Урок развития речи, 6 класс. Написание этюда "Весна - это победа света, весны, зелени"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Шмырина Татьяна Геннадьевна

Сочинение-этюд, урок развития речи, котрый проводится в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

                   «Весна – это победа света, воды, зелени.»

Учащиеся приносят на урок свои рисунки о весне.

  1. Приветствие.(5 мин)

Привет, сосед!

Улыбнись в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил!

На первом слайде 2 слова: весна и этюд.

-О чем будем говорить на уроке? (дети ставят цели: узнать, что такое этюд, повторить соответствующий материал, написать этюд о весне, т. к. второе слово весна)

-Эпиграфом к нашему уроку будут слова М. М. Пришвина «…схватить в слове проходящее мгновение». Чуть позднее вы объясните почему?

-Но прежде чем начать работу, поставьте себе оценку в ромбике в самом верху листа, которую бы вы хотели получить за урок.

2. Групповая работа. (13 мин)

-Работу  начнем в группах. Отгадайте загадки, чтоб получить название своей группе.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник)

                         В голубенькой рубашке

                         Бежит по дну овражка.

                                                               (Ручеек)

Синяя сосулька плачет,

Но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель

Кап-кап-кап — звенит... (капель)

 -Сейчас каждая группа получит свое задание, выполняя его, вы оформляете свой ответ на листе ватмана, а потом представляете свою работу всему классу

1 группа – даст определение этюда, попытается в нем разобраться и объяснить всем, что это такое и выберет из предложенных текстов этюд

 (Чем отличается этюд от описания природы?)

Опорный конспект – определение этюда записать.

2 группа – вспомнит и схематично на ватмане изобразит типы текста и стили речи. Внимательно слушают первую группу и определяют, к какому типу текста и стилю относится этюд.

3 группа – вспоминает изобразительно-выразительные средства и на ватмане соотносит определение и пример.

Ответы групп, вопросы.

-Не забывайте оценивать работу других групп.

Зарисовка - то же, что и рисунок

Рисунок — нарисованное изображение, воспроизведение чего-либо.

- Таким образом, пейзажная зарисовка - изображение природы (в живописи, в музыке, в литературе). Сделанные вами рисунки – это тоже пейзажные зарисовки(д.з.)

- Что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет?

Вывод: И поэт, и художник, и композитор изображают природу такой, какой ее видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало.

-Чтобы еще раз обобщить все сказанное, вернемся к эпиграфу. Почему он именно такой?

              Оценить работу в группах. Каждый получает   3 балла  за работу в группе и каждая группа оценивает работу другой группы  в 3 балла.

Домашнее задание. Результатом нашей работы будет сборник ваших этюдов «Весна – это победа света, воды, зелени». Каждый оформит свой этюд на листе, а потом мы все это соединим.

3.Работа в парах. (4 мин)

-А сейчас поработаем в парах. Что такое этюд мы узнали, но прежде чем самим приступить к творчеству, обратимся к мастерам слова и посмотрим, как это делали они. У вас есть небольшие тексты, но в них не хватает слов, я предлагаю вам восстановить эти тексты, а потом мы посмотрим, что получится у вас и сравним с оригиналом. Примените те знания, которые сейчас восстановили в памяти.

-Зачитываем, что получилось.

Оцениваем сами себя: 3балла делим наполовину, если работали поровну, то получаете 1,5 балла, если кто-то больше – соответственно 1 и 2 балла, если работал один, а второй просто наблюдал – 3 – 0.

Работу пары оцениваем друг у друга, поменявшись листочками. Читаю текст со слайда.  3 балла каждому.

4.Индивидуальная работа. (5 мин)

-Сейчас  каждый работает сам. Работа со словом «весна».

-Каждый обведет свою руку и на каждом пальце напишет 5 слов, с которыми у вас ассоциируется весна.

-Кто скажет почему руку обводим? (свое творение, только ваше)

- И еще закончите предложение. Весна похожа на…………………, потому что…

-Теперь поменяйтесь листочками и запишите слова-ассоциации к тем словам, которые написал ваш сосед.

Оцениваем свою работу. 3 б.

