Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:
    Урок по русскому языку "Повторение. Состав слова. Словообразование" (5 класс)

    Инна Валерьевна Диденко

     

    Урок русского языка (5 класс)

    Тема: «Состав слова. Словообразование. Повторение»

     

     

    Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; развивать логическое мышление

    Педагогические технологии: - игровая технология; - проблемное обучение; - групповая        технология

    Оборудование: - раздаточный материал; - карточки

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_povtorenie_morfemika.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока русского языка (5 класс)

    Тема: «Состав слова. Словообразование. Повторение»

    Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; развивать логическое мышление

    Педагогические технологии: - игровая технология; - проблемное обучение; - групповая        технология

    Оборудование: - раздаточный материал; - карточки

                                          Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок- прогулка по полянкам знаний. И на этих полянках мы будем собирать ягоды- клубнички(бумажные). Кто больше ягод насобирает, тому мы присвоим почетное звание «Умнички».

    (класс делится на группы)

    Отгадайте загадку и поймете, какую тему мы с вами будем повторять и закреплять, гуляя по полянкам:

                                Слово делится на части,

                                Ах, какое это счастье!

                                Может каждый грамотей

                                Собрать слово из частей.

                                                             (морфемика)

    А из каких частей состоит слово? Дома вы повторяли все части слова, теперь проверим, готовы ли вы к уроку.

    3. 1 полянка- Разминочная ( за каждый верный ответ выдается ягодка).

    а) Вопросы: Что такое окончание? Как найти его в слове?

       Каждой группе дается задание: выделить окончания в словах, объяснить свой выбор.

       1 группа: интересного, дрожь, купите, весело

       2 группа: веселой, карандаш, решишь, дружно

    б) Вопрос: Что такое основа слова? Какие морфемы входят в основу слова?

        Каждой группе дается задание: выделить основу слова в словах, объяснить свой выбор.

        1 группа: шкаф, любишь, окно, хорошо

        2 группа: стулья, щенок, помогаете, интересно

    в) Задание: докажите, что приставка и суффикс являются значимыми частями слова(1 группа-о суффиксе, 2 группа- о приставке)

        Выделите приставки и суффиксы в словах, объясните их значение.

        1 группа: преотличный, котята, въехал

        2 группа: выбежал, медвежонок, приколоть

    г) Задание: придумайте и запишите однокоренные слова с корнем –говор-. Какая группа придумает больше слов?

    Образец: проговорить, заговорить, уговорить, говорить, говорение и т.д.

    Подсчитываем, у какой команды больше ягодок.

    1. 2 поляна- Соревновательная (за каждый верный ответ выдается ягодка)

    а)Учитель: Ребята, кто-то забыл на полянке конверты, а я нашла и посмотрела, что в них. В каждом из них листок с загадкой и задание для вас. Вы должны выписать из текста загадки слова, состав которых соответствует схемам, нарисованным на этих же листочках. Но вначале мы с вами отгадаем загадку:

                                           На окне стоит горшок,

                                           А в горшке растет цветок,

                                           Посмотреть- не разберешь:

                                           Не растение, а еж.

                                                                           (кактус)

     Кто быстрее и больше выпишет слов, соответствующих схемам?

    Образец: окне, стоит, растет (корень, окончание, основа)

                    цветок, растение (корень, суффикс, окончание, основа)

                    посмотреть (приставка, корень, суффикс, суффикс, основа)

                 разберешь (приставка, корень, окончание, основа)

    б) Учитель: Ребята, какие в загадке слова с необычными корнями вы увидели?( корни с чередующимися гласными: растет, разберешь, растение)

    А какие еще корни с чередующимися гласными вы помните?(дети называют корни, примеры-слова с этим корнями, проговаривают правила, учитель показывает карточки с чередующимися корнями)        

            Подсчитываем, у какой команды больше ягодок.

