Знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Галлямшина Вероника Мензаировна

Знакомство с расстановкой знаков препинания при деепричастных оборотах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами

Цель: 
Обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте, закрепить умение обособлять их в предложении.

Задачи; 
1. Образовательная: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и причастии; о деепричастном и причастном оборотах; выработка практического умения находить деепричастный и причастный обороты и ставить знаки препинания при них; 
проверка умения различать деепричастные и причастные обороты. 
2. Развивающая: способствовать развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления, речи, формирование коммуникативных умений. 
3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к окружающим, друг другу; бережное отношение к природе на примере текстов из произведений художественной литературы. 
Оборудование: 
1. учебник 
2. презентация (АРМ) 
3. дидактический материал 
4. тесты для работы 
5. тесты для контроля 
Ход урока 
1. Оргмомент. 
Проверка готовности к уроку, объявление темы, цели, задачи, настрой.
2. Повторение. 
1) Беседа по тексту.
-Какой текст нравится больше? Почему? 
2) Словарная работа. 
Морфология, синтаксис, пунктуация, причастие, деепричастие, причастный оборот, деепричастный оборот. 
Опрос: 
-Что изучает морфология? 
-Что изучает синтаксис? 
-Что изучает пунктуация? 
-Определение причастия 
-Что такое причастный оборот? Когда он обособляется?
-Что такое деепричастие?(Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом) 
- Что такое деепричастный оборот? (Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами) 
- Может ли деепричастие употребляться в предложении, если в нём нет глагола-сказуемого? Почему? (Нет, так как деепричастие обозначает добавочное действие , а сказуемое – основное) 
- Кто(что) совершает основное и добавочное действие? (И основное, и добавочное действие совершает одно и то же лицо)
Деепричастие «причастно» к глаголу, к основному действию; без глагола сказуемого оно употребляться не может. Кроме того деепричастия как бы «дорисовывают движение», выраженное глаголом, украшают глагол, дополняют его другими действиями. (Слайд №5) 
3. Тренировочное упражнение. 
1. Указать предложения с деепричастным оборотом. ( Рабочий лист. Предложения раздаются каждому учащемуся на парту) 
1 вариант 
1) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке. 
2) Не замечая меня, лебеди плавали у берега. 
3) Отошедший от станции поезд затормозил. 
4) Наевшись, воронёнок успокоился. 
2 вариант 
1) Усеянное звёздами небо манило к себе. 
2) Потрескивая, горел костёр. 
3) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы. 
4) Чёрный дым, поднимавшийся из-за холма, застилал горизонт. 
(Правильные ответы: вариант 1 – 2; вариант 2 – 3) 
Взаимопроверка и определение правильных вариантов. (Работа в парах) 
2. Повторение материала об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов. 
Объяснить постановку знаков препинания в написанных предложениях. 
- В каких предложениях нет деепричастных оборотов, но есть одиночные деепричастия? (Вариант 1 – 4; вариант 2 – 2) 
- Что вы знаете о постановке знаков препинания в предложениях с одиночным деепричастием? (На письме деепричастия с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, и с одной стороны, если находятся в начале или в конце предложения (так же, как и деепричастный оборот)) 
4. Работа с текстом.
Ребята, перед вами текст. Прочитайте его, пожалуйста, знаки препинания не расставлены, от глаголов образуйте деепричастия.
А из города уже выступало неприятельское войско (греметь) в литавры и трубы и (подбочиниться) выезжали паны окруженные несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на ... таборы (грозить) (нацеливаться) пищалями (сверкать) очами и (блестеть) медными доспехами. <...>Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам (слиться) в беспрерывный гул; дымом затянуло все поле а запорожцы палили (не)переводить) духу. <...> Уже не видно было за великим дымом обнявшим то и другое воинство. 
Вопросы для обсуждения 
После образования деепричастий выдаются листы с текстом. После обсуждения ребята расставляют знаки препинания и проверяют. (Приложение «Тексты для работы») 
• Из какого произведения этот отрывок? Кто автор этого произведения? 
• Каков стиль этого отрывка? 
• Назовите глаголы, обозначающие основные действия. (Войско выступало, паны выезжали, отдавал приказы, стали наступать, понеслось, затянуло дымом.) 
• С помощью каких языковых средств автор уточняет действия, выраженные глаголами? (В тексте много деепричастий, основная функция деепричастий в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.) 
