Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Кутырева Анна Игоревна

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели. Предназначена для подготовки учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progr._igz_9_klass.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

городского округа Чапаевск Самарской области

«Согласовано»                                                                          «Утверждаю»

Руководитель МО                                                                    Директор ГБОУ СОШ № 3

__________ Шипилова Е.Д.                                                    __________ Кочеткова Е.А.

Рабочая программа

индивидуально-групповых занятий

по русскому языку

для 9 класса

количество учебных недель – 34

количество часов  34 (1 час в неделю)

Составила:

учитель русского языка и литературы

Кутырева А.И.

Чапаевск

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа индивидуально - групповых занятий «Подготовка к ГИА по русскому языку» создана на основе Федерального компонента государственного стандарта, Программ общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2012, учебника (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую  стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.    

Рабочая  программа индивидуально - групповых занятий по русскому языку  представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся; место предмета в учебном плане; требования к личностным и метапредметным результатам освоения программы; содержание тем учебного предмета; тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения.

Цель данного учебного предмета - обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.

Данная цель предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются:

  • формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции обучающихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей;
  • повторение, обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»;
  • закрепление навыков синтаксического и пунктуационного разборов;
  • совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навыков обучающихся;
  • обогащение грамматического строя речи обучающихся на основе синтаксической синонимии.

Общая характеристика учебного предмета

По своей специфике и социальной значимости язык – явление уникальное: он является средством общения, средоточием духовной жизни народа, средством хранения, усвоения и передачи знаний. Этим определяется особый статус русского языка среди других учебных предметов. Русский язык как средство общения играет важную роль и в развитии личности обучающихся, обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Он овладевает нормами русского литературного языка, формирует умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обогащает свой словарный запас, развивает дар слова. Ученик познаёт самого себя, овладевает средствами самоанализа и самовыражения.

Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

Данная программа призвана помочь обучающимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые обучающиеся получают в процессе изучения базового курса русского языка.

Содержание индивидуально- групповых занятий нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание  правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.        

Первая часть работы  ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (задания 2-14).

Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий; проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников. Все задания имеют практическую  направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Задания 15.1, 15.2, 15.3 проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи (рассуждение). При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст.

Индивидуально-групповые занятия выполняют следующие функции:

  • обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки обучающихся, формируют навыки исследовательской работы);
  • диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность правописных (пунктуационных) умений и навыков;
  • развивающую (развивают самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);
  • стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).

Методы работы предусматривают активное включение обучающихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

Формы контроля:

тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал); сочинения, изложения.

Место предмета учебном плане

В соответствии с учебным планом  индивидуально - групповые занятия «Подготовка к ГИА по русскому языку» входят в образовательную область «филология» и на их изучение  в основной школе отводится 1 час  в неделю. Общее количество учебных часов  в 9 классе составляет 34 часа  (34 учебных недели).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны

уметь:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;
  • работать с бланками экзаменационной работы;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

 знать:

  • строение, значение и функции основных синтаксических единиц;
  • типологию простого и сложного предложения, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений;
  • виды чужой речи;
  • признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;
  • основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь; уметь:
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;
  • правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;
  • пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литературой.

Требования к личностным и метапредметным результатам освоения

программы по русскому языку в 9 классе

        

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
  • осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов  деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения  образовательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать  своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии  с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Содержание тем учебного предмета

Введение

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Часть 1 (сжатое изложение)

Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Выбор приемов сжатия.

Часть 3 (сочинение)

Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему.  Тезис. Аргументация. Вывод.

Сочинение-рассуждение по тексту и на нравственную тему. Критерии оценивания.

Тезис, аргументация, вывод  сочинения-рассуждения.

Часть 2 (задания с кратким ответом)

Понимание текста.  Целостность текста.  Извлечение информации.  Синонимы. Антонимы. Омонимы.  Лексическое значение слова.  Повторение по теме «Морфология». Лексический анализ слова. Выразительные средства.  Лексика. Синонимы. Фразеологизмы. Антонимы.  Словосочетание.  Грамматическая основа предложения.

Обособленные члены предложения. Вводные слова, уточняющие конструкции.  Сложное предложение. Виды сложных предложений.  Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненные предложения несколькими видами придаточных. Сложные предложения с разными видами связи.

Диагностическая работа в формате ГИА-2017.

Тематическое планирование

 индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 9 классе (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

1

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

2

Критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к написанию работы

3

Сжатое изложение. Что такое микротема. Абзацное членение текста.

4

Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

5

Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

6

Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

7

Выбор приемов сжатия. РР Сжатое изложение.

8

Понимание текста. Задание 2.

9

Извлечение информации. Работа с художественными приемами. Фразеологизмы. Задание 3.

10

Сочинение-рассуждение по тексту на нравственную тему. Критерии оценивания.

11

Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

12

Учимся аргументировать. Аргументы на основе собственного опыта. Приемы оформления аргументов в тексте.

13

Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

14

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистически нейтральный синоним. Задание 6.

15

Правописание приставок. Задание 4.

16

Правописание суффиксов разных частей речи. Задание 5.

17

Типы связи в словосочетании. Задание 7.

18

Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания.

19

Учимся формулировать тезис.

20

Учимся аргументировать. Аргументация на основе примеров из литературных произведений

21

Учимся писать вывод.

22

Грамматическая основа предложения. Задание 8.

23

Обособленные члены предложения. Задание 9.

24

Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах.

25

Сложное предложение. Виды сложных предложений.  

26

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

27

Сложноподчиненные предложения несколькими видами придаточных. Виды подчинения.

28

Сложные предложения с разными видами связи.

29

Сложные предложения с разными видами связи.

30

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с определением морально-нравственного понятия и анализом текста.

31

Парадигмы морально-нравственных понятий. Подбор аргументов. Соотнесение с текстами художественной литературы XIX-XX вв.

32

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Работа по подбору аргументов.

33

Обобщение и систематизация пройденного материала.

34

Итоговая работа в формате ГИА-2017.

Учебно-методическое обеспечение

1. Иванова С.Ю. ОГЭ-2017. Готовимся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе: Тренировочные материалы для подготовки к экзамену / С.Ю. Иванова. Самара: ООО «Офорт», 2017.

2. Иванова С.Ю. ОГЭ-2016. Готовимся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе: Тренировочные материалы для подготовки к экзамену / С.Ю. Иванова. Самара: ООО «Офорт», 2016.

3. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Федеральный институт педагогических измерений. М.: Издательство «Национальное образование», 2015.

4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.

5. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 6 классе «Тексты малой формы»

1.    Рабочая программа составлена на основе пособия             Никитиной Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русс...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий с обучающимися 8 класса по подготовке к ГИА по русскому языку

Программа содержит материал, необходимый для повторения и подготовки к решению тестовых заданий...

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)

Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 6 класс.

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 6 класс....

Рабочая программа ФГОС с УУД по русскому языку класс по учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыж...