мороза, хруст снега под ногами, завывание ветра, треск дров в камине,

  тишина

Осмысливаю  

шорох  шёпот  свист  вой рёв

безмолвие

Ощущаю запахи морозная свежесть, запах хвои, мандаринов,

Обобщаю

 пахнет свежестью, пахнет чудом, пахнет Новым годом

Вкусный запах, как будто надушилась

Как будто побрызгали освежителем

Различаю физические свойства  

  мороз щипет щёки, мёрзнут руки, колючий мороз, холод

         

Фантазирую

Щёки горят румянцем

Волосы, брови и ресницы подёрнуты инеем

Зима злится, заигрывает, дразнится

Выражаю отношение

одиноко, безлюдно, скучно; радость, волшебство, удивление, восхищение, очарование,  восторг; красиво, прекрасно, таинственно, торжественно; изумительный, поразительный, замечательный, праздничный; завораживает, околдовывает.

  • Расскажите соседу по парте о зиме, вашей зиме, которая изображена у вас на картине, воспользовавшись словами-ассоциациями, которые вы запишете. Можно, слушая товарища, дописать то, что покажется интересным для вас.

Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину .Поистине  « о природе не смолкают речи» ( см. эпиграф)Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.

Сегодня в очередной раз мы выступаем в роли писателя. Но ведь не любой человек, который стал писать, может считать себя настоящим писателем.

Существует некий закон воздействия писательского слова на читателя, сформулированный К.Г.Паустовским. (Текст есть на парте у каждого, а подготовленный ученик читает наизусть)

…Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

Что же видит за словами писатель? А что видим мы?

Это попытались выяснить ребята из творческой группы.

4. Реализация домашнего задания.( 3мин) Творческие группы создавали проектные работы по стихотворениям современных русских писателей о зиме.( Слово получает творческая группа с самой удачной работой. Цель работы: подобрать под каждую строчку стихотворения видеоряд( зрительный образ ,который бы передавал  чувства и настроение ,  возникающие  у читателя при чтении стихотворения)

Вот так прочитали стихотворение ребята, вот такие образы возникли у них при чтении. Интересное видение, креативно-позитивное ,молодцы. Спасибо. А мы продолжаем.

5. Работа с музыкальным произведением. К зрительному  образу мы добавим звуковой. .(5-минут)

Прослушайте музыкальную пьесу о зиме.

 Что вы представляете себе, слушая музыку? Опишите свои впечатления , настроение, мысли,чувства.Это может быть слова, словосочетания, своеобразный поток сознания, чувств

Я представляю себе….

Прочитайте написанные работы в паре. Лучшие работы прочитываем в классе.

-  Какого типа будет сочинение?( описание)

-Что характерно для описания? ( Основа описания – перечень одновременных и постоянных признаков предмета или явления

-Какого стиля должен быть ваш текст?

- Какова основная задача художественного стиля? (Воздействовать на читателя, вызвать чувства, переживания, создать настроение с помощью худ. средств выразительности)

-Какие средства языка для него характерны?(эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)

6. Работа с образцами 3 мин. Чтобы работа удалась, нужно ясно представлять, о чём писать и как писать

Задание . Послушайте текст и ответьте, является ли он этюдом о зимнем пейзаже. (Тексты имеются на партах)

А ночь чудесная, великолепная! Воздух тих, прозрачен и свеж. Тишина. Вокруг темно, но видно всю деревню с ее бурыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья в инее, словно в серебре, сугробы .Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ярко, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом. Очень я люблю такие ночи!

Да, действительно это текст талантливого русского писателя А.П.Чехова.

Какова его тема?(зимняя ночь в деревне) Тип речи? Какого стиля отрывок? Какова его идея? (1 предложение)Разделите текст на части.

Понаблюдаем, какими художественными средствами добивается автор великолепного эффекта, какие детали описания позволяют ярче представить картину.

Обратите внимание на два первых предложения текста. В них отсутствуют глаголы. Какие части речи их заменили и почему? (С помощью прилагательных автор с первых предложений описывает природу, даже дает оценку тому, что видит.)

Третье предложение состоит из одного слова? Какой оно части речи?

Обратите внимание. Существительные со значением состояния характерны для текста описания природы. Приведите примеры подобных существительных, передающих состояние природы (примеры учащиеся записывают в тетради: тишь, глушь, темнота, мороз, зарево, Спокойствие, умиротворение, буйство). Таким образом, одним предложением, словом, мы уже рисуем целую картину.

Какие средства выразительности использует Чехов при описании зимнего пейзажа?

(Учащиеся находят эпитеты, сравнения, метафоры, синонимы).

7.Работа в группах (5 мин.)

