Типичные случаи нарушения лексических норм в речи учащихся.
статья по русскому языку (10 класс) на тему

Арутюнян Маргарита Размиковна

статья " Типичные нарушения лексических норм в речи учащихся" о проблеме засорения русской речи жаргонными  и матернымисловами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Типичные случаи нарушения лексических норм в речи учащихся.

Меняются времена, события и люди.  Как следствие этого изменениям подвергается и русский язык. Тревожит вопрос: не являются ли эти изменения разрушительными для нашего языка как народного достояния и национальной самобытности?

Наряду с экологией окружающей среды существует и лингвистическая экология. Эта тема очень актуальна в последнее время, ведь лингвистическая экология   призвана дать объективную оценку состоянию языка, предупредить о возникновении «трещин» и  нарушений лексических  норм, постепенно приживающихся в обществе.

Современные исследования  лингвистов фиксируют неблагополучную экологию нашей языковой среды.  По мнению ученых , это опасная тенденция, ведь языковая среда не только задает некие стандарты, она формирует тип личности. Проблема  современной школы  состоит в том, что параллельно  с  общепринятыми словами подростками используется  жаргонная и срамная лексика.

 В современном русском языке молодежный жаргон называют сленгом. Жаргон – речь какой -либо социальной или профессиональной группы, содержащая большое количество свойственных этой группе слов и выражений( часть искусственных или условных) Существует студенческий, молодежный, воровской жаргон и др.  Это слова и выражения, похожие на омонимы, стилистически окрашенные: зубрить, шпора, капец, каюк, жесть и т. д.   Появление  этих слов- жаргонизмов связано с тем, что молодежь делает попытку  ярче показать и себя, и свое отношение к предмету разговора в глазах окружающих друзей. Речь  многих молодых людей « пестрит» словами и выражениями, подобными таким: клевый, классный, супер, кайф, балдеж, отпад, выпасть в осадок, атас, шухер и т. п.

Сегодня  разговаривать вежливо и красиво- значит выставить  себя   посмешищем.   Подростки   таких   сверстников     считают  «лохами», « лошарами», « тюфяками».  Употребление модных, «устоявшихся» лексических форм стало уже нормой и правилом общения в обществе, особенно среди молодежи.  

Настораживает то, что в речи молодых людей жаргон часто переходит в мат. По мнению многих,  коллективный мат объединяет, позволяет установить тесный контакт. Мат- неприличная, оскорбительная брань, сквернословие.    Он   становится полноправным хозяином не только быта, но и искусства.

        Мат- это язык пьяниц, подонков, преступников, хамов, сексуально озабоченных людей или  просто неуверенных в себе. Умный, порядочный и воспитанный человек  даже в порыве злости  не будет  ругаться матом, а найдет  другие слова для выражения эмоций. Людям, которые не относятся к перечисленной категории, нет внутренней потребности и желания пользоваться матерной лексикой.

        С раннего школьного возраста не нужно замалчивать проблему засорения русской речи. Напротив, надо рассказывать ученикам о происхождении брани, причинах ее живучести, о том, что это язык несостоявшихся людей.  Учителя- филологи, должны  это  делать на уроках русского языка и литературы, культуры речи и даже на уроках иностранного языка, так как дети, как не странно,  в первую очередь и  очень хорошо запоминают звучание  именно матерных слов  на  языках ближнего и дальнего зарубежья.

        Подростки используют ненормативную  жаргонную лексику, которая, в отличие от профессиональной, означает понятия, которые уже имеют место в общенародном языке. Жаргон являет собой разновидность разговорной речи. «Коверканья» слов, подобно «на педе»- возле  пединститута, «кондюк»- кондиционер, «бурситет»- профтехучилище, « здрасьте»- вместо здравствуйте  и т. п., искажают  речь,  «режут» слух.  Истребить их, выправить  речь окружающих нас молодых и даже взрослых людей, на мой взгляд, представляет собой проблему и задачу для филологов

Можно выделить следующие типичные случаи нарушения лексических норм в речи учащихся:

 • Обеднение лексического запаса слов,  спад творческой мыслительной активности. Многим людям уже не хочется подбирать красивые слова для своей речи, использовать средства эмоциональной выразительности. Где эпитеты и огиперболы, литоты и сравнения?  Их заменили современные « морфемы», подобные этим: « брюлики»  вместо бриллиантов,  « трубы» вместо телефонов.

