Духовно нравственное воспитание подрастающего поколения
статья по русскому языку на тему

Морозова Татьяна Всеволодовна

Статья "Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения" представляет собой обобщение опыта работы в 5 классе по вышеуказанной теме. В статье представлен конспект  интегрированного урока  "Дог - шоу" из цикла "Уроки красоты и добра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh._-_nravstv._vospit.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание учащихся.

«Быть ребёнком трудно, - пишет мать четверых детей, писатель И.Ханхасаева, - это огромная, непрерывная  сложнейшая работа – расти: открывать мир, узнавать людей, учиться любить». И мы, педагоги, должны сделать всё, чтобы помочь детям вырасти достойными  гражданами своей страны. Духовно – нравственное воспитание учащихся всегда являлось приоритетной задачей педагогов, но сейчас, в связи с переходом на новые Федеральные Государственные Стандарты, эта работа приобрела особую значимость. «Целью духовно – нравственного развития является социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации», - написано в «Программе духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»

 Время стремительно и неумолимо движется вперёд. XXI век привнёс в нашу жизнь множество  изменений по сравнению с веком прошлым. Но что бы ни говорили об отрицании идеалов советского периода, хочу заметить, что и у  нынешнего поколения детей есть так называемые вечные ценности: это любовь к Родине, к матери, это нравственные качества, такие как: доброта, бескорыстие, сочувствие, сострадание, милосердие и т. д.  В качестве примера приведу фрагмент сочинения ученицы 7 класса Кати Т. «Давно – давно, кажется тысячу лет тому назад,  в моей жизни появилась ты – моя Мама. Из множества лиц, приятных и улыбчивых, я запомнила только твоё, потому что оно излучало такой свет, такую любовь, такую нежность!

… Ты сидишь у рояля. Я рядом. Твои руки, как две красивые птицы, плавно опускаются и легко скользят по клавишам, извлекая божественную музыку Баха, Бетховена, Моцарта… Сейчас я, как и другие ребята,  твоя ученица. Но учишь ты нас не только музыке, но и добру, трудолюбию, терпению, мудрости. Красивая, одухотворённая, с живыми, лучистыми глазами, ты вся во власти музыки!

- Ну, надо же, какая женщина, - говорят тебе вслед. – Трое детей, а она такая молодая, свежая! Видно, трудности обходят её стороной.

И только я знаю о том, как переживаешь ты за каждого из нас. Вот уже две недели нет писем от Дениса – болит душа. Серёжка вернулся из Серпухова – не поступил в училище. Болит душа. Да и я тоже хороша: выросла из всех своих платьев – придётся обновлять весь гардероб. Где взять столько денег!

Все дни у тебя в делах и заботах. «Катя, завтрак на столе, обед в холодильнике. Не забудь обвязать шею шарфом: на улице ветрено. Целую. Мама». Я читаю записку и понимаю, что сегодня у тебя снова шесть уроков, а значит, увидимся мы только вечером. И тогда, усевшись на широкую тахту, я без утайки расскажу тебе обо всём, что произошло за день, потому что ты – моя опора, ты - моя совесть, ты  - моя вера, ты – моя самая задушевная подруга!»

Сколько душевного тепла, любви, доброты, нежности! Здесь и восхищение мамой, и преклонение перед ней, и гордость за то, что она у неё такая. И хотя встречаются среди детских работ сочинения, где дети любят маму за то, что она купила им роликовые коньки или позволила пригласить к себе домой подружку, это всё – таки случаи нетипичные.

Известно, что духовно – нравственное воспитание детей начинается задолго до того, как ребёнок пойдёт в школу. «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, - писал В.А. Сухомлинский, - их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

Источником мудрости для подрастающих поколений поистине является творчество Л.Н.Толстого, особенно те страницы, которые посвящены детям. Вспомним произведение «Детство» (5 класс).  Почему для Толстого так важен вопрос о том, какие чувства связывают Николеньку с матерью, отцом, Карлом Ивановичем, Натальей Саввишной, французом – гувернёром? Да потому что в первых отношениях ребёнка к тем, кто находится рядом с ним, он видит начало его отношений к Людям, к Человечеству. Для человека, умудрённого жизненным опытом, очень важно, что зарождается в душе ребёнка –любовь, ненависть или равнодушие к близким ему людям, какие чувства из узкого круга своей семьи он понесёт ко всем людям.

