Тема урока:"Употребление имён существительных в речи".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Башинская Оксана Викторовна

Употребление существительных в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx38.74 КБ

Предварительный просмотр:

http://ru.gde-fon.com/

                                                                                               Технологическая карта урока русского языка (литературы)

Тема урока:Употребление имён существительных в речи.

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Цели урока: обобщение и систематизация знаний об имени существительном как часть речи,формирование умений правильно употреблять имена существительные в речи.

Планируемые образовательные результаты:подчеркнуть важное значение имён существительных.,

Научатся:находить имена существительные ,определять грамматические признаки имён существительных,указывать синтаксическую роль.

Получат возможность научиться:составлять кластер,работать со словарём,выполнять самопроверку,взаимопроверку,работать в парах,группах.

Основные термины и понятия:имя существительное,метафора,фразеологизмы,синонимы.

Технология развивающего; проблемного обучения; разноуровневого ; проектного обучения; развития критического мышления; мастерских;  «дебаты»; модульного и блочно-модульного обучения; здоровьесберегающие технологии.

Формы и методы обучения:распределительный  диктант, фонетическая работа, лексическая работа, индивидуальный опрос, фронтальный опрос, работа по Р.Р, взаимопроверка, самопроверка, самостоятельная работа под контролем учителя,работа в парах сменного состава.,работа в группах.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Оргмомент.

 Рефлексия.

2.Постановка проблемного «?»

3.Целеполага-ние

4. .Постановка целей и задач урока.

5.Мотивацион

  ная установка,планирование работы.

 Создание эмоционального настроя.

Вступительное слово учителя.Пожелайте хорошего дня,пятёрок вашим одноклассникам.

Записываем число.Классная работа.

Прослушайте рассказ ученика и скажите,о какой части речи здесь говорится.

Для чего необходимы знания об этой части речи.Возможно ли обойтись без существительных?Сформулируйте тему урока.

Ставим задачи.

Оценивать себя и других будем при помощи оценочного листа.

Приветствие.

Рефлексируют.

Слушают,отвечают…. «имя существительное..»

Обсуждают,делают вывод .

                         

    Задачи.

1.Закрепить знания по теме «Имя существителное».

2.Узнать какую роль  выполняет имя существительное в речи.

3.Учиться правильно употреблять существительные в речи,определять грамматические признаки имён существительных, их синтаксическую роль.

 Личностные УУД :личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования, т.е. установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи; планирование – определение последовательности промежуточных целей (план, последовательность действий); прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль - сопоставление способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; постановка  проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

МетапредметныеУУД: способность использовать РЯ как средство получения знаний по другим учебным предметам. Умение вести поиск информации, анализ языковых явлений

6.Проверка домашнего задания.

Проверим домашнее задание выборочно,сделаем вывод,как домашнее задание связанно с темой урока?

-Что такое фразиологизмы?

Читают задание.

-Устойчивое сочетание слов(крылатые выражения)близкие по значению одному слову.1)Хорошо,удобно;2)Быстро в большом количестве;3)похожи;4)Быстро,легко забывается;5)Быть в суете,в хлопотах;6)Всё обощлось.Вывод:в состав фразеологизмов входят сущ,они делаю нашу речь образной ,выразительной.

7.Актуализа-ция знаний.

Работа по восстановлению кластера « Имя существительное».

На доске появляется кластер.

Обсуждают,готовяться отвечать.

Отвечают один из группы.

8.Обобщение и систематизация знаний.

1.Работа над орфограммами.

Распределительный диктант(интер.доска,использ зановесочки).

Делаем вывод.

2.Чтение наизусть стихотворения М.Ю Лермонтова «Родина».3)На доске слайд про поэта.

4)Работа с толковым словарём.

Слитно                                                                 Через дефис.

Горнолыжник                                                        Шка-купе

С полуслова                                                           Пол-Азии

Полжизни                                                               Северо-запад                            

Птицеферма                                                           пол-ящика

Снегопад                                                                кресло-кровать

Велогонка                                                              пол-листа

Необходимо  правильно записывать сложные имена существительные.

В стихотворении встретились слова –жнивы,обоз,нивы,чету,гумно.Объясните лексическое значение этих слов.Предположите,ЧТО могут обозначать эти слова???……Укажите,в роли каках членов предложения употребляются имена существительные?

Находят значения,записывают,делают вывод: 

Примерный ответ:

Имя существительное помогает точно выразить мысль, называет предмет,существительное передаёт точную информацию о предмете, Без имен существительных нарушается смысловая и грамматическая связь слов в предложении и тексте.

5)Работа с текстом.Стихотворение С.Есенина «Черёмуха».

Вспомните, что такое метафора?Олицетворение?Сравнения?Выпишите из текста Какой частью речи они выражены?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

6).Индивидуальная работа.