    1. 3 поляна- Сообразительная ( за каждый верный ответ выдается ягодка)

     а) На поляне кто-то рассыпал орехи. Внутри каждого из них три листочка, на каждом листочке написано слово. Но одно из этих трех слов лишнее. Какое?

    Задание: найдите «третье лишнее» слово и объясните свой выбор.

    1 группа- пот, потолок, потливый

    2 группа- море, морщины, морской

    1 группа- боль, больница, большой

    2 группа- водить, вода, подводник

    б) Определите способы образования данных слов:

        1 группа: лесоруб (сложение)

                        водопроводчик (суфф.)

                       переход (бессуфф.)

            перепрыгнуть (прист.)

                       МГУ (сложносокращ.)

       2 группа: пароходная (суфф.)

                       пчеловод (сложение)

                       отъехать (прист.)

                       кресло-кровать (сложение слов)

                       заход (бессуфф.)

     Подведение итогов, подсчет ягодок.

    1. 4 поляна- Находчивая (за каждый верный ответ выдается ягодка)

      Учитель: А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова. Кто первый справится с заданием- поднимите руку.

    А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».

         Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».

         Суффикс возьмите из слова «обращение».

         Добавьте к слову окончание сущ. ср.рода, им.падежа   (склонение)

    Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)

    В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул»  (поиграл)

    Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать»  (перелетать)

     Подведение итогов, подсчитывание ягодок.

    1. 5 поляна- Логика.

      Учитель: Ребята, на этой поляне мы с вами должны будем решить кроссворд. Все слова в этом кроссворде сложные с соединительной гласной «О».


    1


    с


    2

    11


    а


    3


    м


    4


    о


    5


    л


    6


    ё


    7


    т

    1. Специалист по разведению садов (садовод)
    2. Локомотив с паровым двигателем (паровоз)
    3. Канал для вывода дыма из печи в трубу (дымоход)
    4. Русская народная игра-пляска (хоровод)
    5. Лес, поваленный бурей (бурелом)
    6. Летательный аппарат для перевозки людей (самолет)
    7. Огнестрельное оружие (пулемет)

    Подведение итогов, подсчитывание ягодок. Победившей команде присваивается звание «Умнички».

    Учитель: Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо. Но мне очень хотелось бы, чтобы вы сегодня оценили работу своих одноклассников (Всем детям предлагается на листочках написать имена своих партнеров по команде и поставить оценки, которые, по их мнению, сегодня заслужили ребята. Учитель при выставлении оценок учитывает мнения учеников)

    Сообщение и объяснение домашнего задания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактический материал по русскому языку "Состав слова"

    Дидактические материалы  – это собрание упражнений, которые необходимо и полезно использовать при обучении русскому языку. С помощью дидактических материалов возможна отработка практических ...

    Открытый урок по русскому языку "Сложносокращенные слова" с использованием ЭОР. 6 класс

    Открытый урок по русскому языку "Сложносокращенные слова" с использованием ЭОР. 6 класс...

    Открытый урок по русскому языку в 3 и 4 классах. Тема: «Правописание слов с гласными после шипящих»

    Цели.Повторить и закрепить знания, полученные по теме «Правописание слов с гласными после шипящих;Формировать навыки правописания слов с гласными после шипящих;Развивать орфографическую зоркость;Воспи...

    Урок по русскому языку "Устаревшие слова" для 5 класса

    Разработка урока по ФГОС для учащихся 5 класса на тему: "Устаревшие слова". Урок построен на работе учащихся в группах и предполагает дифференцированные задания. Целью урока является определение...

    Конспект урока по русскому языку ( для учащихся 7 - 9 классов) Тема урока: « Слова – «приятели»

    Конспект урока по русскому языку "Слова-приятели" для 7-9 классов. Тип урока: проверка знаний, умений, навыков....

    Результаты апробации учебного модуля по русскому языку "Состав слова. Словообразование"

    Апробация учебного модуля "Состав слова. Словообразование" . 6 класс...