Рабочая программа элективного курса по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Колабаева Людмила Петровна

Подготовка учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                            Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

                                                                    Таловская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1

от «26» августа 2016 г.:

____________________

подпись руководителя МО

              Согласовано

              с зам. директора по УВР

              _____________ /Т.А.Черноухова/

              «29» августа 2016 г.

                           «Утверждаю»:

                            Директор школы

                            _____________ /М.С. Алиев/

                            Приказ № 72-а

                            от «31» августа 2016 г.

                                                                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                    элективному курса по русскому языку

                                                                  «Текст как вершина речевой культуры»

            Класс: 11Б

            Кол-во часов в году: 34

            Составитель: учитель русского языка и литературы Колабаева Л. П.

                                

                                                                           

                                                                                                     2016-2017 учебный год

          Пояснительная записка

Курс составлен на основе Государственного образовательного стандарта 2004г., программы 10-11 класс по русскому языку (Н.Г. Гольцова) и пособия- практикума для подготовки к ЕГЭ «Русский язык» 1-3 части (авторы О.В. Загоровская, О.В. Григоренко), Воронеж, 2012г.

ЕГЭ - это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу.

ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.

У ЕГЭ есть плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести следующее:

ЕГЭ повышает заинтересованность выпускников в полученных баллах на экзамене, а следовательно способствует ответственной подготовке учащихся к предметам;

Вследствие выше изложенного повышается качество знаний;

Задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют

  • знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
  • речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем, о типах речи, о стилях речи, об использовании языковых средств в тексте;
  • специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
  • орфографическую и пунктуационную грамотность;

владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);

  • умения, связанные с разными видами речевой деятельности - чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст - сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).

У учащихся появляется больше возможностей для поступления в ВУЗы.

Но наряду с плюсами есть и минусы:

  • ЕГЭ является новой формой экзамена, а, следовательно, необходима подготовка к нему как учителей, так и учащихся.
  • малое количество часов, выделяемое на изучение русского языка в старших классах... Некоторые из этих недостатков позволяет решить элективный курс «Текст как вершина речевой культуры», рассчитанный на 1 час в неделю для целенаправленной подготовки к экзамену выпускников, заинтересованных в данном предмете, что позволяет учителю готовить учащихся на более высоком уровне сложности, повышенном и высоком.

Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене.

Позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе. Подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. (В основном школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам).

Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. (По результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д. Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.

                         Место курса в образовательном процессе

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как-то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить.

Курс «Текст как вершина речевой культуры» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.

Курс «Текст как вершина речевой культуры» рассчитан на учащихся 11 класса общеобразовательного уровня.

Поэтому элективный курс, на мой взгляд, является необходимым для успешной сдачи экзамена.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по-прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Курс рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю аудиторных занятий).

                    Цели и задачи изучения курса

Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачами курса являются:

Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку. Помочь одиннадцатиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.

Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.

Научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.

Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.

             Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Введение

1

Структура анализа текста

4

Тема и микротема

4

Структура сочинения

12

Комплексный анализ текста

6

Оформление бланков

1

Зачетные работы

3

Сочинение

2

Итоговое занятие.

1

Итого:

34

               Основные компоненты содержания курса

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.

Повторение проводится по основным разделам русского языка:

лексика; фонетика; морфемика и словообразование; орфография и морфология; синтаксис; пунктуация; языковые нормы.

А также выпускники оттачивают свои умение анализировать текст и умение создавать текст в жанре рецензии или эссе.

                    Методы и формы обучения

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:

репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»);

продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»).

Так как метод обучения - это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

Рассказ учителя

Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)

Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»).

Анализ таблицы (например, при повторении темы «Н и НН в различных частях речи»). При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.

Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Формы контроля достижений учащихся.

Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля, где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.

В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста, написания сочинения - рассуждения.

В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.

В результате успешного изучения курса обучающиеся должны знать:

- алгоритмы выполнения тестовых заданий ЕГЭ;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  Обучающиеся должны уметь:

- владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), текстов разных стилей и жанров;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- отбирать и систематизировать материал на определенную тему;

- создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров;

- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;

- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

           Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

по плану

фактически

Вводное занятие. Цели и задачи элективного курса. (Что такое КИМы, ЕГЭ).  

Новые требования к их выполнению.

1

Структура речеведческого анализа. Что такое текст? Связь предложений в тексте.

1

Тематика и проблематика текста.

1

Виды авторской позиции и способы её введения в сочинение.

1

Стили речи и их особенности.

1

Зачетная работа №1 по теме «Анализ текста».

1

Тема и основная мысль текста.

1

Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы).

1

Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст.

1

«Расшифровка» информации текста.

1

Зачетная работа №2 «Выделение микротем».

1

Роль вступления в сочинении-рассуждении.

1

Роль заключения в сочинении-рассуждении.

1

Формулировка основной проблемы исходного текста.

1

Комментируем основную проблему текста.

1

Комментируем проблему.

1

Позиция автора и способы ее выражения.

1

Общие средства выразительности.

1

Специальные средства выразительности.

1

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

1

Композиция сочинения - рассуждения, (логические приемы мышления).

1

Композиция сочинения - рассуждения, (логические приемы мышления).

1

Типы аргументации в изложении собственной позиции.

1

Экспертная оценка сочинения.

1

Р/Р Написание сочинения.

1

Р/Р Написание сочинения.

1

Комплексный анализ художественного текста.

1

Комплексный анализ художественного текста.

1

Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов.

1

Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов.

1

Оценочные слова и речевые клише.

1

Оформление бланков ЕГЭ.

1

Итоговая зачетная работа №3 «Комплексный анализ текста».

1

Итоговый урок.

1

Корректировка программы

Кол-во часов

Дата

Причина корректировки

Способы корректировки

Список литературы

В качестве учебного пособия на занятиях «Подготовка к ЕГЭ» используются КИМы по русскому языку ЕГЭ-2017: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И.Львова. Рабочая тетрадь для учащихся.

  1. ЕГЭ-2017. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова- М.: Эксмо, 2017.
  2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько- М.: Инте-Центр, 2017.
  3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2017. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова - М.: Астрель, 2017.
  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. - М.: Вербум, 2012;
  5. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-, 2010.
  6. Интернет-ресурсы.