конспект урока
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

Файзуллина Зиля Рафиковна

по учебнику Ладыженской Т.А. и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14_urok-dialog.doc70 КБ
Файл 14_urok_-_dialog.pptx812.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 14, РЯ – 7 кла. Тема: «Диалог как текст. Виды диалогов.

ЦЕЛИ: 1. Продолжить знакомство учащихся с прямой речью.

  1. Учить правильно расставлять знаки препинания при диалоге.
  2. Учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог. 4.Обогащать словарный запас учащихся.
  1. Развивать навыки работы в парах.
  2. Развивать умение формулировать мысль, выбирать главное.
  3. Воспитывать культуру общения: привести учащихся к убеждению, что нужно быть воспитанным, обходительным и вежливым собеседником.

Планируемые результаты:

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования диалога

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности

ОТРАБОТАТЬ УМЕНИЯ: правильно определять границы реплик в диалоге, ставить знаки препинания, составлять диалог на заданную тему.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа-проектор, презентация, DVD - диск с мультфильмом, рабочие тетради, учебник, тетради-справочники, карточки-схемы, карточки с индивидуальным заданием.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Минутка приятных воспоминаний.

- Предлагаю вам закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.

- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.

  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПРОШЛЫХ УРОКАХ
  1. Индивидуальная работа на карточках. (Приложение 1)
  2.  В это время для остальных учащихся устный фронтальный опрос по теме «Прямая речь и косвенная речь». Вспоминаем материал предыдущих уроков:

Слайд 2

- Что такое «прямая речь»?

(Прямая речь - это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.)

- Как на письме обозначается, выделяется «прямая речь»?

(Прямая речь выделяется кавычками, первое слово ее пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков - тире.)

  1. Сравнение прямой и косвенной речи.

Слайд 3 - записана фраза И.С.Тургенева двумя способами:

  1. «Русский язык - великий дар великому народу», - сказал И.С. Тургенев.
  2. И.С.Тургенев сказал, что русский язык - великий дар великому народу.

Учащиеся читают, анализируют и делают вывод о том, что 1 фраза наиболее точная и выразительная, потому что в ней использована прямая речь.

  1. Работа с карточками-схемами (карточки изготовлены учащимися к предыдущим урокам и сейчас активно используются для оперативного контроля).

(Учащиеся поднимают схему, которая строго соответствует предложению, озвучивают их, т.е. «читают» схему прямой речи.)

Рабочий материал:

  1. Зайчик смотрит на меня и будто просит: «Не выдавай меня собакам!» А: «П!»
  2. «Пускай живет, зайчат уму-разуму учит,» - подумал я. «П,»-а.
  3. Я успел крикнуть ему вслед: «Только не беги!» А: «П!»
  4. «Почему вы выбрали это место?» - поинтересовался Иван. «П?» - а.
  5. Живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Порядочный человек». А: «П».
  6. «Среди вас не должно быть белоручек,» - сказал Витин дедушка. «П,» - а.
  7. Народная мудрость гласит: «Доброе слово лучше всякой ласки». «П,»-а.

Дополнительным к этому является такое задание:

- Придумать предложения именно на морально-этическую тему по примеру последнего предложения.

  1.  РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

1. Просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик. Фильм - «Подарок»

 -Мы посмотрели и прослушали небольшой разговор.

-Сколько лиц участвовало в разговоре?

 (Двое: Лунтик и Кузя)

 - Какова была тема этого разговора?

 (Подарок для близкого человека)

Основные понятия сегодняшнего урока:

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

 Реплика – слова каждого лица в диалоге.

2. Постановка проблемы.

- Как вы уже догадались, тема нашего сегодняшнего урока «Диалог». Но я вам предлагаю к концу нашего урока определить дополнительную тему, исходя из тематики упражнений и тем диалогов, рассматриваемых на уроке.

3. Словарная работа. Запись в словарики

Слайд 4 - Диалог - диа - два логос - слово (греч.)

4. Работа с теоретическим материалом учебника п. 49 с. 103

5. Знаки препинания при диалоге.

  • Диалог на письме выделяется почти так же, как и прямая речь, но есть и отличия:
  • отсутствуют кавычки;
  • каждая реплика пишется с начала строки и перед ней ставится тире.

Слайд 5

  1. ФИЗМИНУТКА.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

1. Работа с дидактическим материалом. (Приложение 2)

Слайд 6

- Прочитайте стихотворение, определите его главную мысль, рассмотрите особенности диалога.

  • В каких репликах диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?
  • Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?
  • Как это отразилось в пунктуации диалога?
  • Выпишите предложение с обращением. Постройте схему.
  1. Работа с учебником. Упр. 245 (письменно) - самостоятельно, с последующей

взаимопроверкой.

