Урок русского языка по теме "Деепричастие" в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Пилюкова Светлана Витальевна

Открытый урок по теме "Деепричастие" является повторительно-обощительным, проводится в конце изучения темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_deeprichastie.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение по теме «Деепричастие»

Цели:

обучающая: обобщить и систематизировать знания по теме «Деепричастие»; уметь находить деепричастие в тексте, определять вид деепричастия, правильно выделять на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты, правильно писать НЕ с деепричастием, знать морфологические признаки деепричастия.

развивающая: развитие познавательных умений, аналитического мышления

воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям способствовать воспитанию эстетического вкуса при работе с картиной, культуры речи.

Тип урока: повторительно – обобщительный

Вид урока: «картинки с выставки»

Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, в группах, работа с текстом, работа по картине.

Оборудование: картина Васнецова «Аленушка», распечатка текстов, листы самоконтроля, карточки для индивидуальной работы, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Добрый день , уважаемые гости. Сегодня вы присутствуете на уроке русского языка в 7 Б классе.  Мы вам рады, надеемся, наш урок нам всем понравится.

II. Самостоятельное формулирование учащимися темы. Целеполагание.

Ребята, посмотрели друг на друга, улыбнулись, а теперь улыбнулись мне. Начинаем  наш урок, а начнем  его  с эпиграфа, он записан на доске:

Читая, думая, играя,

Запоминая, обобщая,

А не вздыхая и скучая,

Родной язык я изучаю.

- Как вы понимаете эту фразу?  В чем особенность этого предложения с точки зрения языка? (найдем подлежащее и сказуемое)

- О какой части речи пойдет речь сегодня на уроке? Новая для нас тема?  Актуальна ли для вас эта тема? Пригодится ли знание ее в будущем?

Сегодня у нас последний урок по  теме «Деепричастие». Давайте вместе сформулируем цели и задачи урока. (повторить, что такое деепричастие, его признаки, как оно образуется, что такое деепричастный оборот, как правильно писать и употреблять деепричастия)

III. Фронтальный опрос по теме урока

Так как вы сказали, что многое уже знаете о деепричастии, повторим это вместе, используя  технологию «снежный ком». Начнем с 3 ряда. Деепричастие – это…Молодцы. Вы справились с 1 этапом урока. Оценим себя. На листе самооценки напротив 1 этапа – «Понятие о деепричастии»  заполняем колонки: «Легко», «Трудно», «Есть вопросы» ,  ставим + или – и самооценку. Поднимите руки, кто поставил 5 или 4.

IV. Слово учителя

Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем на выставке замечательного русского художника . Виктора Михайловича Васнецова. Он писал картины, рисовал декорации для театральных постановок, по его рисункам и чертежам строились дома. Больше всего он прославился своими  живописными полотнами – особенно на темы русских былин и сказок. Некоторые из его картин вам знакомы.

- Как называется эта картина? («Богатыри») (Он ее считал самой главной в своей жизни)

- А эта как называется? («Иван Царевич на Сером волке»)

- Сегодня нам с вами помогает замечательная картина художника. Как она называется? («Аленушка») Нравится? Поделитесь своими впечатлениями.

- Однажды увидел Васнецов в деревне девушку-сироту. Ее глаза его поразили – такая в них была печаль. И решил он об этом написать картину. Очень нравилось ему певучее русское имя Аленушка. Напоминало оно грустную сказку про Аленушку и братца Иванушку. И вот перед нами картина. Все нюансы картины мы не можем описать, но можем собрать  материал для ее описания. - Внимание! В течение урока вы должны «собрать» деепричастия, которые вам помогут описать эту картину дома. Поэтому будьте очень внимательны!

V. Работа с текстом в парах

Перед вами текст, замените подчеркнутые глаголы деепричастиями. Подумайте, изменится ли пунктуация данных предложений? Расставьте правильно знаки препинания. Подчеркните деепричастные обороты. Сколько времени вам нужно?  Работаем в парах на 1 листочке.

Картина В.М.Васнецова «Аленушка» производит грустное впечатление, заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека.

Уронила голову на руку, отрешенно смотрит вдоль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят ее безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену. Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Аленушку, напоминают о несбывшихся мечтах.

Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

VI. Работа  с таблицей. 

- Прочитаем текст. Называем в каждом предложении деепричастия. Хорошо. Что показалось трудным? Оцените себя. Заполните в листе самооценки 2 этап урока – работа с текстом.

Сравните деепричастия, которые вы образовали от глаголов. Выделите суффиксы. Чем эти деепричастия отличаются друг от друга? (Видом)

Запишите их в тетрадь в 2 столбика. Расскажите, как они образованы.

Продолжите заполнение таблицы следующими деепричастиями (они даны на доске или на карточке): отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, убежав от всех.

Самооценка на  листке . Взаимопроверка.  Устали?

VII. Физкультминутка

Сядьте удобно, откиньтесь на спинку стула, закройте глаза. Задумайтесь на минутку о судьбе одинокой Аленушки, изображенной на картине, представьте эту картину…

Неподвижно смотрит девушка в мрачные воды омута. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос, печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная ветка осины, что спускается рядом к омуту. Вокруг осенняя грусть и тишина. Природа сочувствует Аленушке и тоскует вместе с ней. Поразмыслим, как плохо человеку быть одиноким, когда не к кому обратиться за поддержкой и помощью.

Откройте глаза, немножко отдохнули. Я надеюсь, что вы будете бережнее относиться друг к другу, помогать в трудную минуту. Постарайтесь, чтобы ваши одноклассники не чувствовали себя одинокими.

 VIII Работа по развитию речи в группах

- Часто ли мы употребляем деепричастия и деепричастные обороты в речи? С какой целью?

- Мы часто употребляем деепричастия в речи, но,  к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки, связанные с их употреблением. Сейчас работа в группах.

Кстати, одно из заданий ЕГЭ требует умения правильного построения предложений с деепричастным оборотом. Прошу вас поработать экспертами и исправить ошибки в данных предложениях (лист 3) Запишите их в тетрадь в  исправленном виде.

Глядя вдаль, у  неё возникают грустные мысли.

Думая  о прошлом, в её  воспоминании оживают счастливые дни.

Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Аленушке.

Темная вода успокаивает Аленушку, ощущая тревогу.

Глядя на картину, она мне понравилась.

- Поясните, в чем ошибка. Как её исправить? Какое правило нужно помнить?

IX. Работа с разноуровневыми карточками.

- Продолжаем «собирать» деепричастия для вашего сочинения. Проверим усвоение темы «Не с деепричастиями». Кто вспомнит правило? Перед вами карточки с заданием. Это самостоятельная работа.Вы можете выбрать любой уровень сложности.

Уровень 3 (повышенной сложности)

(не)доумевая,  преследовали (не)удачи,  (не)ощущая холода

(не)забывая,  (не)умолимые законы , (не)согретая солнцем

(не)сбывшиеся мечты,   (не)поправимая беда, (не)успокоившись, ничему (не) рада

Уровень 2

 (не)удержавшийся на ветках,  (не)проницаемая стена,

 (не)радуясь, вовсе (не)ласковое,  (не)теплая, а холодная, очень (не)приветливый

(не)изъяснимое волнение,  ждать с (не)терпением,  

(не)замечая,  (не)навидя

Уровень 1

(не)видя, (не)веря, (не)находя

(не)замечая, (не)произнося, (не)навидя

(не)годуя,  (не)узнав,  (не)чувствуя

Поставьте в листе самооценку.  Подпишите листы самооценки , сдайте их в конце урока.

X. Домашнее задание

- Я думаю, картина Васнецова «Аленушка» стала вам ближе. Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний разговор, деепричастия, которые мы «собрали», выполняя различные задания на уроке, и написать сочинение, которое вы можете начать словами «Глядя на картину В.М.Васнецова «Аленушка», …» Запишем дом задание.

XI. Итог урока. Рефлексия

- Подведем итог уроку. Справились ли мы с целями, поставленными в начале урока?

- За что можем себя похвалить?

Лист самооценки   ФИ ученика_________________

1. На уроке я работал

 

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

Лист самоконтроля ученика   _________________

Этапы урока

Просто, понятно

Трудно , есть вопросы

Самооценка

Оценка учителя

  1. Понятие о деепричастии

  1. Работа с  текстом

  1. Выборочный диктант (работа с таблицей)

  1. Редактирование («Поработаем экспертами»)

  1. Не с деепричастием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...