Продолжим работу над средствами создания художественного образа

Перед вами цитаты из стихотворений современной поэтессы Ларисы Кузьминской. Найдите те средства, которыми пользуется автор для создания образа зимы (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).Выпишите их в тетради. Можно, слушая товарища, делать запись в тетрадь( смотри карточки)

8. Подготовка к написантю сочинениия – миниатюры.План-инструкция 2мин

               Итак, мы подошли к тому, что должно быть результатом  нашей работы. Вы должны написать творческую работу. Это будет сочинение – миниатюра или сочинение – этюд. Подобные работы вы уже писали, хочу лишь напомнить вам, что это – маленькое сочинение, тема его должна быть предельно конкретной, ни в коем случае нельзя писать о зиме вообще. Внимательно присматривайтесь к тому, что будете описывать, сама жизнь и природа подскажут вам точные и выразительные эпитеты; постарайтесь найти меткие, образные, свежие сравнения.

            Мы проанализировали несколько пейзажей и пейзажных зарисовок. Очень хочется, чтобы и мы с вами научились так же красиво «рисовать» словами, создавать пейзажные зарисовки. Обратимся к порядку работы над сочинением ( план записан на доске, в раздаточном материале)):

План-инструкция:

  1. Подумайте, что вы хотите “нарисовать словом”.
  2. Какова будет главная мысль вашей пейзажной зарисовки?
  3. Какие чувства вы хотите вызвать ею у читателя?
  4. Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?

9. Написание этюда .10 минут

10.Социализация(3мин)

Итоговая рефлексия:  2мин

  • Что для меня самым полезным было на уроке?
  • Что для меня на уроке было самым интересным?
  • Что на уроке для меня было трудным?
  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

Домашнее задание(1 мин.)дифференцированное:

  • Нарисовать обложку к сборнику «Времена года. Зима»
  • Попробовать себя в стихосложении, включить собранные средства художественной выразительности
  • Довести до совершенства свои этюды, поработать над орфографией и пунктуацией.
  • Выполнить индивидуальное задание по карточке.

Литература:

  1. Русский язык: Русская речь. 6 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Е.Никитина. – М.: Дрофа, 2009.

2.Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. Для учителя/В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение, 1991

Индивидуальное домашнее задание

Карточка № 1

Озаглавьте текст. Распространите предложения средствами художественной выразительности. Сделайте этот текст более ярким, выразительным. Объясните выделенные орфограммы.

В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Какая красота!

Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, как_______.

_____ ель накинула поверх _______пальто _______ шаль; берёза надела

_______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на _______.

На ________ поверхности появились ________ узоры.

 Снежинки горят__________ огнём, когда попадают в столб солнечного света.

Слова для справок:

Лес – зимний, снежный, тихий.

Ёлки – стройные, густо-зелёные.

Кустарники – большие, густые, покрытые снегом ,как покрывалом.

Снег – белый, глубокий.

Огонь – сияющий, серебряный, золотой.

Вариант1

Работа в группах (5 мин.)

  • Перед вами цитаты из стихотворений современной поэтессы. Найдите те средства, которыми пользуется автор для создания образа осени (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).Выпишите их в тетради. Можно, слушая товарища, дописать то, что покажется интересным для вас.

Лариса Кузьминская - поэт, член Союза писателей России, Президент регионального общественного фонда содействия развитию современной поэзии "СВЕТОЧ".

***
Расцвел день нынче белой розой,
 Расправил нежно лепестки,
 Мест не оставил для тоски,
 Взбодрил  на улице морозом...

 Мой белый день — зимы паренье,
 Порадуй запахом и цветом...
 Снежинок  сказочным  букетом...
 И подари стихотворенье!

 ***
Накрыта снега палантином
Земля спит сладким детским сном.
Снежинки белым серпантином
Струятся за окном.

***
Скупа на золото красавица зима,
Позолотит слегка свои сугробы,
Всё в серебре – металле высшей пробы,
И, словно серебро, она сама.

Всегда одета в белые наряды,
И в спальне зимней белая постель,
И скрип в избе простуженных петель,
Зима России – грусть и снегопады.

Вариант2

Работа в группах (5 мин.)

  • Перед вами цитаты из стихотворений современной поэтессы. Найдите те средства, которыми пользуется автор для создания образа осени (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).Выпишите их в тетради. Можно, слушая товарища, дописать то, что покажется интересным для вас.

Лариса Кузьминская - поэт, член Союза писателей России, Президент регионального общественного фонда содействия развитию современной поэзии "СВЕТОЧ".

ОЧАРОВАНИЕ ЗИМЫ
Снежинки-бабочки кружатся над землей,
В ладонь спускаясь, исчезают, тают,
А под ногами юркою змеёй
В снегу дорожки меж дерев плутают.
Любуюсь я красавицей зимой ,
Ведь так роскошны пышные наряды,
Расшитые серебряной каймой,
И в темном небе чудо-звездопады.

