Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему:
    Результаты апробации учебного модуля по русскому языку "Состав слова. Словообразование"

    Апробация учебного модуля "Состав слова. Словообразование" . 6 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Отчет по результатам апробации учебного модуля по русскому языку "Состав слова".  (Гимназия г. Лабытнанги).

    Учитель - Михайлова Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы.

    На основании решения Коллегии Департамента образования от 16 февраля 2016 г. № 1/1, в  рамках Года методической работы в окружной системе образования с 15.12.2016 г. по 25.12. 2016 г. в Гимназии г. Лабытнанги проходила апробация учебного вариативного модуля по русскому языку "Состав слова". (Сроки были продлены из-за объявленного карантина).

    Цели проведения данной работы:        

       -  систематизация и углубление знаний по теме "Состав слова. Словообразование";

       -  развитие коммуникативной культуры обучающихся;

       -  расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора обучающихся.      

    Ожидаемые результаты:

    -  приобрести опыт проведения первых языковых исследований;

    -  выполнять морфемный разбор слов разных частей речи;

    -  выстраивать словообразовательную цепочку;

    -  приобрести опыт анализа и оценки собственных результатов.

    Апробация проводилась на коллективе обучающихся 6-а класса с 15.12. 2016 г. по 13.01. 2017г. В данном классе обучается  25 человек. Коллектив с высокими учебными способностями и стабильной устойчивой мотивацией к обучению. Качественная успеваемость по русскому языку составляет 76%, общая успеваемость - 100 %. Дети,  в основном своем большинстве, умеющие самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, думающие, рефлексирующие. К выполнению заданий модуля отнеслись с пониманием и интересом.

    Учебно-методический комплекс (ресурс) был представлен:

    Рабочей тетрадью "Значение и состав слова"(для каждого ученика),

    Стартовой диагностической работой к учебному модулю,

    Итоговой работой к учебному модулю.

    Технология организации апробации: задания модуля включались в тему урока и внесения изменений в рабочие программы (из-за загруженности детей занятиями внеурочной деятельности невозможно было заниматься во внеурочное время).  Сокращение по часам рабочей программы не производилось..

    Работа над модулем была организована следующим образом:

    Погружение - 1 час;

    Стартовая диагностическая работа - 1 час;

    Выполнение заданий учебного модуля - 6 час.

    Итоговая работа - 1 час.  

    Рефлективная деятельность - 1 час.

    Оценка содержания учебного модуля "Состав слова"

    Параметры оценки

    Замечания и предложения учителя

            Обоснованность отбора содержания учебного материала, его научность, доступность, соответствие учебным целям

    Представленный материал соответствует учебным целям предмета, стандартам основного общего образования, доступен для понимания обучающимися

    Логика, последовательность в изложении учебного материала

    Присутствуют во всех заданиях учебного модуля.

    Количество материала для отработки изучаемой темы (достаточность/недостаточность, перегруженность понятийными терминами)

    Достаточность (в большинстве заданий). Однако большинство задания из Рабочей тетради учащиеся выполняли выборочно (из-за отсутствия достаточного количества времени).

    Формирование УУД

    Реализуется в процессе работы над выполнением заданий учебного модуля. Материалы Рабочей тетради предполагают формирование у учащихся навыков поиска, нахождения, выделения необходимой информации, ее анализ.

    Язык (соответствует ли лексика и стиль изложения учебного материала возрастным особенностям детей)

    Соответствует возрастным особенностям детей.

    Сложность понятийного материала (соответствуют ли предлагаемые понятия запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам.

    Учащиеся испытали трудности при определении значений слов (географических названий) Замошье и Заборье, не смогли определить значение слова "моряна"

    Ошибки, опечатки, некорректно сформулированные фразы, вопросы, задания и т.д.

    Грубые ошибки и опечатки отсутствуют. Однако в итоговой работе было задание на соответствие слова предложенной схеме. (слово было дано, схемы не было). (Задание 22, вариант 1).

    Особенно хочется отметить такие положительные стороны учебного материала, вошедшие в состав модуля:

    -  наличие у каждого ребенка Рабочей тетради для самостоятельной работы;

    -  разноуровневые , разнообразные, интересные творческие задания и упражнения в рабочих тетрадях (построенные на анализе отрывков из произведений классической мировой детской литературы, известных детских стихов, занимательные задания, задания на восстановления текста и т. д.);

    -  наличие справочного теоретического материала для повторения перед определенной практической работой;

    -  материалы для самопроверки (материалы состоят из разделов: "Знаю ли я", "Могу ли я", "Умею ли я",  "Слова, в которых мной были допущены ошибки"

    Стартовую диагностическую работу писали 25 человек. Работа выполнялась в двух вариантах и состояла из 24 заданий (равнозначных для каждого варианта).

    Результаты стартовой диагностической работы.

    Номер задания

    Содержание задания

    Количество выполнивших

    Процент выполнения

    1 - 8

    Корень слова (найти однокоренные слова, подобрать общее однокоренное слово).

    23 чел.

    92 %

    9, 22, 23, 24

    Разбор слова по составу

    21 чел.

    84 %

    10 - 12

    Приставка (приставки-антонимы, заменить приставки в словах для изменения значения слова)

    23 чел.

    92 %

    13 - 15, 19

    Суффикс (уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы-синонимы и.т.д.)

