Урок-обобщение по теме "Простое предложение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Наниз Зуриет Заурбиевна

Урок-обобщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostoe_predlozhenie.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – обобщение по теме

«Простое предложение»

в 5 классе

Учитель – Наниз З.З.

Тема: Урок обобщения знаний по теме                                                           «Простое предложение» в 5 классе.

Цель урока:

1)повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение, виды предложений по цели высказывания);

2)повторить правила пунктуации при однородных членах предложения, при обращении;

3)повторить основные виды разбора (синтаксический, фонетический, морфемный).

Оборудование: выставка книг о зиме, иллюстрации, рисунки ребят; записи музыки Антонио Вивальди; на партах-тексты для комплексного анализа, карточки для дифференцированной работы учащихся, раздаточный материал (карточки с рисунками о зиме и строчками стихотворений поэтов 19-20 вв. и т.д.).  Запись на доске.

Второе декабря

Классная работа

Повторение изученного о простом предложении

Пришла зима. Одела  д…ревья серебром завалила глубокими сугробами л…са  покрыла реки тонким льдом разукрасила окна дивными узорами. Махнула гостья ажурным крылом, и посыпались на землю пушистые сн…жинки.

Ребята обрадовались бегают см…ются лепят  сн…говика  катаются  на  санках.  Резвятся  дети  благодарят з…му  за морозец. А красногрудые  сн…гири  радостно  щ…бечут  расхваливают зимушку.

Вот и выходит, что з…ма – лучшее время года.

Ход урока.

1.- Наш  сегодняшний урок - урок повторение изученного о простом предложении.

- А какой раздел науки о языке изучает строение предложения?

- Синтаксис.

А кто есть кто-то без труда

Вопрос определяет.

вопрос от главного идёт

К зависимому слову,

И никогда-наоборот

Запомни как основу.

Дети рассказывают о строении словосочетания.

2.Давайте разберёмся, что же написано на доске: словосочетания или предложения, - и докажем это.

Звонко раздаются - подчинительное словосочетание. Раздаются как? - звонко, звонко-зависимое слово, наречие. Способ синтаксической связи - примыкание и т.д.

- Искрится снег - это предложение.

- Почему это является предложением?

- Потому что имеет законченную мысль, присутствуют подлежащее и сказуемое.

- А что же такое предложение? Предложение - основная единица синтаксиса, которая выполняет функцию общения.

Предложение - это грамматически и интонационно оформленная единица речевого общения, выражающая сообщение, вопрос или побуждение.

3.- А теперь я прочитаю вам то, что написано на доске. Вы внимательно меня послушайте и ответьте на вопросы: что это? Словосочетание или предложение? (читаю под музыку).

Дети говорят, что это предложения.

- Почему вы так решили?

- Написаны с большой буквы.

В конце предложения стоит точка. Характерна интонация конца предложения. Слова связаны по смыслу и грамматически. Есть грамматическая основа, мысль закончена.

- Что можно ещё сказать обо всех предложениях, написанных на доске? (Это текст).

- Почему вы так решили? Докажите. – Можно озаглавить – «Зима». – Все предложения связаны по смыслу и грамматически. Предложения расположены в определенной последовательности. Они посвящены одной теме – зиме.

- Есть начало, основная часть и заключение (доказывают на примере текста). Все части текста связаны между собой по смыслу и по строению (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль).

- В тексте есть эпитеты: ажурным, пушистые. – Ещё раз выразительно прочитаем текст  (читает ученик).

- На какую орфограмму пропущены буквы? – На проверяемую безударную гласную в корне слова. – А как проверить безударную гласную в корне слова?

У доски ученик вставляет пропущенные буквы в тексте и готовит проверочные слова.

- Вы сказали, что на доске написаны предложения. А какие предложения по строению вы знаете?

 - Простые и сложные.

- Какие предложения называются простыми?

- Простое предложение имеет одну грамматическую основу.

- Что такое грамматическая основа?

- Какие типы простых предложений вы знаете?

- Распространённые, нераспространённые, односоставные, двусоставные, вопросительные, повествовательные, побудительные.

- А есть ли в этом тексте нераспространённые предложения?

- Пришла зима.

- Синтаксический разбор предложения.

- Ученик у доски объясняет пропущенные знаки препинания второго предложения.

- Какие члены предложения называются однородными?

- Однородные члены предложения отвечают на один и то же вопрос, и относится к одному и тому же члену предложения.

- Находим и приводим примеры, используя карточки со стихами поэтов.

- Фонетический разбор слова льдом.

льдом

л – л согл., зв., мягк.

ь

д – д согл., зв., тв.

о – о гл., уд.

м – м согл. зв., тв.

- Четвертое предложение у доски производит частичный разбор предложения, т.е. находим только грамматическую основу предложения и объясняем знаки препинания.

- Устно объясняем знаки препинания и рисуем схему шестого предложения.

- На доске и в тетрадях производим синтаксический разбор седьмого предложения. А красногрудые снегири радостно щебечут, расхваливают зимушку.

- Обратите внимание на текст и ответьте на вопрос: нет ли в тексте однокоренных слов? Найдите их, выпишите и выделите в словах корень.

- Какие слова называются однокоренными? Морфемный анализ слова зимушку?

4.Итог урока:

- Что же мы сегодня повторили? О каких предложениях мы забыли?

- Предложения с обращением. – Найдите предложения на карточках с отрывками из стихотворений.

- Итак, наш сегодняшний урок можно назвать тематическим, потому что посвящен зиме! В своих произведениях описывали это время года такие мастера художественного слова, как А.С.Пушкин, … и кто ещё?

- Обратите внимание на выставку книг. Прочитав эти книги, вы узнаете, как прекрасна наша земля, обогатите себя знаниями о природе не только родного края, но и всей нашей необъятной страны.

Изображали красоту родной природы на своих полотнах художники.

Не забыли о зиме и композиторы. П.И.Чайковский и Антонио Вивальди написали целый цикл пьес «Времена года».

Любят зиму и взрослые и дети. Вот такой вы видите её на рисунках наших учеников.

Но иногда зимой происходят и неприятности. Как вот с этим малышом. Ребята, вы должны помнить, что лёд на реке тонкий, а значит – это опасно для жизни. Я думаю, что вы послушные дети и вас никогда не постигнет участь этого малыша, к которому, я уверена, пришли на помощь взрослые люди. Теперь-то он будет осмотрительней.

А сейчас, под звуки музыки П.И.Чайковского, напишите сочинение – миниатюру, посвященную сказочному времени года – зиме. Пусть вам в этом поможет все, что украшает наш урок музыка и чудесная зимняя погода за окном!

5.Задание на дом: подготовиться к контрольному диктанту.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение по теме: "Сложносочиненные предложения"

Данный урок предназначен для учащихся 9 класса и направлен на подготовку ребят к ГИА. Даны разнообразные формы работы на уроке, задания для самостоятельной работы подобраны в соответствии с заданиями ...

Урок-обобщение по теме "Сложное предложение"

Идея разработки данного урока состоит в том, чтобы помочь ребятам выработать навыки применения теоретических знаний в практической деятельности. Урок направлен на формирование учебно – познавательных,...

Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения

Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения. Данный урок составлен с требованиями ФГОС....

Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"

урок-обобщение с применением игровых технологий, предполагает подготовку учащихся к выполнению заданий в формате ГИА...

Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"

В  состав данного урока входит работа с таблицей, языковым материалом как на уровне предложения, так и на уровне текста, проводится диагностическое тестирование - всё это способствует обобщению ...

Урок русского языка в 12 классе. Урок – обобщение по теме «Односоставные предложения».

Цель:-повторение и обобщение изученного материала по теме;-выполнение заданий и создание текста с применением полученных знаний.Задачи учителя:-создать условия для глубокого осмысления темы с применен...