Задание. Выпишите из текста деепричастия совершенного (1 вариант) и несовершенного вида.(2 вариант) 
Совершенный вид 
подбоченившись – подбочениться 
слившись – слиться 
Несовершенный вид 
гремя – гремят 
грозя – грозят 
нацеливаясь – нацеливается 
сверкая – сверкает 
блеща – блестит (щ//ст) не переводя – не переводит 
Вопросы к заданию (пользуемся тетрадью по теории) 
• От основ каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида? 
• Выделите суффиксы, запишите исходные глаголы, выделите у них основу. 
• От чего зависит правописание гласной перед суффиксами у деепричастий совершенного вида? 
• Почему правописание гласной перед -вши- в деепричастии слившись не вызывает затруднений? 
Вопросы к тексту 
• Посмотрите, чем осложнено первое предложение текста. 
• Что такое деепричастный оборот? 
• Выпишите это предложение в тетрадь, найдите одиночное деепричастие, деепричастный оборот, обозначьте границы деепричастного оборота и подчеркните его как член предложения. 
• Давайте расставим остальные знаки препинания, которые необходимы в данном тексте. Объясните их постановку. 
• В предпоследнем предложении есть деепричастный оборот. 
• Почему между деепричастными оборотами сверкая очами и блеща медными доспехами запятая не ставится? 
5. «Грамматические орешки»
Исправьте грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота. Кто же разгрызет орешки? Да тот, кто ответит верно, объяснив принцип, по которому исправляем данные грамматические ошибки. 
Работаем с использованием синонимичных синтаксических конструкций. (Слайд № 
• 1) Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.- У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком. 
• 2) Сделав уроки, у меня заболели глаза.- Когда я сделала уроки, у меня заболели глаза. 
1. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 
2. Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами ночлежки. 
3. Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей. 
4. Услышав о разведке, Пете стало весело. 
5. Дойдя до реки, усталость овладела нами. 
6. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки. 
1) и 2) предложения разбираем вместе. Остальные предложения делают самостоятельно по вариантам: 1 вариант – 1, 3, 5 предложения, 2 вариант – 2, 4, 6 предложения. 
Проверь себя! 
1. Когда я прочитал пьесу, то представил образы персонажей. 
2. После просмотра постановки делаешь вывод о жизни за стенами ночлежки. 
3. Когда Давыдов приехал из города, перед ним возник ряд трудностей. 
4. Когда Петя услышал о разведке, ему стало весело. 
5. Когда мы дошли до реки, усталость овладела нами. 
6. Плывя в лодке, мы видели по берегам рек множество птиц. 
Какие знания нам помогли точно исправить ошибки? При выполнении задания необходимо учитывать, что основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету). 
6. Контроль знаний. Тест. (Каждому на парту). Приложение. 
7. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке. 
8. Домашнее задание. Выписать из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 3 предложения с причастными и 3 предложения с деепричастными оборотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Урок в 6 классе с использованием мнемотехнических приемов....

Опасные шалости (повторение правописаний наречий, постановка знаков препинания при причастных и деепричастных оборотов)

Конспект интегрированного урока русского языка с ПДД, представлена опорная рабочая карта для учащихся....

"Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте"

Конспект урока русского языка  в 7 классе (адаптированная учебная программа для детей с ЗПР) по теме "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте" . Урок построен с...

Контрольная работа по русскому языку для обучающихся 11 –х классов по теме «Причастие и деепричастие. Постановка знаков препинания в причастных и деепричастных оборотах».

В период изучения творчества М.А.Булгакова целесообразно обучающимся 11 - х классов предложить закрепить тему «Причастие и деепричастие. Постановка знаков препинания в причастных и деепричастных...

дополнительные задания для отработки постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах.

Материал заданий предполагает как индивидуальную, так и групповую формы работы. Может использоваться на уроках повторения, обобщения и контроля изученного материала....

Практические задания по теме " Знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами".

Данный материал предназаначен для прверки навыкоы и умений расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Индивидуальные задания предназначены для учащихся 7 класса....