    19 чел.

    76 %

    16 - 18

    Окончания (вставить пропущенные окончания, влияние предлога на изменение окончания).

    24 чел.

    96 %

    20, 21

    Способ образования слов

    18 чел.

    72 %

    Анализ результатов стартовой диагностической работы позволяет сделать вывод: учащиеся выполнили работу на высоком уровне. Особенно понравились детям задания на разбор слов подушка / подушка,  слезу / слезу по составу, определение однокоренных слов в скороговорке, в художественном тексте и многие другие.

    Неожиданно некоторое затруднение вызвали задания:

    на определение общего однокоренного слова без приставки для ряда слов: прозрачный, обзор, озирающийся;  

    определение однокоренных слов сбор, перебираем, берем;  

    определение значение слова "ягодники".

    Трудными для понимания оказались задания на определение слов, от которых образованы названия деревень Замошье и Заборье. Так, для Заборья 90 % учащихся определили это слово как "забор", 10 % - правильно указали слово "бор". С географическим названием Замошье произошло почти то же самое: учащиеся не смогли правильно определить слово, от которого оно произошло. Дети определили это слово как "мошки". (Это объясняется тем, что в школьной программе ( в данном случае имеется ввиду программа по русскому языку для 6 класса) мало внимания уделяется этимологии слов, особенно слов диалектных, устаревших).

    В большинстве своем учащиеся неправильно определили значение слова "моряна", (может быть, оттого, что неправильно прочитали задание).

    Итоговую работу выполняло 25 человек. 

    Результаты итоговой работы.

    Номер задания

    Содержание задания

    Количество выполнивших

    Процент выполнения

    1 - 8

    Корень слова (найти однокоренные слова, подобрать общее однокоренное слово).

    23 чел.

    92 %

    9, 22, 23, 24

    Разбор слова по составу

    22 чел.

    88 %

    10 - 12

    Приставка (приставки-антонимы, заменить приставки в словах для изменения значения слова)

    22 чел.

    88 %

    13 - 15, 19

    Суффикс (уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы-синонимы и.т.д.)

    20 чел.

    80 %

    16 - 18

    Окончания (вставить пропущенные окончания, влияние предлога на изменение окончания).

    23 чел.

    92 %

    20, 21

    Способ образования слов

    19 чел.

    76 %

    Анализ результатов стартовой и итоговой работы позволяют сделать выводы, что последняя работа выполнена  успешней, чем стартовая.

    Рабочая тетрадь включала в себя 13 занятий.. За отсутствием времени учащиеся выполнили только 6 занятий по выбору. Задания выполнялись с удовольствием, детям интересно было искать правильные ответы, анализировать, мыслить самостоятельно, обходиться без подсказок.

    Рефлексивная деятельность проводилась после выполнения заданий в тетрадях. Учащимся предложено было дома выявить самые интересные, самые сложные, самые легкие задания и прокомментировать их.

    На последнем занятии учащиеся "защищали" содержание своих  рабочих тетрадей. Называли задания, особенно понравившиеся, говорили о тех, которые вызвали затруднения. Учащиеся активно пользовались справочным материалом, содержащимся в тетрадях, занимались самопроверкой. Многие дети называли задания, которые хотели бы видеть в учебниках по русскому языку и в рабочих тетрадях в будущем.

    Выводы:

    -   учащиеся 6-а класса обладают достаточно устойчивыми сформированными навыками в морфемном анализе слов разных частей речи;

    -  правильно истолковывают лексическое значение слов;

    -  составляют ряды однокоренных слов; находят однокоренные слова;

    -  выстраивают словообразовательную цепочку.

    Задания учебного модуля выявили способность учащихся к самостоятельной, вдумчивой работе, способствовали развитию критического мышления, формированию коммуникативной компетенции учащихся. На протяжении всех занятий наблюдалась высокая мотивация  у всех учащихся, они были активны, заинтересованы в работе, не испытывали растерянности и неуверенности.

    Учитель                                В.В.Михайлова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным (казахским) языком обучения. Модуль "Имя существительное".

    В пособии представлен дидактический материал в системе методик коллективного способа обучения для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным ...

    Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Знакомьтесь: новые слова», 5 класс

    Рабочая программа  внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку...

    Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово», 5 класс

    Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово»,  5  класс ...

    Учебный проект по теме "Продуктивные способы словообразования в английском языке"

    Целью создания учебного проекта "Продуктивные способы словообразования в английском языке" является увеличение словарного запаса учащихся через создание мультимедийного сопровождения по словообразован...

    Рабочая программа внутрипредметного модуля по русскому языку «Такие разные слова» 5 «А» класс, (3 четверть)

    Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Чем больше мы осознаем богатство и величие...

    Тест по письму для 8 класса школы 8 вида по теме "Состав слова, словообразование"

    Тест предназначен для выявления уровня знаний обучающихся 8 класса  и составлен в соответствии с действующей Программой по письму и развитию речи специальной (коррекционной) школы VIII вида, учеб...

    «Результаты ВПР. Критерии оценивания учебных достижений по русскому языку».

    В презентации представлен анализ ВПР по русскому языку. Проведение ВПР направлено на помощь обучающимся, их родителям и образовательным организациям с тем, чтобы выявить сильные и слабые места в препо...