Написание сочинения -рассуждения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Алексеева Елена Анатольевна

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Пишем сочинение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sochinenie_-rassuzhdenie.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обучение написанию сочинения –рассуждения

Цели:

1.Знать критерий написания сочинения – рассуждения части С ЕГЭ по русскому языку.

2.  Научиться определять проблему текста, формировать навыки написания сочинений-рассуждений на основе заданного текста.
3.  Развивать творческие способности старшеклассников.

Ход урока:
I.  Оргмомент.
  Самое главное в работе над сочинением-рассуждением знать критерий оценивания. Для начала главное умение, которому мы сегодня должны научиться,- это определение проблемы. Это первое, что вы должны сделать, в первый раз читая текст. Проблема текста – это предмет рассуждения автора. Но проблему необходимо не только выявить, но и правильно сформулировать. Ёе вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.

- Какие типы проблем вы знаете?

Одиннадцатиклассники перечисляют типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические.

 

- Алгоритм написания сочинения.

 выявление темы

( о чем текст)

  • Ключевые слова
  • ( -…вот тема, к которой обращается автор текста
  • -Автор посвящает статью…;
  • - автор обращается к актуальной теме-теме…)

Проблема-

  •  (от греч.)-задача-вопрос, требующий изучения.
  • Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в Р.п;
  • Проблем может быть несколько;
  • Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего
  • Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема+сущ. в Р.П.», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции

Возможные проблемы:

- проблема исторической памяти   ( зачем человеку хранить память о прошлом?);

  • - истоках, о своем детстве (почему, повзрослев, человек ощущает проблема отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом?);
  • - памяти о своих связь с домом проблема своего детства?);
  • - проблема человека перед самим собой (может ли человек свободным от общества, от других прочности человека ( почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую нравственной проявляется нравственная сущность человека?);
  • - проблема ответственности людей?);
  • - проблема выбора профессии с учетом личных интересы?) и общественных интересов ( могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные


В комментарии не должно быть:

-пересказа исходного текста или его части.

-рассуждений по поводу всех проблем текста.

-комментариев о действиях героев текста.

-избегать повторов слова «проблема».

-не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема  того, что …», «проблема о мужестве и стойкости….»

Определяем авторскую позицию:

-Авторская позиция в публицистическом стиле обозначена прямо, ее легко обнаружить;

-Авторская позиция в художественном стиле может быть прямо не заявлена .

Автор может:

Посвящать свою статью

Решать заявленную проблему

Ставить ряд нравственных вопросов, требующих немедленного ответа

Передать глубину проблем (чувства, идеи, раздумий, размышлений)

Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни

Призывать нас к…

Говорить с тревогой о наболевших проблемах и тд.

Поработаем с текстом Алексина.

(1) Писатель живёт ради них, своих читателей и зрителей. (2) В романах, повестях, рассказах автор непременно – порою даже непроизвольно – делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.
(2)  Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. (4) Один из читателей в своём письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого я и сейчас с уверенностью назвать не могу:

                    (5)А люди ищут счастья,
Как будто 
        Счастье,
        Счастье есть.

  (6) Многие, очень многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»? (7) Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. (8) Отвечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. (9) Как говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас всё хорошо?» (10) Разве хоть у  кого-нибудь и когда-нибудь бывает всё хорошо?!
  (11) А если бы вдруг и было… (12) Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье – это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (13) Ведь если даже у вас всё вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические муки… (14) Классики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. (15) Они постигли непостижимые сложности бытия. (16) Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? (17) Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (18) Под волей он разумел свободу. (19) Лермонтов искал «свободы и покоя» - и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. (20) Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподобился тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!» (21) «Покой нам только снится…» - через много лет печально констатировал Александр Блок. (22) Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже не снится. (23) Но всё же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворительный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям. (24) Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто. (25) Принято считать Гёте баловнем судьбы. (26) А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь свою прочитал счастливой. (27) Вот вам и «абсолютно»!
(28) На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:
(29)  Ты жизнь мне дал,
         Но счастья не дал.
              (30)     Ты сам на свете был гоним,
                                    Ты в жизни только зло изведал…
  (31) Тяжко приходилось бессмертным. (32) «В жизни только зло изведал…»…(33) Это относилось и к самому поэту. (34) Но сколько мудрости и света подарил он людям?!
(По А.Алексину)
III. Определение проблемы данного текста.

- Обратите внимание, что на определение проблемы указывают ключевые слова. Назовите их.
- Счастье, понятие «счастье», абсолютно счастлив, бездумное, безграничное, беспечное счастье. А в стихотворении М.Ю. Лермонтова используется контекстуальный антоним «зло».
-Выявите основную мысль текста. На какой вопрос пытается ответить в тексте Анатолий Алексин?
-Что являет собой в реальности понятие «счастье»?
-Это и есть проблема, поставленная автором перед читателем.
-А какова позиция писателя, т.е. как он сам отвечает на этот вопрос?
-(8) Абсолютно счастливым не бывал никогда (12). Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье – это, на мой взгляд, безнравственно и грешно.
-Вот мы и определили проблему и позицию автора.
-А к  какому типу проблем можно отнести данную проблему?
-Эта проблема текста является философской, потому что относится к общим вопросам развития общества любого человека.
IV Построение композиции сочинения
1.Небольшое вступление от трёх до пяти предложений.
2. Проблема.
3. Комментарий к проблеме.
4. Позиция автора.
5. Собственное мнение.
6. Аргумент 1.
7. Аргумент 2.
8. Вывод.
V.  Написание фрагмента сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)...

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в системе ЕГЭ...

Специальный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста"

Курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста" - это  специальный курс  для учащихся старших классов, готовящихся к ЕГЭ. Изучение курса позволит старшеклас...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...