5. Групповая работа (7-8 мин)

-Чего нам не хватает для написания сочинения?  (рабочих материалов)

-У вас на столах худ. этюды: стихотворные и прозаические.  Сейчас каждая группа выберет из этих текстов слова и выражения по своей теме и определит, какие фигуры речи вы выписали

1.Звуки весны      2. Краски весны         3.   Запахи весны                    ( Тексты раздаются одинаковые. Затем каждая группа зачитывает, а остальные заполняют свои таблицы.)

      Оценить свою работу. 0-3 б.    3 б. работа группы по кругу.

6. Самостоятельная работа.

-Мы проанализировали несколько пейзажей и пейзажных зарисовок. Очень хочется, чтобы и мы с вами научились так же красиво «рисовать» словами, создавать пейзажные зарисовки. Теперь каждый из вас  напишет творческую работу. Это будет сочинение – миниатюра, сочинение – этюд. Это – маленькое сочинение, тема его должна быть предельно конкретной, ни в коем случае нельзя писать о весне вообще. Внимательно присматривайтесь к тому, что будете описывать, сама жизнь и природа подскажут вам точные и выразительные эпитеты; постарайтесь найти меткие, образные, свежие сравнения.

Фонофлексия.  Звуки весны.

– А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? (Капель, журчание ручья, шелест веток, крик птиц, треск ломающегося льда.)

Сейчас  зазвучит музыка Петра Ильича Чайковского “Времена года”,  вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передает настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на поле, на речку. И напишите свой этюд. (Звучит музыка)

Как я хочу, чтоб строчки эти

Забыли, что они слова,

А стали: небо, крыши, ветер,

 Сырых бульваров дерева!

Чтоб из распахнутой страницы,

Как из раскрытого окна,

Раздался свет, запели птицы,

Дохнула жизни глубина.

Звучит музыка.

-Теперь  зачитайте свои работы в группах и выберите самую лучшую, которую зачитаете всему классу. 0- 3б. в группе

Чтение нескольких работ. Учителя-эксперты оценят работу учащихся и поставят баллы.

Теперь считаем свои баллы:

баллы

отметка

22-24

5

19-21

4

16-18

3

Оценивание этюда

критерий

балл (0-1)

1

тема(узкая, конкретная)

2

выразительность ( использование фигур речи)

3

оригинальность

итого:

5. Рефлексия.

                        «Весна – это победа света, воды, зелени.»

1. задание. (группа)            …схватить в слове проходящее мгновенье…

                                                                                                                   М. Пришвин

Этюд - _____________________________________________________________________________________________________________

критерий

балл (0-1)

1

точность

2

доступность

3

оригинальность

итого:

Мои баллы                                                   Баллы группы

2 задание. (работа в парах)

Мои баллы                                                       Баллы пары

3 задание (индивидуальная работа)  

                                          Весна.

Весна похожа на____________________________________,потому что_______________________________________________________

Мои баллы                                                      

4 задание (работа в группах)

Звуки весны

Я слышу

Краски весны

Я вижу

Запахи весны

Я чувствую

                    Мои баллы                                                                  Баллы группы 

я попробую…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

Урок развития речи. Обучение написанию этюдов

Мастер-класс (Слайд № 1). Земля хороша собой… (ПИШЕМ ЭТЮДЫ, ИЛИ ЗАРИСОВКИ С НАТУРЫ)   …схватить в слове проходящее мгновенье…   ...

Урок развития речи "Обучение написанию сочинения по картине С Григорьева "Вратарь"

Цель урока: изложить содержание картины с элементами описания;- учить школьников правильно употреблять в своей речи глаголы, деепричастия,  описывать портрет героя; - совершенствовать орфогр...

Урок развития речи. Навыки написания делового письма.

Урок развития речи закрепляет навыки написания деловой бумаги –  расписки, совершенствует навыки правописания  приставок и грамматического разбора слов, развивает  и активизирует речь у...

Урок развития речи "Обучение написанию сочинению-рассуждению"

Данный урок разработан в технологии критического мышления, метод "Тур по галерее". Использован региональный материал о ремёслах Тульского края. К уроку прилагается компьютерная викторина &qu...