Урок развития речи в 5 классе по теме Письмо.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Хисамова Фания Фаузятовна

Урок развития речи в 5 классе по теме Письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse_po_teme_pismo.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе по теме:  Письмо

Цели урока: 

  1. Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра «письмо»,с видами писем, с правилами написания письма и заполнения конверта.
  2. Развивать коммуникативные свойства письменной речи учащихся., навыки творческого мышления
  3. Воспитывать интерес к жанру письма, формировать представление о нравственных ценностях в человеке.
  4. Научить писать письма личного характера        

Задачи:

  • Расширение знаний о речевых жанрах
  • Углубление знаний об эпистолярном жанре
  • Обогащение словарного запаса обучающихся
  • Овладение умениями в производстве правильной речи
  • Развитие исследовательских навыков
  • Овладение приемами языкового анализа и синтеза
  • Демонстрация ценностей русского языка
  • Воспитание  любви к родному языку, привитие интереса к его познанию
  • Воспитание эстетического отношения к слову
  • Воспитание творчески активной, духовно богатой личности.

 Оборудование: 

  1. Толковый словарь С.Ожегова
  2. Схема-памятка «Композиция написания письма».
  3. Схема-памятка «Правила написания письма».
  4. Конверты-письма 
  5. Текст об истории возникновения почтового ящика
  6. Раздаточный материал для работы в группах

Тип урока: Комбинированный (Расширение, углубление  и закрепление знаний)

Методы:

  • Интерактивные
  • Исследовательские
  • Словесные
  • Практические
  • Наглядные
  • Объяснительно-иллюстративные
  • Репродуктивные
  • Наблюдения и анализа

Основные приемы:

  • Объяснение
  • Беседа
  • Опрос
  • Интегрирование с литературой, с историей
  • Творческая работа по созданию текста.
  • Работа в группах
  • Рефлексия

Словарная работа: письмо, адрес ,адресат, адресант, индекс

Ход урока

Эпиграф к уроку:        

Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее.

А.П. Чехов

1)Организационно-мотивационный этап.

Цель: настроить детей на предстоящую работу.

-Здравствуйте ,ребята,присаживайтесь!

Друзья мои ,я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.

Я знаю,каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Давайте вместе сегодня с вами сочиним урок.

2)Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации.

1.-Ребята,сегодня на урок к нам пришёл гость-корреспондент, который желает у вас взять интервью. Пожалуйста, постарайтесь ответить на его вопросы, выскажите своё мнение.

Интервью:

- В вашей семье получают письма?

-Вы сами пишете письма?

-Кому вы пишете письма?

-Для чего нужны письма?

-Кто такой почтальон?

Корреспондент: Спасибо всем, кто принял участие в моём интервью.

2.Учитель: Как вы думаете, о чем будет сегодня наш урок? Давайте познакомимся с эпиграфом к нашему уроку.

-Как вы понимаете слова А.П.Чехова?

3.Сегодня на уроке мы будем говорить о жанре - письмо. Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: «Письмо».

Мы с вами на сегодняшнем уроке познакомимся с особенностями жанра письма, с видами писем, с правилами написания письма; узнаем значение слов: письмо, адрес, адресат, адресант, индекс; научимся оформлять конверт; напишем такое письмо, которое будет радовать ваших близких.

3)Актуализация обогащаемого опыта на этапе изучения нового материала.

-Ребята, угадайте о чем это?

Загадка:

Маленькое очень,

Быстрое, как птица,

Если захочешь,

За море умчится.(ПИСЬМО)

-Что такое письмо?

1.Давайте откроем «Толковый словарь русского языка» С.Ожегова и узнаем лексическое значение слова «письмо».

Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения  чего-нибудь кому –нибудь.

2.-Ребята,а вы знаете, как давно появились письма? Обратимся к истории появления этого жанра.

С древнейших времён человек ведёт переписку с себе подобными. Глиняные таблички, берестяные грамоты, письма на пергаменте. Неважно на чём, но человек старался высказать свои  мысли и чувства посредством письма. Уже тогда существовали деловые письма, с помощью которых человек осуществлял обмен информацией, делал предложения и вел переговоры. Первыми письмами на Руси были берестяные грамоты. Постепенно с изобретением бумаги письма приобрели тот вид, к которому мы сейчас привыкли.

3.Угадайте о чем говорится в загадке:

Я синего цвета,

Вишу на стене

И много приветов

Хранится во мне.

-Правильно, это почтовый ящик.

Давайте прочитаем текст об истории возникновения почтового ящика.(читает ученик)

Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий. В России самый первый почтовый ящик появился в. Санкт- Петербурге. Датой рождения почтового ящика в России считают 1 декабря 1848г.

 -У вас дома есть почтовый ящик?

-Для чего он необходим?

Спасибо за ответы.

4.-Ребята, о чем мы можем написать в письме?

-Почему письмо можно так красиво назвать «дорога к сердцу»?

(Из писем мы узнаем ,что о нас помнят, поздравляют, узнаем об интересах, событиях, делимся радостью и заботами)

5.В зависимости от того, какая информация содержится в письме можно выделить несколько видов писем.

-деловое(поздравление, благодарственное)

-личное(письмо-рассказ, письмо-просьба)

6.-Очень часто сейчас можно услышать: «Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню, смс пришлю».А ведь когда-то наши соотечественники умели и любили писать. Тогда они тщательно подбирали слова, уважая себя и того, кому писали.

