Конспект внеклассного мероприятия "Филологические бои"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Забровская Юлия Владимировна

Конспект внеклассного мероприятия "Филологические бои" содержит материалы для проведеня внеклассного мероприятия по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filologicheskie_boi.docx38.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку

«Филологические бои»

Класс: 5, 6

Тип урока: урок-игра.

Цель урока: сформировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию к предмету, познакомить  учащихся с  богатством  русского  языка, расширить  словарный  запас, развивать логическое  мышление, речь, умение работать в группах.

Предметные результаты: умение толковать значения фразеологизмов, заменять их синонимами и антонимами, употреблять в речи с учетом сферы и ситуации общения;

Метапредметные результаты: адекватное понимание информации сообщения: определять тему и цель урока; формирование навыков отбора, систематизации материала на тему, развитие умений делать выводы.

Личностные результаты: обогащение духовного мира учащихся, расширение их кругозора, воспитание патриотизма путем приобщения к нравственным ценностям истории, языка.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Ход урока

Учащиеся 5-6 классов делятся на группы, выбирают название команды. Ответы записываются в специальные бланки, которые проверяет жюри.

Конкурс 1.

Замените фразеологизм синонимичным словом. За правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов за конкурс – 3 (бланк ответов №1).

  1. Втирать очки (обманывать)
  2. В час по чайной ложке (медленно)
  3. Играть с огнем (рисковать)

Конкурс 2.

Вставьте пропущенный фразеологизм в стихотворение. За каждое слово – 1 балл. Максимальное количество – 6 баллов (бланк ответов №2).

  1. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…(медвежью услугу)

  1. Сидит очень прямо

Гордец-господин –

Как будто сейчас

Проглотил он … (аршин).

  1. Нам простуда нипочём,

В нас здоровье бьёт … (ключом).

Солнце, воздух и вода –

Вот здоровы мы всегда.

  1. Я за лето не подрос –

Вот он мой больной … (вопрос).

Ниже я девчонок всех –

Шансов нету на успех.

  1. Иришка бабуле

Стирать помогает,

Картина приятная,

Глаз … (отдыхает).

  1. Сосед наш всю ночь

То стучал, то сверлил –

И зверя во мне он

К утру … (разбудил).

Конкурс 3.

Вспомнив известные крылатые фразы и их значения, отгадайте загаданные слова. За слово, угаданное с первой попытки, вы получаете 3 балла, со второй попытки – 2 балла, а с третьей – 1 балл.

  1.  ОН в голове у легкомысленного, несерьезного человека.

ЕГО советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.

На НЕГО бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

(ВЕТЕР: «ветер в голове», «ищи ветра в поле», «бросать слова на ветер»)

 

  1. ЕЁ заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.

ЕЁ «просит» рваная обувь.

ОНА в голове у путаников.

(КАША: «заварить кашу», «(с ним) каши не сваришь», «(ботинки) каши просят»)

  1. ЕЁ толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.

ЕЁ набирают в рот, когда молчат.

ЕЮ нельзя разлучить неразлучных друзей.

(ВОДА: «толочь воду в ступе», «как в рот воды набрал», «не разлей вода».)

 

  1. За НЕГО тянут или дергают, заставляя высказаться.

ОН хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко.

ЕГО держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

(ЯЗЫК: «кто тебя за язык тянул?», «язык хорошо подвешен», «держать язык за зубами».)

  1. ОНИ не зайцы, а разбегаются.

В НИХ пускают пыль, создавая ложное или лучшее впечатление о себе.

ОНИ могут слипаться, разгораться и быть на мокром месте.

(ГЛАЗА: «глаза разбегаются», «пускать пыль в глаза», «глаза слипаются», «глаза разгорелись», «глаза на мокром месте».)

  1. ЕГО вешают, приходя в уныние.

ЕГО задирают, зазнаваясь.

ЕГО всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

(НОС: «нос повесить», «нос задрать», «нос совать».)

 

Конкурс 4.

Капитаны команд тянут билеты с вопросами. Остальные участники отгадывают загадки.