 • Жаргонизация речи, использование уголовной лексики. Русский язык сегодня криминализирован. Примеров этому множество: срубить бабок; фраер; лох; отморозок; беспредел; оторвись по полной; тебя просто разводят; впаривать любую дрянь; разборка;

 • Использование ненормативной лексики в бытовом общении, СМИ и т.д. Нельзя признать нормальным частое присутствие мата в художественной литературе, в кино, в театре. В телесериалах, в ток-шоу, даже в речи известных людей можно услышать подобные выражения. Такое расшатывание стилистических установок оказывает серьезное влияние на массовое сознание и приводит к восприятию мата как нормы. Возвращаясь к нашим аналогиям, можно сказать: загрязнение языка матерными выражениями – то же самое, что загрязнение чистой реки зловонными бытовыми отходами.

•Массовая безграмотность приносит свои поды.  В молодежной среде возникло уже известное течение- футуризм. Только это  отнюдь не Маяковские и     ……  , а  наши подростки,  возомнившие из себя « футуристов» и « нигилистов». Они заявляют о том, что имеют право изменять язык по своему усмотрению.

Тревожит не только скачок грамотности вниз, но и обнищание духовное. Ведь любовь к Родине имеет несколько составляющих: любовь к матери, к березке, к школе, к другу, к семье, к детям, к языку. Эту цепочку нельзя порвать. Разорвав ее в одном колечке, теряется целое.

Отмечается сокращение базы разговорного языка, особенно у молодого поколения. В результате многие выпускники средних школ не могут составить осмысленное высказывание. Они не используют в своей речи фразеологизмы, широко представленные в художественной литературе, и не понимают их значения.

Произошла замена интереснейших кубанских фразеологизмов на нецензурные выражения и красивых исконно- русских слов на английские. К сожалению, многие считают иностранную лексику более привлекательной, престижной, модной и «ученой». Наверное , поэтому англицизмы начали заменять собой существующую русскую лексику. Например, эксклюзивный – исключительный; прайс - лист – прейскурант; имидж – образ. Вот примеры слов, имеющих синонимы в русском языке: презентация – представление; тинейджер – подросток; эксклюзивный – исключительный. Исследования, проведенные среди студентов машиностроительного техникума, показали, что англицизмы широко проникли в нашу жизнь: 54% опрошенных отметили, что в их повседневном общении достаточно часто встречаются заимствования из английского языка. Обнаружилась и такая негативная тенденция: 56,5% (две трети) студентов не знают лексического значения представленных англицизмов. А это значит, что в некоторых случаях студенты не понимают, о чём идёт речь, например, в средствах массовой информации, в объявлениях, в рекламе и т.д.

Это опросы лишний раз подтверждают выводы ученых-лингвистов о неблагополучной экологии современного русского языка. Есть повод задуматься, не правда ли? Человек живет и работает, действует и взаимодействует с другими людьми в определенной языковой среде. Если разрушается данная языковая среда, то затем разрушительные процессы начинаются и в обществе.

Список используемой литературы:

  1. Большой толковый словарь русского языка/ Гл. ред. С. А. Кузнецов.- СПб.: « Норинт», 2004.
  2. Мир этикета. Автор- составитель А. П. Мирзоян, изд. « Урал», 2000

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»

Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д...

Примерная программа по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)

Примерная программа по коррекции устной и письменной речи учащихся начальных классов (в соответствии с ФГОС)...

Нарушения лексической нормы в письменной и устной речи школьников

Язык народа – важнейший признак нации и выразитель ее духа. Национальный язык должен всегда находиться в центре внимания общества. Общество в целом и школа в частности должны быть озабочены куль...

Методическое сообщение "Наиболее типичные случаи нарушения ритмической стройности"

Рассматриваются основные причины ритмических ошибок и методы работы над их преодолением. Одним из аспектов,  на которых надо направлять ученика это умение понимать образно - эмоциональное содержа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости»

Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе на тему «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости». В урок добавлены типичные ошибки, присущие своей ...