Готовимся к ЕГЭ. Вводные слова и вводные словосочетания. Разграничение их с другими членами предложения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Хлебникова Елена Анатольевна

Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных (  стало быть, не членов предложения) , то в качестве членов предложения ( чаще всего сказуемых и обстоятельств).

Сравним два предложения:

Цех, возможно, уже реорганизован.

Цех возможно реорганизовать.

Синтаксическая роль подобных слов обусловлена контекстом, и проверить её можно путем изъятия этих слов из предложения: в одном случае ( без вводного слова) структура предложения сохраняется ( Цех уже реорганизован), в другом ( без члена предложения)- чаще всего распадается ( Цех… реорганизовать).

Однако в некоторых случаях предложения двузначны, и данный способ проверки не даёт нужных результатов.  Почему? Дело в том, что некоторые слова относятся к модальным частицам, которые в предложении могут употребляться и как частицы и как вводные слова, а в некоторых случаях играют роль смысловые оттенки, присущие отдельным словами допускающие их обособление.

Остановимся на отдельных примерах.

Слово, сочетание слов

Пример вводного слова или вводной конструкции

Пример других членов предложения.

Прежде всего

Прежде всего, нужно ли говорить об этом? (указывается на связь мыслей)

Прежде всего нужно говорить именно об этом.(« сначала»)

Безусловно

Он , безусловно, прав.( указывается на уверенность)

Он безусловно прав.( обстоятельство, указывается степень его правоты)

Таким образом

Таким образом, конфликт был благополучно разрешён (« итак»)

Таким образом конфликт был благополучно разрешён(« таким способом»)

Далее

Далее, берёт слово директор ( последовательность изложения мыслей)

Далее  слово берёт директор.( «затем»; последовательность фактов)

Потом

И , потом, он в моих глазах знаменитость ( «кроме того»)

И потом он стал знаменитым( « затем», « после этого»)

Не иначе

Не иначе, кто- нибудь из вас сделал это  ( « должно быть»)

Не иначе как отец дознался( цельное сочетание не иначе КАК)

Правда

Правда,  хорошо, что он приехал? ( « Не правда ли?» Правда, на дискуссию у него ушло много сил ( вводное слово в функции уступительного союза)

Что касается Кирилла Извекова, то ведь и правда могло померещиться, будто молодой человек вошёл во двор (частица в значении2 действительно»)

Гляди, видишь

Без меня всё пропадёт, и отец со старухой, гляди ,по миру пойдут ( « очень может быть») ; Я , видишь, это всё прошёл.

Гляди не простудись. ( частица при форме повелительного наклонения); А бабка Варвара видишь, что делает?

Пожалуйста

Передайте, пожалуйста, эту рукопись редактору (« прошу вас»)

Скажи пожалуйста, какой храбрец! (частица при выражении удивления, негодования , возмущения)

Наконец

Можно, наконец, обратиться на приём к специалисту (  « и ещё»); Да и наконец, нужно составить план ( связь мыслей, порядок изложения)

Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы ( в значении « под конец», «после всего» не является вводным)

Однако

Смотри, однако, Вера, будь осторожна! Как я ловко его, однако! ( стоит в середине или в конце предложения)

Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились.( роль противительного союза)

Значит

Солнечные пятна были на полу, потом перешли на прилавок, на стену и совсем исчезли ; значит, солнце уже склонилось за полдень.( « следовательно», « стало быть»)

Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем…(« означает»)

Вообще

Подобные статьи , вообще , представляют интерес.( только в значении» вообще говоря»)

Разжигать костры он вообще запрещал. («всегда», « при всех условиях»)

Главным образом

Статью нужно исправить и , главным образом, дополнить свежим материалом.( « самое главное»)

Вы добились успехов главным образом благодаря своему трудолюбию ( « преимущественно», «в основном», « больше всего»)

Во всяком случае

Я , во всяком случае, этого не отрицал ( ограничительно- оценочное значение)

Во всяком случае мы не оставим в беде своих питомцев( « при любых обстоятельствах»)

В свою очередь

Различаются суффиксы существительных увеличительные и уменьшительные ; в группе последних , в свою очередь, выделяются суффиксы уменьшительно- ласкательные ( в переносном значении сочетание обычно выделяется)

- А вы?- спросил он у шофера в свою очередь ( « со своей стороны»)

 

Никогда не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания  :

Авось, буквально, будто, вдобавок  , в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё- таки, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, к тому же, между тем, небось, по предложению,  по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, притом,  решительно, словно, якобы.

 

Литература :  Розенталь Д. Э. « Пишите, пожалуйста, грамотно!»- М.,» Астра»,1996

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовимся к ЕГЭ. Вводные слова и вводные словосочетания. Разграничение их с  другими членами предложения.

Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных (  стало быть, не членов предложения) , то в качестве членов предложения ( чаще всего сказуемых и обстоятельств).

Сравним два предложения:

Цех, возможно, уже реорганизован.

Цех возможно реорганизовать.

Синтаксическая роль подобных слов обусловлена контекстом, и проверить её можно путем изъятия этих слов из предложения: в одном случае ( без вводного слова) структура предложения сохраняется ( Цех уже реорганизован), в другом ( без члена предложения)- чаще всего распадается ( Цех… реорганизовать).

Однако в некоторых случаях предложения двузначны, и данный способ проверки не даёт нужных результатов.  Почему? Дело в том, что некоторые слова относятся к модальным частицам, которые в предложении могут употребляться и как частицы и как вводные слова, а в некоторых случаях играют роль смысловые оттенки, присущие отдельным словами допускающие их обособление.

Остановимся на отдельных примерах.

Слово, сочетание слов

Пример вводного слова или вводной конструкции

Пример других членов предложения.

Прежде всего

Прежде всего, нужно ли говорить об этом? (указывается на связь мыслей)

Прежде всего нужно говорить именно об этом.(« сначала»)

Безусловно

Он , безусловно, прав.( указывается на уверенность)

Он безусловно прав.( обстоятельство, указывается степень его правоты)

Таким образом

Таким образом, конфликт был благополучно разрешён (« итак»)

Таким образом конфликт был благополучно разрешён(« таким способом»)

Далее

Далее, берёт слово директор ( последовательность изложения мыслей)

Далее  слово берёт директор.( «затем»; последовательность фактов)

Потом

И , потом, он в моих глазах знаменитость ( «кроме того»)

И потом он стал знаменитым( « затем», « после этого»)

Не иначе

Не иначе, кто- нибудь из вас сделал это  ( « должно быть»)

Не иначе как отец дознался( цельное сочетание не иначе КАК)

Правда

Правда,  хорошо, что он приехал? ( « Не правда ли?» Правда, на дискуссию у него ушло много сил ( вводное слово в функции уступительного союза)

Что касается Кирилла Извекова, то ведь и правда могло померещиться, будто молодой человек вошёл во двор (частица в значении2 действительно»)

Гляди, видишь

Без меня всё пропадёт, и отец со старухой, гляди ,по миру пойдут ( « очень может быть») ; Я , видишь, это всё прошёл.

Гляди не простудись. ( частица при форме повелительного наклонения); А бабка Варвара видишь, что делает?

Пожалуйста

Передайте, пожалуйста, эту рукопись редактору (« прошу вас»)

Скажи пожалуйста, какой храбрец! (частица при выражении удивления, негодования , возмущения)

Наконец

Можно, наконец, обратиться на приём к специалисту (  « и ещё»); Да и наконец, нужно составить план ( связь мыслей, порядок изложения)

Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы ( в значении « под конец», «после всего» не является вводным)

Однако

Смотри, однако, Вера, будь осторожна! Как я ловко его, однако! ( стоит в середине или в конце предложения)

Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились.( роль противительного союза)

Значит

Солнечные пятна были на полу, потом перешли на прилавок, на стену и совсем исчезли ; значит, солнце уже склонилось за полдень.( « следовательно», « стало быть»)

Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем…(« означает»)

Вообще

Подобные статьи , вообще , представляют интерес.( только в значении» вообще говоря»)

Разжигать костры он вообще запрещал. («всегда», « при всех условиях»)

Главным образом

Статью нужно исправить и , главным образом, дополнить свежим материалом.( « самое главное»)

Вы добились успехов главным образом благодаря своему трудолюбию ( « преимущественно», «в основном», « больше всего»)

Во всяком случае

Я , во всяком случае, этого не отрицал ( ограничительно- оценочное значение)

Во всяком случае мы не оставим в беде своих питомцев( « при любых обстоятельствах»)

В свою очередь

Различаются суффиксы существительных увеличительные и уменьшительные ; в группе последних , в свою очередь, выделяются суффиксы уменьшительно- ласкательные ( в переносном значении сочетание обычно выделяется)

- А вы?- спросил он у шофера в свою очередь ( « со своей стороны»)

Никогда не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания  :

Авось, буквально, будто, вдобавок  , в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё- таки, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, к тому же, между тем, небось, по предложению,  по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, притом,  решительно, словно, якобы.

Литература :  Розенталь Д. Э. « Пишите, пожалуйста, грамотно!»- М.,» Астра»,1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СО СЛОВАМИ И КОНСТРУКЦИЯМИ, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Открытый урок - обобщение по теме "Вводные слова, словосочетания и обращения" содержит материал по подготовке к ЕГЭ (А22), метапредметность (знак), задания на развитие орфографической и пунктуаци...

Сценарий мультимедийной презентации урока русского языка в 8 классе по теме "Вводные слове и вводные предложения"

Данный урок опирается на знания изученных ранее тем курса русского языка. Для успешного  решения задач урока  учитывались  возрастные особенности учащихся, их уровень обученности,...

Тесты по теме "Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения"

Тесты предназначены для использования на уроках русского языка при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ....

Конспект урока по русскому языку для 8 класса по теме: "Вводные слова и вводные предложения".

Урок посвящен вводным словам и вводным предложениям. Цель урока: уметь находить в текстах предложения с вводными словами и вводными предложениями, расставлять знаки препинания....

Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями».

В материале урока содержатся разнообразные задания для проверки усвоения материала по теме " Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями"....

Задание 18. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения)

В данном материале рассматривается теоретическая  и практическая часть 18 задания ЕГЭ по русскому языку, в котором проверяется знание выпускниками пунктуации (наки препинания в предложениях со сл...