  1. Она, порою так бывает,

И без огня нас обжигает.

(Крапива)

  1. В круглый панцирь с ноготочек

Затворился колобочек.

(Лесной орех)

  1. Хоть и лента - цвета много,

Но такая недотрога!

(Радуга)

  1. Если дождик начинается,

Как цветок, он распускается

И со мною в переулке

Заспешит домой с прогулки.

(Зонт)

  1. Хоть сладок он, но в самый раз

В плену треть жизни держит нас.

(Сон)

  1. Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

  1. Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

(Время)

  1. Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

(Месяцы)

  1. Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя.

(Болото)

  1.  Два братца

В воду глядятся,

В век не сойдутся.

(Берега)

  1.  День спит, ночь глядит, утром умирает, другая ее сменяет.

(Свеча)

Конкурс капитанов.

Билет № 1.

  1. Что в России на первом месте, а во Франции на втором?

(Буква «Р»)

  1. На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось?

(На березе яблоки не растут)

Билет № 2.

  1. Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить — всем по одному досталось. Как это могло быть?

(Это были дед, отец и сын)

  1. Что можно приготовить, но нельзя съесть?

(Домашнее задание)

Билет № 3.

  1. Чем заканчиваются и день, и ночь?

(Мягким знаком)

  1. Человек делает так, чтобы он включился, но когда он включается, человек его сразу отключает.

(Будильник)

Билет № 4.

  1. Почему стоп-кран в поездах красного цвета, а в самолётах голубого? 

(В самолётах нет стоп-крана)

  1. Идет то в гору, то с горы, но остается на месте. 

(Дорога)

Билет № 5.

  1. Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция?

(Полиция пожары не тушит, пожары тушат пожарные)

  1. Сырым не едят, вареным выбрасывают. Что это?

(Лавровый лист)

Билет № 6.

  1. Какой человек сможет удержать слона?

(Шахматист)

  1. Вы в темной комнате, в руке свеча. Где вы окажетесь, если свеча потухнет?

(В  темноте)

Конкурс 5.

Соедините две части пословицы. За каждую верно составленную пословицу 1 балл (бланк ответов №3).

 

  1. В гору семеро едва тянут, а под гору и один столкнет.
  2. Вкус не указчик: кто любит арбуз, а кто — свиной хрящик.
  3. Долг не ревет, а спать не дает.
  4. Долог день до вечера, коли делать нечего.

Конкурс 6.

В каких баснях используются предметы, изображенные на картинках? За правильно указанное название – 1 бал (слайд презентации, бланк ответов №4).

  1. Лебедь, Щука и Рак
  2. Ворона и Лисица
  3. Квартет

 

Конкурс 7.

Разгадайте ребусы (слайд презентации).

Приложение 1.

Бланк ответа №1

                                                       Название команды______________________

Конкурс  1.

Замените фразеологизм одним словом.

Баллы

Втирать очки

Играть с огнем

В час по чайной ложке

                                                Итого:

Бланк ответа №2

                                                       Название команды______________________

Конкурс  2.

Вставьте пропущенный фразеологизм в стихотворение.

Баллы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

                                                Итого:

Бланк ответа №3

                                                       Название команды______________________

Конкурс  5.

Соедините половинки пословиц.

В гору семеро едва тянут,

кто любит арбуз, а кто — свиной хрящик.

Вкус не указчик:

а спать не дает.

Долг не ревет,

коли делать нечего.

Долог день до вечера,

а под гору и один столкнет.

Бланк ответа №4

                                                       Название команды______________________

Конкурс  6.

Запишите название басни.

Баллы

1

2

3

                                                Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Конспект внеклассного мероприятия по истории " День Конституции"

Данное мероприятие проводилось в 6-9 классах накануне Дня Конституции....

конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского  лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...

Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе "Времена года"

Данная разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия  по немецкому языку. Внеклассное мероприятие по немецкому языку проводится по завершению темы " Draussen ist Blatterfall". И...

Конспект внеклассного урока по биологии "Растительный рай"

Данная методическая разработка позволит систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности растений; расширить кругозор учащихся о многообразии и значении растений; развивает способности...