Работая в школе  около  сорока лет, я поняла, что отношения ученика и учителя тоже должны быть Человеческие. Не стоит позиционировать себя как  «железную леди».  Нужно дать понять детям, что урок – это сотворчество, сопереживание и успех или неудачи на уроке – это наши общие радости или печали. Может, не стоит скрывать от ребят, что их учителя, взрослые, сильные, дипломированные, умудрённые опытом люди, тоже нуждаются в поддержке, одобрении, в добром слове, приветливом взгляде? Чтобы они видели в нас не классных дам, а живых людей, которые, к сожалению, иногда могут и ошибаться, и дали бы нам возможность исправить свои ошибки, не загоняя отношения в тупик. Мне приходилось извиняться за свои ошибки перед детьми – дело это не простое. Но, что удивительно, после этого ребята стали относиться ко мне ещё лучше, проявляя и терпение, и великодушие.  Дети умеют прощать. В конфликте всегда ведь виноваты обе стороны – каждая по-своему.И ребята, выслушав мои извинения, опускали головы и признавались, что они тоже виноваты, в то время как раньше осуждали «со всей беспощадностью молодости».

Отношения:   ученик – учитель – очень важная составляющая духовно – нравственного воспитания учащихся. От их взаимопонимания, взаимоуважения во многом зависит успех дела. Каждая тема, каждый урок  должны стать средством духовного развития личности ученика, помогая ему понять и усвоить нравственные ценности в жизни общества. В опыте каждого учителя должны быть уроки, на которых, по словам учителя  Лушиной И.В., «доминирующей, основной задачей являлось бы формирование определённых чувств, настроений у детей, чтобы результат подобных уроков оценивался  не по знаниям, а по возникшим у детей чувствам».Я полностью поддерживаю мнение коллеги. В моей методической копилке тоже есть такие уроки, которые я называю «Уроки   красоты и добра». Расскажу об одном из них.

Дог – шоу.

Интегрированный урок (русский язык, литература, биология)

Оформление класса:

  • презентация
  • музыкальная заставка из передачи «Дог – шоу»
  • собаки – игрушки,
  • доска «Собака -  друг человека» (правая стена)
  • выставка книг о собаках:
  • художественная литература,
  • научно – популярная литература,
  • набор словарей (толковый словарь,  словарь иностранных слов, этимологический  и др.)

Ход урока.

Звучит музыкальная заставка к передаче «Дог – шоу»

Учитель.  Ребята, вы узнаёте эту мелодию?

Дети. Да,  с неё начинается передача «Дог – шоу» Мы очень любим эту передачу.

Учитель.  А почему?

Дети. В ней рассказывается о разных породах собак. Об их навыках и индивидуальных особенностях. Собаки такие умные и забавные. Я просто не представляю себе жизни без моего Грея и т. д.

Учитель. Вы знаете, ребята, я тоже очень люблю собак. И поэтому сегодняшний урок я назвала, как вы догадались…

Дети. Дог – шоу!

Учитель читает стихотворение Б.Заходера «Мордочка, хвост и четыре ноги, а ребята все хором произносят 4-ую строчку каждой строфы.

  • Едва мы чуть – чуть обогнали мартышку,
  • К высотам прогресса направив шаги,
  • За нами сейчас же помчались вприпрыжку
  • Мордочка, хвост и четыре ноги.
  • Порою с пути нам случается сбиться,
  • (Кругом темнота и не видно ни зги),
  • Но вам не дадут насовсем заблудиться
  • Мордочка, хвост и четыре ноги.
  • А если порою тоска тебя гложет,
  • (Бывает такая тоска, хоть беги),
  • Поверь, что никто тебе так не поможет,
  • Как мордочка, хвост и четыре ноги
  • Маленечко мяса, маленечко каши,
  • (Короче влезать не придётся в долги),
  • Матрасик в углу… И вот они наши
  • Мордочка, хвост и четыре ноги

Учитель. Прекрасное стихотворение, не правда ли, ребята?  Давайте запишем в тетради, о каких же качествах четвероногого друга говорит поэт.

(Соревнующиеся команды отвечают поочередно, производя записи на доске и в тетради. Подчёркивают грамматическую   основу в  предложениях, выявляют степень их сложности  или осложнённости)

  • Б. Заходер  пишет, что собака – бескорыстный,  верный друг человека,
  • Она живёт с ним с незапамятных времён, преданно любит его, спасает от тоски и одиночества.
  • Собака даёт возможность человеку проявить свои лучшие качества: доброту, заботливость, милосердие.
  • Она хороший помощник человека во всех его делах.

Учитель. В каких?

(Команды отвечают поочередно)

  1. Бывают собаки – поводыри,
  2. собаки – пастухи,
  3. собаки на военной службе,
  4. сторожевые собаки
  5. собаки – телохранители,
  6. ездовые собаки,
  7. собаки – спасатели на воде и в горах,
  8. декоративные собаки (спасают от тоски и одиночества) и т. д.

Учитель. Знаете ли вы, что на свете существует около 400 пород собак? Некоторые названия пород  мы можем объяснить и сами. О происхождении других вынуждены будем справиться в словаре. Я просила вас подготовиться к ответу на этот вопрос дома. Вы готовы? Тогда вперёд

Учитель показывает слайды, а ребята определяют породу собаки и кратко рассказывают о ней

Ребята записывают на доске:

Терьер, пудель, шнауцер, колли, спаниель, ньюфаундленд – иноязычные слова.

Пудель. – немецкое название породы, происходит от немецкого глагола padeln, что значит -  плюхать. Пудель – водяная или плещущаяся собака. Всем известно, что он прекрасный пловец.

Шнауцер – дословный перевод означает усатая морда. Его голова украшена бровями, усами и бородой.

Колли – слово англосакское, переводится  как чёрный. В стародавние времена предки наших колли пасли чёрных овец (коллиз.) Так и осталось за этой собакой название колли – пастух чёрных овец.

Спаниель – Эти собаки ведут своё происхождение от древних охотничьих собак в Испании. В названии породы отражено название страны.

Ньюфаундленд – Порода названа по названию острова у берегов Северной Америки.

Терьер – своё название эти собаки получили от латинского слова terra – земля, поскольку большинство терьеров использовалось для охоты в норах.

Учитель.  Кстати от слова terra в русском языке  образовались и другие слова. Какие?

Отвечают команды. Называют слова и по возможности их лексическое значение.

  • Территория
  • Террариум
  • Терракота
  • Терраса
  • Терренкур
  • Терком

Учитель.  Ну,  арусскоязычные названия пород вам известны? Называем их!

  • Дворняжка
  • Лайка
  • Борзая
  • Овчарка

Дворняжка– Этих собак можно увидеть в каждом дворе. И хотя у них нет никакой родословной, их любят ничуть не меньше. Дворняжка -  от слова двор.

Лайка – Лайка получила своё название по звонкому, призывному  лаю, помогающему охотнику определить место нахождения собаки и добычи.

Борзая – Это порода охотничьих собак. Название борзые произошло от слова борзый, что означает быстрый.

Овчарка – Это собака – сторож овечьих стад.

Учитель. Интересно образование этого слова. Овца – овчар – овчарка.

(Овчар– работник по уходу за овцами)

Учитель - Ну, что ж, ребята, вы хорошо знаете породы собак, и некоторые из вас не понаслышке. А сейчас о своих питомцах вам расскажут представители из каждой команды.

(Конкурс на лучшую презентацию о своём четвероногом друге. ( по одной от команды)

Учитель – Ребята, мы много говорили сегодня о разных породах собак, о бережном и чутком отношении к братьям нашим меньшим, и, может быть, кто – то из вас решил сегодня непременно завести себе четвероногого друга. Вот для таких ребят, да и для всех других, я прошу  команды подумать над составлением памятки для  юных собаководов.