Составьте письменную характеристику одного из членов вашей группы, используя преимущественно имена существительные.

  1. Определите, текст какого стиля речи у вас получился.
  2. Какое свойство имени существительного помогло вам в  составлении точной характеристики вашего товарища? (письменнный ответ на вопрос)

7).Работа у доски.

Взаимопроверка.

8).Задание повышенной трудности.Распределить сущ на группы,учитывая следующие произносительные признаки:

9)Найди пару(синонимы).Что называется синонимом?

Взаимопроверка.

 В стихотворении С.Есенина «Черемуха» .

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.

Куст черемухи здесь сравнивается с девушкой, завивающей свои волосы, чтобы стать еще красивее.

А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

Цвет воды в ручье сравнивается с драгоценным металлом – серебром

Этим сравнением поэт наиболее полно передает чистоту воды в ручье и его журчание, похожее на перезвон серебра.

Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.

Разумеется, зелень не горит – это выражение используется для того, чтобы более отчетливо передать сияние солнечных лучей на молодой черемуховой листве.

Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
 В этой строфе используется сравнение ручья с молодым человеком, который, ухаживая за понравившейся ему девушкой, поет ей песни. В роли девушки в этом сравнении выступает черёмуха.

А теперь обратим внимание на словосочетания “сияет зелень в серебре”, “зелень горит”.

Какой это прием? Зелень покрыта росой, ее капельки светятся и переливаются, точно серебро. Кроме того, на солнце она искрится, подобно пламени.

Поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значении. Перенос значений на основе сходства, сравнения называется МЕТАФОРА.

В следующих четырёх строках используются красочные эпитеты (медвяная, пряная, сияет в серебре),сравнение (в серебре – в росе), олицетворение (сползает, будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней).

Далее поэт рассказывает о ручье – прекрасном соседе черёмухи. Он маленький, серебряный. Тут вновь используется эпитет, красочное прилагательное.

 Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Богатство языка Есенина, его умение мастерски использовать художественные средства, создавать запоминающиеся образы проявились здесь в полной мере. Метафора, эпитеты, сравнения, олицетворение – придают стихотворению выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. Природа живет, дышит, поет, благоухает.Существительные в переносном значении используются для создания …  и …, которые делают речь более яркой, красивой, выразительной, эмоциональной.

Примерная характеристика:

 Корнилова Екатерина - ученица 6 «а» класса школы №506. Черты характера: доброта, скромность, отзывчивость. И т.д.)

Примерный ответ:

Имя существительное передаёт точную информацию о предмете, поэтому  в официальном стиле речи мы преимущественно используем эту часть речи.

Синтаксический разбор предложения.Найти грамматическую основу предложения.

Январь-весне дедушка.

Июль- макушка лета.

Ноябрь-сумерки года.

Мягкий согл.перед Е   Твёрдый согл пере Е   Твёрд и мягк перед Е

Фанера                           Энергия                           Экспресс

Термин                            Темп                                Лотерея
Шинель                           Купе                                 Бассейн

                                         Центнер

                                        Тест

Вывод

Друг,ссора,отечество,раздор,брань,шалун,товарищь,скандал,отчизна,родина.

9. Итоги урока

Заполнение пробелов в опорной схеме по теме урока

Существительное помогает (как?) точно выразить мысль, называет (что?)предмет

Без имен существительных нарушается (какая?)смысловая и (какая?) грамматическая связь слов в предложении и тексте.

Имя существительное передаёт (какую?) точную информацию о предмете, поэтому  в …  и …  художественных и научных стилях речи мы преимущественно используем эту часть речи.

Существительные в переносном значении используются для создания …  и …, картину и переживая  поэта ,которые делают речь более яркой, красивой, выразительной, эмоциональной.

Сдают работы на проверку учителю.

 10.Домашнее задание.

Итоги урока

Рефлексия

Составить 5 предл. Со словами синонимами,разобрать предложение,обозначить род,число,падеж у сущ.

Организует подведение итогов урока и рефлексию

Рефлексируют

(по слайду на доске).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление имён существительных в речи

Лингвистическое путешесвие учит наблюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравнений в художественном тексте....

Конспект урока "Правильное употребление имён существительных. Лексические нормы".( По учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова)

Методическая тема: Организация учебного исследования на уроке русского языкаЦели: научиться соблюдать лексические нормы.Задачи: 1) определять лексическое значение слова;2) учитывать точное значение сл...

Дидактический материал по теме "Употребление имён существительных в речи". Русский язык 5 кл.

Дидактический материал разработан для учащихся 5 класса по теме " Употребление имён существительных в речи" для работы по текстам. Этот материал можно использовать как раздаточный в качестве разноуров...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...

Употребление имён существительных в речи.

Цели урока•Дать понятие о роли имён существительных в достижении точности, информативности, выразительности речи. Учить наблюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравне...