Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Горячева Светлана Владимировна

Конспект урока в в 8 классе по теме "Строение и грамматичекое значение словосочетаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_konspekta_uroka_v_8_klasse.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока (занятия или другого режимного момента).

Аттестуемый педагог (ФИО) Горячева Светлана Владимировна

_____________________________________________________________________________

Предмет  Русский язык

_____________________________________________________________________________

Возраст учащихся: класс (группа)  8 класс

Тема урока (занятия)  Строение и грамматическое значение словосочетаний

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(При  написании  конспекта  урока (занятия)  на  каждом  из  его  этапов  необходимо  отразить  цель деятельности  педагога  и  учащегося, методы и способы достижения поставленной цели, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса (группы))

Цель урока (занятия) -  создать условия для выявления обучающимися особенностей словосочетаний, их строения и грамматического значения

Задачи:

Образовательные: формирование навыка вычленения словосочетания из предложения

Развивающие: развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний, совершенствование навыков работы на компьютере.

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, умение объективно оценивать свои знания, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, практическая работа.

 Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия);
  • определение цели, которую педагог  хочет достичь на данном  этапе урока (занятия);
  • описание методов организации работы учащихся (воспитанников) на начальном этапе урока (занятия), настроя учащихся (воспитанников) на учебную деятельность (или др. деятельность), предмет и тему урока (занятия) (с учетом реальных особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог)

Цель: настроить учащихся на позитивную плодотворную работу на уроке. Проверить готовность учеников к уроку, состояние кабинета рабочих  мест.

Эпиграф:

Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку.

Человек, равнодушный к своему языку.- дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.  

К.П.Паустовский.

2.

Опрос учащихся (воспитанников) по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала), включающий:

  • определение цели, которую педагог ставит перед учащимися (воспитанниками) на данном  этапе урока (занятия) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками));
  • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном  этапе урока (занятия);
  • описание методов, способствующих решению поставленной цели;
  • описание критериев достижения цели данного этапа урока (занятия);
  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся (воспитанникам) не удается достичь поставленной цели;
  • описание методов организации совместной деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе опроса;
  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся (воспитанников) в ходе опроса.

Цель :

повторение сведений о словосочетании, полученных школьниками в предшествующие годы обучения, развитие орфографической зоркости.

Фронтальная беседа, использование ИКТ

Беседа с классом. (1 слайд) -  1 группа

  • Вспомните, что такое словосочетание, чем оно отличается от слова?
  • Из каких частей состоит?
  • Какие виды словосочетаний вы знаете?
  • Как определяется вид словосочетания?
  • Приведите примеры?

Работа с текстом.(2 слайд)  2 группа

(запись  текста под диктовку с объяснением выбора встретившихся в нем орфограмм.)

Гроза проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только ан небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии. Они не столько вспыхивали, сколько слабо трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы, и не прекращались ни на мгновенье.

С приближением утреннего солнца бледнели и сокращались молнии.

Они вздрагивали все реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим светом  возникавшего дня. (по И.С.Тургеневу)

  • Озаглавьте текст, определите тип речи.
  • Какие  слова несут в тексте основную смысловую нагрузку? (Глаголы).

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия));
  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);
  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
  • описание форм и методов изложения нового учебного материала;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), в котором(ой) работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся (воспитанников) к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе освоения нового учебного материала.

Цель: показать ученикам строение словосочетаний, научить выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение, делать  схемы, научить

отличать от слова и предложения.

:( 3 слайд) Сравните слова и  словосочетание:

Трепетали - слабо трепетали;

вспыхивали -  непрерывно  вспыхивали, вспыхивали на небе;

 молнии - неяркие молнии, разветвленные молнии.

  • Что вы заметили? (Словосочетание конкретнее, образнее, точнее, чем слово, называет предметы, действия и признаки.)

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о строении и грамматическом значении словосочетаний. Запишите, пожалуйста, к себе в тетрадь словосочетание  

Холодная осень. Давайте определим главное слово в этом словосочетании, зададим вопрос от главного слова к зависимому.

- Какой частью речи выражено главное слово?

-   Именем существительным

- Какой частью речи выражено зависимое слово?

 - Именем прилагательным.

    *

Сущ.+ прил.   _____________ строение словосочетания

Предмет + признак ______________ грамматическое значение словосочетания

Вывод:  Записывается опорная схема в тетрадь

 С.Т.Р. – из каких частей речи состоит словосочетание

Г.З.- что обозначает каждая часть речи.

                         ВИДЫ   СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия);
  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);
  • описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся (воспитанников), с которыми работает педагог;
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися (воспитанниками) нового учебного материала;
  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся (воспитанников) не освоила новый учебный материал.

