Материалы для участия в краевом конкурсе «Лучший учитель русского языка и литературы Ставропольского края – 2015»
методическая разработка по русскому языку по теме

Букреева Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

ЗАЯВКА

на участие в краевом конкурсе «Лучший учитель русского языка и литературы Ставропольского края – 2015»

Я, Букреева__Наталья    Николаевна,__________________________________  _________________________(Ф.И.О. полностью)

заявляю о своем желании участвовать в краевом конкурсе «Лучший учитель русского языка и литературы Ставропольского края – 2015». С положением о конкурсе ознакомлен (а). Материалы в соответствии с положением о конкурсе прилагаю.

Сообщаю сведения о себе:

Дата рождения___28 ноября 1968 года_________________________________

Место работы (полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)_муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новопавловская средняя общеобразовательная школа №2»___________________________________________________________

полный адрес: индекс _357300____город Новопавловск улица Тенистая,4

телефон: код города_887938_телефон__89627409970__________________

Должность__учитель русского языка и литературы____________________

Квалификационная категория___высшая_____________________________

Даю согласие на обработку моих персональных данных.

Дата____10.09.2015___________________        Подпись___________________



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Работа для участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» по гуманитарному направлению.

Тема: Путешествие по Северному Кавказу (региональный компонент).

Урок литературы в 6 классе. Класс общеобразовательный. В классе 25 человек. Дети принимают активное участие в уроке, каждый из них читает стихи или прозу, весь коллектив исполняет песни, участвует в беседе.

Урок разработан для учащихся 6 класса средней общеобразовательной школы на основе рабочей программы по литературе для 6 класса, которая разработана на основе государственной программы по  литературе под редакцией В.Я. Коровиной (Коровина, В.Я., Журавлева, В.П. и др.)   Данная программа по литературе предусматривает 105 учебных часов в год (3 часа в неделю).

Учебник «Литература.6 класс. Учебник в 2частях. Автор - Коровина В.Я. 2014год.

В первом полугодии был проведен цикл уроков по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века». Во втором полугодии был проведен цикл уроков по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века». В конце учебного года в качестве завершения темы проведен цикл уроков с использованием регионального компонента «Природа Кавказа в произведениях писателей и поэтов XIX и XX века», одним из которых явился представленный на конкурс урок-путешествие по Северному Кавказу.

Цели: 1. Образовательная: познакомить школьников с литературными произведениями, воспевающими красоту и гармонию их родного края( Северного Кавказа).

             2.Воспитательная: воспитывать любовь к своей малой родине, уважение к традициям своего народа и культуре народов многонациональной России.

           3.Развивающая: развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение.

Результаты — обогащение нравственного опыта школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о красоте, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности. Школьники увидели красоту своего родного края, испытали чувство гордости от того, что они живут на такой прекрасной земле.

Используется ИКТ с презентацией, показаны эпизоды из фильмов, звучит фонограмма для исполнения детьми казачьих песен.



Предварительный просмотр:

Рецензия на урок литературы, представленный для участия во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» учителем русского языка и литературы

 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новопавловская средняя общеобразовательная школа №2» Букреевой Натальей Николаевной.

Урок «Путешествие по Северному Кавказу» (региональный компонент) был представлен для участия в конкурсе учителем русского языка и литературы

 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новопавловская средняя общеобразовательная школа №2» Букреевой Натальей Николаевной.

Урок разработан для 6  класса в соответствии с программой образовательных учреждений по  литературе под редакцией Коровиной В.Я.(базовый уровень-М.: Просвещение). Проводится в конце учебного года, заканчивая цикл уроков по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов» В первом полугодии были проведены уроки по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века». Во втором полугодии были проведены уроки по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века». В конце учебного года в качестве завершения темы проведен цикл уроков с использованием регионального компонента «Природа Кавказа в произведениях писателей и поэтов XIX и XX века», одним из которых явился представленный на конкурс урок «Путешествие по Северному Кавказу».

Использование регионального компонента в обучении  на уроках литературы важно в плане не только литературных знаний, но и в воспитании человека-патриота. Проведение  таких уроков способствует утверждению четкой гражданской позиции школьников, формирует их представления об общественно-политическом и культурном развитии народов, населяющих Северный Кавказ. Урок предполагает активную работу учеников, свободное выражение ими своих чувств, эмоциональное восприятие материала, поскольку речь идет о природе их родного края, места, которое они хорошо знают и любят.

Учитель в процессе урока говорит с детьми о важнейших проблемах реальной жизни, о любви к своей малой родине, доброте, милосердии, толерантности, уважении традиций.

Эффективным делает  урок выразительное чтение стихотворений и прозы  каждым учеником класса, исполнение хором казачьих песен. Дети не сторонние наблюдатели, а активные участники  Урок проведен на высоком методическом уровне.

 Бесспорно, использование ИКТ экономит время на уроке, наполняет урок новым содержанием, развивает творческий подход к окружающему миру, любознательность обучающихся, формирует элементы информационной культуры учащихся, прививает навыки рациональной работы с компьютерными программами, позволяет учителю идти в ногу со временем. Используя различные методы, приемы на уроках литературы учитель на современном уроке должен создает условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве. 

В классе 25 человек. Дети принимают активное участие в уроке, каждый из них читает стихи или прозу, весь коллектив исполняет песни, участвует в беседе.

       



Предварительный просмотр:

СОГЛАСИЕ

на обработку персональных данных в министерстве образования и молодежной

политики Ставропольского края иных субъектов персональных данных

С целью осуществления возложенных на министерство образования и молодежной политики Ставропольского края (далее-министерство) федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края и Положением о министерстве полномочий и обязанностей по обеспечению проведения на территории Ставропольского края государственной политики и осуществлением управления, нормативно-правового регулирования в сфере  образования,

 я ___________________________________________________________________, зарегистрированный по адресу:_______________________________________

паспорт серия _____ номер__________ выдан «___»_____________________г.

___________________________________________________________________

(наименование органа выдавшего документ)

в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ

«О персональных данных» своей волей, в своем интересе и с целью решения вопросов сферы деятельности министерства даю согласие

______________________________________________________________________

(министерству образования и молодежной политики Ставропольского края)

______________________________________________________________________

(далее-оператору) на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации обработку моих персональных данных, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, представление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных, а именно:

  1. фамилия, имя, отчество;
  2. место работы, должность,
  3. домашний почтовый адрес;
  4. домашний (мобильный) номер телефона.

Если мои персональные данные можно получить только у третьей стороны, то я должен быть уведомлен об этом заранее с указанием целей, предполагаемых источников и способов получения персональных данных. На это должно быть получено мое согласие.

 Мне разъяснены мои права и обязанности, связанные с обработкой персональных данных, в том числе моя обязанность проинформировать оператора в случае изменения моих персональных данных и мое право в любое время отозвать свое согласие путем направления соответствующего письменного заявления оператору.

Согласие вступает в силу со дня его подписания и действует в течение неопределенного срока до достижения цели обработки персональных данных или его отзыва мною в письменной форме.

«___»___________2015г.               ________________     _____________________

                      (дата)                                                                 (подпись)                                (расшифровка подписи)



Предварительный просмотр:

Справка-представление

на участника краевого конкурса «Лучший учитель русского языка и литературы Ставропольского края – 2015»

Фамилия участника

Букреева

Имя участника

Наталья

Отчество участника

Николаевна

Место работы, занимаемая должность

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новопавловская средняя общеобразовательная школа №2», учитель русского языка и литературы

Пол

женский

Дата рождения

28 ноября 1968 год

Образование (полное наименование образовательной организации, год окончания)

Высшее, Ставропольский государственный педагогический институт, 1991 год

Квалификационная категория, ученая степень, ученое звание

высшая

Какими государственными и ведомственными (отраслевыми) наградами, наградами Ставропольского края награжден (а), дата награждения

-

Учебные достижения обучающихся по предмету в 2014-2015 учебном году (средний балл) по результатам:

годовых отметок

4,2 балла

государственной итоговой аттестации

2014 -3,96 балла

2015 –4,25 балла

итоговых контрольных срезов текущей успеваемости обучающихся

4,5 балл

Уровень участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах разного уровня по предмету (указать наименование олимпиады, конкурса, уровень и количество участников, призеров и победителей)

1-е место в краевом конкурсе «Я - сетевой преподаватель…», 2013 г.;

Грамота ректора СКИПКРО Золотухиной А.Ф. за профессиональное мастерство, 2013 г;

Пономаренко Дарья - 1 место в краевом литературном конкурсе «Письмо любимой маме» в номинации «Детская проза»;

Пономаренко Дарья – 1 место в школьном этапе краевого конкурса сочинений «Президент – профессия сложная»;

Пономаренко Дарья – победитель краевого конкурса «Мы сильны нашей дружбой» в номинации «Проза».

Вареникова Виктория – 1 место в муниципальном этапе конкурса сочинений «Что для меня значит крещение Руси Святым князем Владимиром».

Плаксина Александра – 1место в муниципальном литературном конкурсе, посвященном творчеству М.Цветаевой

Работа учителя по распространению своего опыта, работе в профессиональных объединениях педагогов

Руководитель методического объединения учителей русского языка, литературы, истории

25 декабря 2013 год, муниципальный уровень, методический совет, выступление «Роль культуры в развитии читательской компетенции учащихся»,  открытый урок «Читательская конференция по роману В. Каверина «Два капитана», посвященная 70-летию выхода в свет его произведения»

6 марта 2014 год, муниципальный уровень, семинар учителей русского языка и литературы, Внеклассное мероприятие «Путь конквистадора» (Африканские мотивы в поэзии Н.Гумилева)

апрель, 2015 год, муниципальный уровень, выступление по теме «Из опыта работы эксперта районной комиссии по проверке  сочинений по литературе учащихся 11 классов»

25 августа 2015 год, муниципальный уровень выступление по теме «Из опыта работы экспертов краевой комиссии по проверке работ учащихся 9 классов. ГИА-2015»

Публикации в прессе

Газета «Голос времени», статья «И один в поле воин», 22 мая 2010 г.;

Газета «Новопавловское утро», статья «Спасибо за праздник», 15.01.2011 г.;

Газета «Новопавловское утро», статья «Что нас объединяет?» 5.11.2011г.

Публикация на сайте краевого форума классных руководителей 2012 г. «Здоровьесберегающее пространство школы» Обмен опытом работы.

Курсы повышения квалификации (указать  организацию, количество часов, наименование курсов и год прохождения)

ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 144 ч, «Применение средств ИКТ для ДО детей-инвалидов», 2011 г.

ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 48 ч., «»инклюзивное образование как перспективное направление оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья», 2011г.

ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО , 78 ч., «Преподавание русского языка и литературы в условиях введения ФГОС», 2013 г.

ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 24 ч., «Методика проверки и оценки заданий экзаменационных работ по образовательным программам основного общего образования» (русский язык), 2014г.

ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 24 ч., «Методика проверки и оценки заданий экзаменационных работ по образовательным программам основного общего образования» (русский язык), 2015г.

Кандидатура рекомендована (наименование  муниципальной конкурсной комиссии, дата и номер протокола)

Муниципальная конкурсная комиссия по проведению конкурса «Лучший учитель русского языка и литературы-2015», протокол №1 от 17 сентября 2015 г.

Начальник отдела образования и молодежной политики администрации Кировского муниципального района Ставропольского края

_________________________

                                  (подпись)

___Тришенкова И.А._______

                                   (Ф.И.О.)

Председатель муниципальной конкурсной комиссии

_______________________

                                   (подпись)

_____Нестеренко Н.В.____

                                   (Ф.И.О.)

М.П.

«  17   » сентября        2015    года



Предварительный просмотр:

На конкурс

«Лучший учитель русского языка и литературы»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новопавловская средняя общеобразовательная школа №2»

Конкурсные материалы

на конкурс «Лучший учитель русского языка  и литературы»

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

 МБОУ «Новопавловская СОШ №2»

Г. Новопавловска

Кировского района

Ставропольского края

Букреевой Натальи Николаевны

2015 год



Предварительный просмотр:

Путешествие по Северному Кавказу.

(региональный компонент)

Учитель. Здравствуйте, ребята!

 С1

Не пора ли нам собраться в многодневный поход и увидеть красоты своей малой родины? Мы живем в одном из красивейших мест нашей планеты Просыпаясь, мы в ясную погоду видим горы. (фотография)

С2

Учитель

А как называются эти горы? (Кавказские горы). Вы не хотели бы туда отправиться? А кто хочет побывать в Сочи?  Хорошо. Давайте совместим эти два желания.  

  Прежде чем отправиться в путь, определим маршрут. Что означает это слово? (определение в словаре)

С. 3

  Учитель

Я предлагаю следующий маршрут: Кавминводы, Приэльбрусье, горы Казбек, Эльбрус, долины рек Дарьял и Терек, затем через перевал выход к Черноморскому побережью Кавказа (Сочи)

Давайте соберем рюкзак. Что мы возьмем с собой? (собрали).

  Учитель

А для того, чтобы наше путешествие было интересным, мы возьмем с собой произведения писателей, воспевших красоту Кавказа. Они научат нас любоваться природой, чувствовать ее красоту и величие.

С.4

Произведения Льва Толстого, М.Лермонтова, А. Пушкина, Юрия Визбора, В. Высоцкого, К.Кулиева, А.Якушевой, И.Тургенева…сделают наше путешествие незабываемым.

Туристы во время походов ведут дневники, в которые записывают самые яркие впечатления, чтобы, вернувшись, вновь и вновь мысленно возвращаться в те места, которые особенно понравились и запомнились. Вы тоже будете вести дневник туриста. Он лежит перед вами  на столе. В дневник вы будете записывать имена поэтов и писателей, названия мест, свои впечатления.

С5

Учитель

Итак, наш путь лежит в район Кавказских Минеральных вод.

С6

Здесь мы увидим горы Машук и Бештау. И вот перед нами Пятигорск.  Очень давно, еще в 19 веке, великий русский поэт М. Ю.  Лермонтов так описал это место.  

С7

  Ерем

Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.

Сергей

 Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый БЕШТАУ  синеет, как "последняя туча рассеянной бури"; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа».

С8

  Данил

А там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом... Весело жить в такой земле!

С9

Учитель

Этот район богат целебными источниками (источники). Здесь витает романтический дух горцев, а земля источает живительную силу бьющими из глубины источниками  Вот как описал эти источники Л.Толстой в повести «Казаки»

 

 Валя

  Здесь чудесные виды, начиная с той местности, где самые источники; огромная каменная гора, камни громоздятся друг на друга; иные, оторвавшись, составляют как бы гроты, другие висят на большой высоте, пересекаемые потоками горячей воды, которые с грохотом срываются в иных местах и застилают, особенно по утрам, верхнюю часть горы белым паром, непрерывно поднимающимся от этой кипящей воды. Вода до такой степени горяча, что яйца свариваются (вкрутую) в три минуты.

С10

 Учитель

Давайте посетим один из бюветов  и выпьем по стакану минеральной воды.

А сейчас мы поднимемся на самую высокую вершину КМВ - Бештау  и полюбуемся открывшимся видом.

Учитель

Лев Толстой, когда прибыл служить на Кавказ, увидел эту  чудную картину…

    Юля

Чисто белые громады с их нежными очертаниями и причудливую, отчетливую воздушную линию их вершин и далекого неба. И когда он понял всю даль между ним и горами и небом, всю громадность гор и когда почувствовалась ему вся бесконечность этой красоты, он испугался, что это призрак, сон. Он встряхнулся, чтобы проснуться. Горы были все те же.

С12

Учитель

М. Лермонтов с детства полюбил Кавказ, бабушка привозила его в Пятигорск, чтобы он окреп и набрался сил.

   Иосиф

Еще ребенком, робкими шагами
Взбирался я на гордые скалы,
Увитые туманными чалмами,
Как головы поклонников  аллы.
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы,
Я в гости к ним летал мечтой послушной
И сердцем был – товарищ их воздушный.

Лермонтов написал о Кавказе великолепные стихи.

  С.13

 Ваня

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз.
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

   Симак

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!.. 

   С.14

Настя

Люблю я цепи синих гор,
Когда, как южный метеор,
Ярка без света и красна
Всплывает из-за них луна,
Царица лучших дум певца
И лучший перл того венца,
Которым свод небес порой
Гордится, будто царь земной.

   Аня

Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Вы взлелеяли детство мое;

Вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали,

Вы к небу меня приучили, и я с той поры

Всё мечтаю об вас да  о небе.

С14

   Лена

Престолы природы,

С которых ,  как дым, улетают громовые тучи,

Кто раз лишь на ваших вершинах

Творцу помолился,

Тот жизнь презирает,

Хотя в то мгновенье гордился он ею!

.С15

   Петя

Как я любил твои бури, Кавказ! те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью.

С16

  Наташа

Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит. Пора в путь…Мы подходим в грозной реке Терек. Терек - это одна из горных рек, берущая начала с гор Кавказа, которая несёт свои воды в Каспийское море.

  Учитель

Издавна казаки слагали песни о ней. Более 200 лет живут на этой земле казаки. Их  называю терскими, по названию этой могучей реки. Казаки поселились здесь по приказу генерала Ермолова, их станицы и крепости составили Азово-Моздокскую укрепительную линию. Здесь казаки служили Отечеству, защищая его южные рубежи. У казаков сложилась самобытная культура, особенно хороши их песни…

С.17

Казачья песня

То не зверь в траве зеленой…

Учитель

В стихах Лермонтова тоже говорится о Тереке.

С.18

Ерем 

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:

"Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить я готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал".

С19

Валя

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.

В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна как ангел небесный,
Как демон коварна и зла.

И там сквозь туман полуночи
Блистал огонек золотой,
Кидался он путнику в очи,
Манил он на отдых ночной.

С20

Учитель

Не одно столетие в этих местах стоят родовые башни горцев.  Двинемся в путь, перед нами красавец Казбек. Гора Казбек относится к горам пятитысячникам, имеет высоту 5034 м.  Казбек- гора вулканического происхождения. Она является потухшим вулканом.

Многие горцы называют этим именем своих сыновей, желая им силы, красоты и долголетия. 

А так писал об этой горе М.Ю.Лермонтов.

С21

  Артем

Спеша на север из далека,
Из теплых и чужих сторон,
Тебе, Казбек, о страж востока,
Принес я, странник, свой поклон.

Чалмою белою от века
Твой лоб наморщенный увит,
И гордый ропот человека
Твой гордый мир не возмутит.

  Тимур

Молю, да снидет день прохладный
На знойный дол и пыльный путь,
Чтоб мне в пустыне безотрадной
На камне в полдень отдохнуть.

Молю, чтоб буря не застала,
Гремя в наряде боевом,
В ущелье мрачного Дарьяла
Меня с измученным конем,

Учитель

Когда смотришь на эту вершину, вспоминаются стихи известного аварского поэта Расула Гамзатова:

С22

  Ерем

 «Я спросил на вершине,
Поросшей кизилом: 
«Что мужского достоинства 
Служит мерилом?
«Отношение к женщине», -
Молвило небо в ответ.
«Чем измерить,- спросил я
У древней былины, - 
Настоящее мужество
В сердце мужчины?»
«Отношением к женщине», -
Мне отвечала она.
«Чем любовь измеряется 
Сердца мужского? »
«Отношением к женщине…»

С23

Учитель

Так он пишет о своем родном селении Цаде.

 Наташа

«Цада… Семьдесят теплых очагов. Семьдесят голубых дымков, поднимающихся в чистое высокогорное небо. Белые сакли на черной земле. Перед аулом, пред белыми саклями зеленые плоские поля. Позади аула поднимаются скалы. Серые утёсы столпились над нашим аулом, словно дети, собравшиеся на плоской кровле, чтобы смотреть вниз, на свадебный двор»

С24

Ваня

Там уже поблекшие долины

Там деревья голы как рога

Там высоких гор верблюжьи спины

И потоков горных берега

С25

Учитель

Ребята, знаете ли вы, кто такие барды?

С26

Учитель

Юрий Визбор был самым известным бардом современности. Вот какие стихи он посвятил этому краю

С27

Лена М

Я помню тот край окрыленный,
Там горы веселой толпой
Сходились у речки зеленой,
Как будто бы на водопой.
Я помню Баксана просторы,
Вершины в снегу золотом.
Ой, горы, вы синие горы,
Вершины, покрытые льдом.

С28

Учитель

Перед нами Эльбрус. Гора Эльбрус- это высочайшая вершина Кавказских гор и нашей страны. Эльбрус имеет высоту 5642 м. Это потухший вулкан. В любое время вулканическая деятельность может возобновиться.  

Утром нам предстоит восхождение на Эльбрус, поэтому нам необходимо хорошо отдохнуть. Держим путь к лагерю альпинистов.

С29

Учитель

Кто такие альпинисты? ( На экране самые известные альпинисты, покорившие величайшие вершины мира).

С30

Букреев: - «Я прочитаю стихи моего дяди Анатолия Букреева, покорившего Эльбрус и другие величайшие вершины мира».

 

Горы имеют власть звать нас в свои края.
Это уже не страсть - это судьба моя.
Тянутся к высоте люди большой души.
Вы не жалейте тех, кто не пришёл с вершин.

Учитель

Красота  какая!!

Вспоминаются стихи А.С. Пушкина.

С31

Ксюша

Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков,
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый
Белел на небе голубом.

С32

Учитель

Мы сидим у костра и слушаем песни Владимира Высоцкого об альпинистах ( песня из фильма «Вертикаль»)

Учитель

Близится  ночь, она очень похожа на ту, которую описал А.Пушкин.

 Милана

С33

Всё тихо — на Кавказ идёт ночная мгла,
Восходят звёзды надо мною.
Мне грустно и легко — печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою.

Учитель

А  М.Ю.Лермонтов писал:

С34

 Букреев

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
 Учитель

Рассвет в горах особенно прекрасен, вот как описал его М.Ю.Лермонтов

С35

   Наташа

Светает — вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там:

 

Учитель

Утро. Нам предстоит восхождение с опытным инструктором. Кто отважится покорить вершину? Вспомним  строки Ю.Визбора.

   С36

  Петя

Вот это для мужчин - рюкзак и ледоруб.
И нет таких причин, чтоб не вступать в игру,
А есть такой закон: движение вперед,
И кто с ним не знаком, навряд ли нас поймет

Учитель

Мы на вершине... Под нами седой Кавказ.

 С.37

Влад К

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

С.38

Влад Х

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады

 С39

 Учитель

Здесь, на вершине Эльбруса, приходят на ум строки из стихотворений известного балкарского поэта Кайсына Кулиева.

  Айкануш

Всё потонуло в снежной белизне.
Стоят деревья тихо и сурово.
Так тихо всё вокруг, что страшно мне
Вдохнуть неловко иль промолвить слово.

 Сергей

Когда я говорю с горами,
Я с целым миром говорю.
Мне внемлет дерево, и камень,
И свет, рождающий зарю.

С40

Учитель

Мы покорили знаменитый Эльбрус… Покидаем гостеприимную Кабардино-Балкарию и попадаем в Карачаево-Черкесию. Перед нами Архыз, край нетронутой  кавказской природы и памятников старины.

Здесь мы увидим древнейшие христианские храмы. Они были построены еще до принятия Русью христианства. Именно здесь приходят на ум  бессмертные строки М.Ю.Лермонтова

С41

Денис

В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.

И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.

С42

Учитель

Направляемся в Теберду. Наш путь пролегает мимо села, названного в честь осетинского поэта  Косты Хетагурова.

Послушаем его стихи:

Тимур

Над нами плыл месяц и звезды мерцали,

Заснуло село за рекой,

Прибрежные ивы чуть-чуть трепетали,

Волна чуть шепталась с волной.

Симак

Взгляни на мир, на всю природу,

Как жизнь, согретая лучом

Весенним. Рвется на свободу

Неудержимым бьет ключом.

С43

Учитель

  Теберда́ — курортный город в Карачаево-Черкесии, это настоящий центр туризма, с целебным горным воздухом, изумительными пейзажами, разнообразным растительным и животным миром. Этот город расположен на реке Теберда.

Так пишет о ней Юрий Визбор.

  Олеся

Теберда, Теберда, голубая вода,
Серебристый напев над водой.
Теберда, Теберда, я хотел бы всегда
Жить в горах над твоею волной.
Теберда, Теберда, голубая вода,
Нет красивей твоих тополей.
Я б остался всегда коротать здесь года,
Если б не было русских полей.

С44

Учитель

В Теберде находится знаменитый заповедник, по навесному мосту через реку Теберду заходим на его территорию. Здесь охраняются  тур, кавказский тетерев, лесной кот, соня-полчок , чёрный дрозд, рысь, бурый медведь, мохноногий сыч, альпийская галка, чёрный гриф, снежная полевка, серна, белозобый дрозд и растительность Кавказа. 

С45

Учитель

Дальше наш путь лежит в знаменитый на весь мир Домбай. Домбай – горнолыжный курорт с уникальными горноклиматическими свойствами. Как переводится это слово?  В переводе с осетинского  языка это слово означает «богатырь»

С46

Учитель

Здесь, в этом красивом месте, сделаем привал и послушаем «Домбайский вальс» Юрия Визбора.

 Так красиво вокруг, что хочется взять бумагу и краски и запечатлеть все. Многие художники изображали удивительную природу Кавказа.

С47

Ксения

(Ада Якушева)

Мой друг рисует горы
Далекие, как сон -
Зеленые озера,
Да черточки лесов.


А рядом шумный город,
Стена со всех сторон -
И друг рисует горы,
Далекие, как сон.

  Учитель

Отправляемся в путь…

 Иван Сергеевич Тургенев написал стихи, которые удивительно точно выражают наше настроение

С48Артем

Я шел среди высоких гор,

Вдоль светлых рек и по долинам…

И все, что ни встречал мой взор,

Мне говорило об едином:

Я был любим! Любим я был!

Я все другое позабыл!

С 49

Маскалик Лена

Сияло небо надо мной,

Шумели листья, птицы пели…

И тучки резвой чередой

Куда-то весело летели.

Данил

Меня несла, несла волна,

Широкая, как волны моря!

В душе стояла тишина

Превыше радости и горя…

Едва себя я сознавал:

Мне целый мир принадлежал!

С50

Учитель

Преодолеваем Клухорский перевал и оказываемся на

Черноморском побережье  Кавказа.  Перед нами  Сочи. Почему этот город известен во всем мире?

С 51

Учитель

Послушаем шум прибоя и попробуем ответить на вопрос  Булата Окуджавы: « Море существует для чего?»

  Аня

Море существует для чего? 
Море существует для того, 
Чтобы нам глядеть -- не наглядеться 
На красоты вечные его. 
Мальчики и девочки, 
С крыльями и без, 
В трудный час решения, 
В главный час -- 
Выбирайте море 
Среди всех чудес. 
И вы не пожалеете, 
Уверяю вас.

 
Учитель

Так для чего же существует море?

Известный бард Юрий Ким тоже согласен с вами
Чудное море, Черное море.
О, этот блеск плюс плеск близкой волны.
Мы окунулись - раз - в Черное море

И оказались, точно негры, черны.

С52

Учитель

Подходит к концу наше путешествие, пора домой…Кто любит путешествовать на поезде? Наш ждет поезд «Адлер – Владикавказ», занимайте места…(звучит песня)

Учитель

И вот наш родной город, его история славная и героическая. Возникновение  нашего населенного пункта связано со строительством Азово-Моздокской линии в1777 году для защиты южных границ России. Эта линия состояла из 10 крепостей, в числе которых была  крепость Павловская, названная в честь святого апостола Павла.

С53

  Наш город  имеет свой герб, флаг и  гимн. О нашем городе тоже слагались песни.  С54 Казачья песня

Учитель

Вот и закончилось наше путешествие…

Подведем итоги.

Вспомните, какие поэты и писатели  сделали наше путешествие незабываемым?

Что Вам особенно запомнилось в путешествии?

Слова  какого поэта или писателя запали вам в душу и заставили по-новому взглянуть на нашу малую родину?

Я бы хотела, чтобы каждый из вас дома написал небольшое сочинение  « Моя малая родина в изображении поэтов и писателей»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы МО учителей русского языка и литературы на 2014-2015 уч. г.

Данный материал содержит план работы МО учителей русского языка и литературы.  В плане представлены методическая тема МО учителей русского языка и литературы, цель и задачи  работы, направле...

План работы МО учителей русского языка и литературы на 2014-2015 уч. г.

Данный материал содержит план работы МО учителей русского языка и литературы.  В плане представлены методическая тема МО учителей русского языка и литературы, цель и задачи  работы, направле...

План заседаний межшкольного методического объединения учителей русского языка и литературы на 2014-2015 учебный год

Планирование работы межшкольного методического объединения - очень важный этап в успешной работе учителей методического объединения. От него во многом зависит решение задач, стоящих перед образователь...

Аналитическая справка учителя русского языка и литературы за 2014-2015 учебный год 1 полугодие

Аналитическая справка учителя русского языка и литературы за 2014-2015 учебный год   1 полугодие...

Отчёт о проделанной работе учителя русского языка и литературы за 2014-2015 у.г.

В отчёте говорится о проделанной работе учителя русского языка и литературы  за 2014-2015 учебный год....

К конкурсу "Лучший учитель родного языка и литературы"

Аналитическая справка о работе учителя, информационная карта, эссе...