  1. Развитие речи. Ролевая игра. Составление устных диалогов.
  • 1 группа  Упр. _
  • 2 группа  Упр. _
  • 3 группа  Упр. _

 

Рассуждение о необходимости использования в диалоге «слов вежливости».

 (См. учебник с. _______, Упр__)

( Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться. Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, вспомни слова пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо. По окончании разговора не забудь попрощаться.)

  1. Решение речевых задач в игровой форме.

Ученики выбирают карточки, на которых с обратной стороны написаны проблемные речевые ситуации. (Приложение 3)

  1. Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.
  2. Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.
  3. Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.
  4. Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?
  5. Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.

Учащиеся обыгрывают эти ситуации, показав самое главное - как вежливо вести диалог.

  1. Работа с учебником ( Упр.274) – письменно.

Разбираем диалог коллективно. Запись на доске первых двух реплик. Остальные предложения самостоятельно.

  1. ИТОГИ УРОКА.

Слайд 7

- Продолжите фразу: «Сегодня я узнал(а), что…

- Чем отличается прямая речь от диалога? (см. на доске схемы знаков препинания при прямой речи и при диалоге )

 - Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?

- Какие правила важно соблюдать при диалоге особенно с незнакомыми людьми, людьми старшего возраста?

Слайд 8

- Какие «волшебные» слова необходимо использовать в устном диалоге?

- В начале урока я просила вас определить дополнительную тему урока. Какая это тема?

(«Нужно быть вежливыми», «Будьте вежливы» и т.п.)

Слайд 9

  1. КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 Слайд 7

  1. группа - Выписать отрывки из сказок, где встречается диалог.
  2. группа – Упр_________
  3. 3 группа – составить диалог на тему «На уроке»

Приложение 1

_______________________________________________________________________

Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания при прямой речи. Построить схему предложения.

Незнакомец спросил с .рдито Который час. Мальчик испуг..нно прош..птал Не знаю.

__________________________________________________________________

Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания при прямой речи. Построить схему предложения.

Смотрите, в неб . журавли закричал кто-то. Возвращайтесь к нам в..сной кр .чали вслед журавлям р..бята.

___________________________________________________________________

Приложение 3

  1. Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.

_________________________________________________________________

  1. Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит булка хлеба.

_________________________________________________________________

  1. Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.

_________________________________________________________________

  1. Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?

_________________________________________________________________

  1. Телефонная справочная служба. Задайте нужный вопрос.

_________________________________________________________________

Приложение 2

АНАЛИЗ ТЕКСТА

  • Прочитайте стихотворение.
  • Определите его главную мысль.
  • Рассмотрите особенности диалога.

Ёж фонарик не включил

Из лесной гнилушки

И на ёлку наскочил

Ночью на опушке.

  • Как твои иголки? –

      Ёж спросил у елки.

  • Все целы. А как твой нос?
  • Целый! - Ёжик произнес.
  • Извини! - промолвил Ёж,

 Еле сдерживая дрожь.

- Извини и ты, сосед, -

Ёлка скрипнула в ответ.

Ёж и ёлка при ночной Встрече на опушке

 Не сказали ни одной Колкости друг дружке.

  • В каких реплика диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?
  • Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?
  • Как это отразилось в пунктуации диалога?
  • Выпишите предложение с обращением. Постройте схему.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

7 класс

Слайд 2

Вопросы для повторения: Что такое прямая речь? Из каких частей состоит предложение с прямой речью? Какое место в предложении могут занимать слова автора и прямая речь? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит ПЕРЕД словами автора? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит ПОСЛЕ слов автора?

Слайд 3

« Русский язык – великий дар великому народу,» – сказал Иван Сергеевич Тургенев. И.С. Тургенев сказал, что русский язык – великий дар великому народу .

Слайд 4

Словарная работа ЗАПИШЕМ В СЛОВАРЬ: Диалог – « диа » - два, логос – «слово» (разговор двух или более лиц) Реплика

Слайд 5

Знаки препинания при диалоге 1 . А: «П.» А: - П. 2. «П,» – а. - П,- а.

Слайд 6

Вежливость… Ёж фонарик не включил Из лесной гнилушки И на ёлку наскочил Ночью на опушке. - Как твои иголки ? - Ёж спросил у ёлки. - Все целы. А как твой нос? - Целый! – ёжик произнёс. - Извини! – промолвил ёж, Еле сдерживая дрожь. - Извини и ты, сосед,- Ёлка скрипнула в ответ. Ёж и ёлка при ночной Встрече на опушке Не сказали ни одной Колкости друг дружке.

Слайд 7

Чему я научился сегодня на уроке? Как можно определить вторую тему сегодняшнего занятия?

Слайд 8

СЛОВАРЬ «ВОЛШЕБНЫХ» слов Пожалуйста Извините Будьте добры Спасибо До свидания Здравствуйте

Слайд 9

БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...