.  Цель:формирование навыка вычленения словосочетания из предложения, подбора синонимичных словосочетаний как средство выразительности речи, обогащения ее

Ребята, давайте обратимся к тексту на втором слайде

  • Назовите словосочетания, с помощью которых писатель:
  • 1. «рисует» молнии;

      2. передает движение, динамику  грозы.

(Выписываются несколько словосочетаний.

Первая  строчка – заголовок - заполняется только после определения вида словосочетаний, помещенных в данной колонке.)

                                                     Словосочетания.

          именные

                                       глагольные

                     х

Длинные молнии

                 х

(прил.+ сущ.;именное)

                               х

Разветвленные молнии

               х

(прич.+сущ.; именное)

                            х

Непрерывно вспыхивали

  х

(глаг.+ нареч.;глагольное)

        х

Вздрагивали реже

    х

(глаг. + нареч.; глагольное)

          х

Вспыхивали в небе

    х

(глаг.+ сущ. с предлогом; глагольное)

          х

Не прекращались ни на мгновенье

      х

(глагол +сущ. с предлогом; глагольное)

  • Обратите внимание, что словосочетания каждой колонки имеют одинаковое строение и общее грамматическое значение, которое зависит от морфологической принадлежности главного слова.
  • Делаем вывод: глагольные словосочетания помогают выразительно описать действие, движение; именные – «рисуют», описывают предмет.

  • Какие средства выразительности использует И. С. Тургенев при описании грозы?

      (сравнения, олицетворения) .

  • Найдите в тексте слова по данным схемам:

           Существительное: приставка, корень, суффикс, окончание.

           Глагол: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание.

          Причастие: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание.

  • Составьте  с данными словами словосочетания, добавив уточнение названия предмета или действия; укажите главные и зависимые слова.

      Образец: предание(какое?) старинное; прервать(что? как?) разговор, неожиданно.

 Тренировочные упражнения.

  • Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам вставленных орфограмм.(4 Слайд)

 1. Крупный дождь в лесу зелен…м

     Прошумел по стройн…м кленам,

     По лесным цветам.

 2. Туча растаяла. Влажн…м теплом

      Веет весенняя ночь над селом;

      Ветер принос…т с полей аромат,

      Слабо алеет за степью закат.

                                      И. Бунин.

  • Выписать словосочетание и обозначить в них главные слова.
  • Что вы не выписали и почему?

   6. Работа с учебником. Выполнить упражнение 58, устно.

 

 7. Составьте словосочетания.

 Задайте вопросы от главного слова к зависимому. Запишите эти вопросы. (5 слайд)

Приближаться, аллея, к; ориентироваться, обстановка, в; беспокоиться, товарищ,о;

Опушка, роща; книга, библиотека, из; полезный, здоровье, для; проезжая, дорога, на.

8. Лексико – орфографическая работа.(6 слайд)

   Слова записываются в ученический словарь.

Иде –я («мысль»)

Иде –ал – «высшая цель», «совершенство», «образец».

Иде – ал – изиров – а – ть – «способность не замечать отрицательных сторон или черт кого- либо»: идеализация, идеализирование.

Иде – ал – изм – философское направление.

Иде – о – лог – «защитник, выразитель какой – либо идеологии».

Иде – о = логия – «система взглядов».

С данными словами составьте словосочетания или предложения

Итог урока.

Ребята, с чем мы познакомились сегодня на уроке?

Чем отличается словосочетание от предложения?

Каково строение и грамматическое значение словосочетаний?

Какие вы узнали виды словосочетаний пот главному слову?

Какие затруднения у вас возникли при работе со словосочетаниями?

5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку цели самостоятельной работы для учащихся (воспитанников) (что должны сделать учащиеся (воспитанники) в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом;
  • определение и разъяснение учащимся (воспитанникам) технологии успешного выполнения домашнего задания.

Цель для учащихся: отработать знания по данной теме

Цель для учителя: обеспечить понимание учащимися цели. Содержания и способов выполнения домашнего задания.

10. Домашнее задание:

 §7, упр. 53(устно), упр. 60(записать в ученический словарь все слова из рамочек, запомнить их написание)

Сильной группе учащихся  параграф 8, прочитать о видах связи в словосочетаниях.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Словосочетание, их строение и грамматическое значение

Презентация

Собственная разработка

2

Словосочетание, их строение и грамматическое значение

Образовательный информационный модуль

словарная работа

http://slovari.yandex.ru

3

Образовательный информационный модуль

эпиграф

http://www.aforism.su/avtor/518.html

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...