-Скажите, что мы обязательно должны использовать в письме?

(этикетные слова, обращения)

7.Словарно-орфографическая диктовка(на доске)

-Сейчас мы с вами запишем на доске слова, которые помогут вам составить письмо.

Здравствуйте, привет, примите наши поздравления, хочется пожелать, благодарю, пожалуйста, всего доброго, до встречи, до свидания, спасибо.

-Обязательно используйте данные этикетные слова в своей речи!

8.Народная мудрость гласит:

«Красиво писать - людей уважать»

«Никому немило письмо хило»

«Пиши, да не спеши»

-Чему нас учат эти пословицы? Правильно ,писать красиво, аккуратно, разборчив почерком, последовательно)

4)Актуализация закрепляемого опыта на этапе закрепления знаний, умений и навыков.

1.Работа в группах.

-Многие знаменитые люди, писатели ,поэты писали друг другу и своим близким. Давайте попробуем собрать письмо М.Горького своему сыну. Для этого объединимся на группы и ,восстановим письмо.(3-5 минут)

Давайте прочтем получившееся письмо.

2. Письмо Горького сыну.

1)"Здравствуй, сын!

 2)Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут.

3)Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после  себя на Капри нечто хорошее – цветы.

        4)Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе,- легка и  приятна была бы твоя жизнь.

5) Тогда ты чувствовал бы себя ВСЕМ ЛЮДЯМ НУЖНЫМ, И ЭТО ЧУВСТВО сделало бы тебя богатым душой.

6) Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять…"

        7)Твой отец.

-Чему учит Горький своего сына в этом письме?

3.Творческая работа «Письмо близкому человеку» (слайд 11)

-Письма сокращают расстояния, дают возможность хоть на несколько минут приблизить дорогого, родного нам человека. Я вам предлагаю сейчас вспомнить своих близких людей -бабушек, дедушек, сестер, братьев, друзей и написать им письмо. При этом вы должны соблюдать правила написания письма, его композицию и использовать этикетные слова.(7-8 предложений). Через несколько минут мы их зачитаем.(5 минут)

Проверка творческих работ.(3-4 работы)

-Благодарю всех. Ваши работы были очень интересными.

4.Многие художественные произведения сохранили образцы искусства письма и сам процесс его написания. (слайд 12)

-Какие вы помните произведения, в которых используется жанр письма?

(Весёлые письма Л.Успенского, письма из повести Алексина «Оля пишет Коле, Коля пишет Оле»,Ж.Верн «Дети капитана Гранта»,рассказ А.Чехова «Ванька»)

-  «Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу…» м предлагаю прослушать фрагмент из рассказа А.П Чехова «Ванька»

-Кому пишет Ванька Жуков?

-Почему это письмо не дойдёт?(нет адреса)

5.Лексическая работа

-Что такое адрес?

-Кто такой адресат?

-Кто такой адресант?

Адресат-тот, кому адресовано письмо.

Адресант -тот, кто пишет письмо.

-А кому мы можем адресовать свои письма?

6.-Ребята,письмо у нас написано, адрем мы знаем.Что нам надо для того, чтобы письмо попало к адресату?

Правильно, конверт. Обратите внимание у каждого из вас на столе лежит конверт, возьмите его в руки и рассмотрите. Но его надо еще правильно уметь заполнять.

5).Итог урока.

-Ребята ,письмо нами составлено, конверт  мы научились оформлять. Давайте теперь вспомним,о чем мы говорили сегодня на уроке. Для этого проведём с вами аукцион терминов «Кто такой? Что такое?».Угадайте о чем идёт речь?

1.Сообщение,поздравление,просьба..(Письмо)

2.Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания(Конверт)

3.Пункт назначения письма (Адрес)

4.Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс)

5.Человек,разносящий письма, посылки,телеграммы.(Почтальон)

6.Человек,которому адресовано письмо (Адресат)

7.Слова приветствия в письме

8.Слова прощания в письме.

-Молодцы !Вы правильно усвоили значение этих слов.

6)Оценочно-рефлексивный этап.

1.-Ребята, так какую роль играют в жизни людей письма?

Давайте снова обратимся к эпиграфу нашего урока. В чем его смысл?

(Письма несут доброту и мудрость жизни. С помощью них люди поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость)

2.Релаксация.

-Мы с вами хорошо сегодня потрудились. Ваша работа на уроке заслуживает самой высокой оценки.

-Скажите, пожалуйста, что нового вы для себя открыли на уроке?

-Что вас удивило?

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

-Что вызвало у вас затруднения?

-Чтобы вы хотели пожелать своим друзьям, близким ,вообще людям?

3.Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже чаще по электронной почте. Пишите друг другу письма, не забывайте своих близких и родных, дарите им тепло своей души. Пишите друг другу, потому что в наш громкий век им нет цены!

4.Благодарю всех вас за сегодняшний урок.

Приятно было с вами пообщаться.

                                       

   

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Интегрированный урок развития речи и экологии на тему "Люби и охраняй природу"

Конспект урока для подготовки к домашнему сочинениюЦель:подготовить учащихся к домашнему сочинению на тему «Люби и охраняй природу»Задачи урока : 1....

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...

Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...