НАРЯДОВ НЕ СЧЕСТЬ БЕЛОСНЕЖНЫХ
Нарядов не счесть белоснежных,
Красавицы нашей  Зимы,
Она холодна,  безмятежна,
И ей восторгаемся мы…
Сверкают подвесок брильянты,
Струится шифон по плечам,
Ступает со статью инфанты,
Во взоре тоска да печаль…
Ее красотою пленяясь,
Парим  в облаках  светлых  грез,
Ее чистотой окрыляясь,
Грустим вместе с нею  до слез.
И падают с неба снежинки,
Как  белых цветов лепестки,
Как мира иного пылинки,
Чтоб нас излечить от тоски.

Вариант3

Работа в группах (5 мин.)

  • Перед вами цитаты из стихотворений современной поэтессы. Найдите те средства, которыми пользуется автор для создания образа осени (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).Выпишите их в тетради. Можно, слушая товарища, дописать то, что покажется интересным для вас.

Лариса Кузьминская - поэт, член Союза писателей России, Президент регионального общественного фонда содействия развитию современной поэзии "СВЕТОЧ".

***
Заснежен куст – пион ажурный,
Зима великий декоратор,
Художник, зодчий, реставратор,
В палитре белый и лазурный….
Все черное  вдруг стало белым,
Мир в царстве сна, наполнен светом,
Тень стала  снежным силуэтом,
Зимы рука скользит умело…
По  черно-белому холсту…
По веткам и по серым крышам,
Пушистой кисточкой неслышно,
Скользит по речке и мосту…
Зимы волшебные ваянья,
Ее фантазии полет,
Картинками украшен лед,
К ним подбираем мы названья.
Закрашен мир искристой краской,
Расписан снежными  цветами,
Сугробов, горок куполами,
Мир стал волшебным, словно сказка.

Составление ассоциативного ряда

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, мыслями, из которых одна вызывает другую

Я (личность) наблюдаю:                          

Я (автор) обрабатываю информацию:

Вижу  

                   

                                                                 

Вижу -чувствую

Слышу    

 

Осмысливаю  

Ощущаю запахи

Обобщаю

Различаю физические свойства  

         

Фантазирую

Выражаю отношение

Задание . Послушайте текст и ответьте, является ли он этюдом о зимнем пейзаже.

А ночь чудесная, великолепная! Воздух тих, прозрачен и свеж. Тишина. Вокруг темно, но видно всю деревню с ее бурыми крышами и струйками дыма, идущими из труб; деревья в инее, словно в серебре, сугробы .Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ярко, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом. Очень я люблю такие ночи! (А.П.Чехов)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этюды о зимнем пейзаже

Слайд 2

Этюд (франц.) – * небольшое по объёму художественное произведение * рисунок, картина с натуры, часть будущего произведения * музыкальное произведение виртуозного характера.

Слайд 3

Пейзаж (франц.) – описание природы в художественном произведении

Слайд 20

Образ в литературе, искусстве обобщенное художественное отражение действительности в форме конкретного явления

Слайд 21

Основа описания – перечень одновременных и постоянных признаков предмета или явления

Слайд 22

День «расцвел белой розой» «взбодрил морозом» «снежинок сказочный букет» «земля спит сладким детским сном» «всё в серебре» «одета в белые наряды,

Слайд 23

«юркою змеёй в снегу дорожки меж дерев плутают» «роскошны пышные наряды, расшитые серебряной каймой»

Слайд 24

Зима «холодна, безмятежна» «падают с неба снежинки, как белых цветов лепестки, Как мира иного пылинки, чтоб нас излечить от тоски.

Слайд 25

«Зима - великий декоратор, «черное вдруг стало белым» «мир в царстве сна» полет фантазии зимы «купола сугробов» «мир стал волшебным, словно сказка»

Слайд 26

План-инструкция: 1.Подумайте, что вы хотите “нарисовать словом”. 2.Какова будет главная мысль вашей пейзажной зарисовки? 3.Какие чувства вы хотите вызвать ею у читателя? 4.Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?

Слайд 27

Домашнее задание 1группа . Нарисовать обложку к сборнику «Времена года. Зима» 2 группа . Попробовать себя в стихосложении, включить в стихотворение собранные средства художественной выразительности 3 группа. Выполнить индивидуальное задание по карточке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской....

Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

Урок развития речи, 6 класс. Написание этюда "Весна - это победа света, весны, зелени"

Сочинение-этюд, урок развития речи, котрый проводится в 6 классе....

Интегрированный урок развития речи и предметно-практической деятельности "Путешествие в зимний лес"

Интегрированный урок развития речи и предметно-практической деятельности "Путешествие в зимний лес". урок посвящен зимующим птицам. Задачи урока: Образовательные: Продолжать формировать...

урок развития речи 6 класс Сочинение по картине Яблонской "Утро"

Материал содержит разработку урока и презентацию...

Урок развития речи на тему: "Строки, опаленные войной" (проведение урока письма)

Методическая разработка проведения урока письма. Цель урока:развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, воспитание бережного отношения к своему языку и языкам друг...