 Ребята придумывают предложения – советы, обсуждают их, один из учеников быстро печатает их на флэшку, одновременно редактируя. Выступления ребят с презентациями: «Советы  юному собаководу».  Побеждает та команда, чьи советы оказались более удачными и полезными. Вот что у ребят получилось.

Советы юному собаководу

  1. Собака – твой  верный друг, а друзей предавать нельзя.
  2. Относись гуманно к своему четвероногому другу.
  3. Заботливо ухаживай за собакой, содержи её в чистоте.
  4. Своевременно делай прививки своему питомцу.
  5. Научи щенка хорошим манерам.

Урок подходит к концу.  Жюри подводит итоги конкурсов. В заключение снова  звучит мелодия – заставка из передачи «Дог – шоу»

Надо ли говорить о том, что урок прошёл весело, живо, интересно, не оставив никого равнодушным. Ребята вели себя непринуждённо, активно проявляя эмоции. И не стоит,  на мой взгляд,  выяснять, где кончается обучение и начинается воспитание. Хотя, я думаю, что такие уроки, несомненно, пробуждают интерес к предмету, повышают мотивацию к чтению как художественной, так и научно – популярной литературы и к учебно – познавательной деятельности в целом. А самое главное – такие уроки учат детей гуманному отношению ко всему живому на земле.

   Несмотря на то, что это был урок -  игра, мы успели  повторить материал по темам:

  • Лексика. Лексическое значение слова.
  • Исконно – русские и иноязычные слова.
  • Этимология.
  • Словообразование
  • Основные разделы синтаксиса  (Предложения простые и сложные. Главные члены предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Используемые технологии:

  • ИКТ – технологии,
  • технология проблемного обучения,
  • технология обучения в сотрудничестве,
  • игровые технологии,
  • развитие устной и письменной диалогической и монологической  речи,

На дом ребята получили задание прочитать рассказ Л. Андреева «Кусака». (обсуждение и анализ  произведения будет уже на уроке литературы.) А на ближайшую перспективу – повесть  Г. Троепольского  «Белый  Бим Чёрное ухо».

Завершая разговор о духовно – нравственном воспитании, мне хотелось бы вновь обратиться к сочинению своей ученицы Златы  С.: «Всё, что нас вдохновляет: закаты и восходы, нежные трели птиц и даже таинственная тишина – имеет отклик в нашей душе.  Так создаются духовные ценности нашего народа, возникающие из восхищения природой, а также из трудовой деятельности людей. Прислушиваясь к заливистому пению птиц, человек обретал способность не только видеть, но и слышать красоту, перенимал у певчих жителей лесов мотивы и трели, складывая свою песнь. Принимая у природы все её лучшие дары, люди, трудясь, создавали культуру своей страны…

Для того чтобы помочь своей стране быть культурной и развитой, нам,  тринадцатилетним девочкам и мальчикам,  стоит чаще задумываться над этой темой. В мире ведь столько всего интересного! Учёба – важная часть жизни, это фундамент наших знаний. Без грамотных, развитых духовно и   нравственно  людей  не будет научных открытий. Мы, новое поколение , не должны допустить этого».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

Влияние классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

1. Восприятие классической музыки, как главный  фактор  духовно-нравственного  воспитания.2. Музыкальное  искусство  в  воспитании  личности.3. Современные...

Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения

В основе педагогического управления процессами духовно-нравственного развития личности обучающегося лежит убеждение педагогов в том, что школа - это не только место, где можно полу...

Статья: Возрождение святынь и его влияние на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

В данной статье рассматриваются взгляды представителей Православной церкви, ученых на значимость возрождения православных объектов. О влиянии церковной жизни на духовно-нравственное воспитание подраст...

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

Духовно-нравственное воспитание в современном мире является одним из важнейших направлений в деятельности семьи и школы. Только совместная деятельность этих общественных институтов может принест...

«Проблемы и опыт духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения»

    Старшее поколение учило молодежь основным нормам поведения. Существовала целая система запретов, которая выражалась в словах «нельзя», «не следует» в понятой «хорошо», «плохо». Тр...