Программа элективного курса "Тайны текста"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Курапова Ольга Ивановна

Пояснительная записка.

 

Одной из главных задач языкового образования является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. умение порождать тексты, адекватные  намерению, сфере и ситуации общения, и лингвистически адекватно воспринимать и интерпретировать тексты разных стилей и жанров. Поэтому именно текст, являющийся высшей единицей коммуникации, рассматривается как основной объект коммуникативно-ориентированного обучения языку и речевой деятельности.

        Системная функция предлагаемого курса русского языка – поддержать изучение русского языка на заданном профильном стандартном уровне; курс предназначен для старшеклассников и ориентирован на подготовку учащихся к ЕГЭ.

 

Цель – развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно - мотивированного  высказывания  и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.

 

Задачи:

  • систематизировать и обобщить имеющиеся знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста, его структуры;
  • познакомить учащихся с различными критериями оценки текстов;
  • научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;
  • научить извлекать из текста необходимую информацию и создавать на его базе вторичные тексты;
  • научить самостоятельно создавать новые тексты заданного типа;
  • развить на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, точность, последовательность;
  • развить коммуникативные навыки и умения, необходимые для овладения различными видами чтения .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_el.kursa_r.ya_.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

по русскому языку

Культура речи: «Тайны текста».

                                           Учитель: Курапова О.И.

2015

Пояснительная записка.

Одной из главных задач языкового образования является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. умение порождать тексты, адекватные  намерению, сфере и ситуации общения, и лингвистически адекватно воспринимать и интерпретировать тексты разных стилей и жанров. Поэтому именно текст, являющийся высшей единицей коммуникации, рассматривается как основной объект коммуникативно-ориентированного обучения языку и речевой деятельности.

        Системная функция предлагаемого курса русского языка – поддержать изучение русского языка на заданном профильном стандартном уровне; курс предназначен для старшеклассников и ориентирован на подготовку учащихся к ЕГЭ.

Цель – развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно - мотивированного  высказывания  и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.

Задачи:

  • систематизировать и обобщить имеющиеся знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста, его структуры;
  • познакомить учащихся с различными критериями оценки текстов;
  • научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;
  • научить извлекать из текста необходимую информацию и создавать на его базе вторичные тексты;
  • научить самостоятельно создавать новые тексты заданного типа;
  • развить на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, точность, последовательность;
  • развить коммуникативные навыки и умения, необходимые для овладения различными видами чтения .

Содержание курса.

На изучение теоретического материала – 16 ч

На выполнение самостоятельных и практических работ – 18 ч

Урок – резерв – 1 ч

№ п/п

    Тематика занятий

Кол-во часов

Форма работы

Теор.ч

Практ.ч

1

2-3

4-6

7-8

9-11

12-13

14-16

17-18

19-21

22-24

25-27

28-30

31-33

34

Введение.

Текст. Основная мысль текста. Структура текста.

Способы и средства связи между частями текста.

Абзац. Микротема.

Средства художественной изобразительности.

Цитата в тексте.

Лексический анализ текста.

Виды сокращения текста (план, тезис, выписки, конспект, реферат).

Сочинение на основе исходного текста. Сочинение – рассуждение, отзыв, эссе, рецензия.

Сочинение – рецензия. Специфика написания, план. Памятка работы над сочинением.

Сочинение –рассуждение. Особенности написания, схема построения текста-рассуждения.

Сочинение эссе. Трудные моменты написания.

Отзыв на прочитанный текст. Основные моменты, требования и трудности в написании.

Урок- резерв.

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

2

Лекция

Лекция / практикум

Лекция / практикум

Лекция –беседа / практикум

Лекция / практикум

Лекция / практикум

Лекция / с/работа уч-ся

Лекция с эл-ми беседы

Лекция / с/работа уч-ся

Лекция / практикум

Лекция / практикум

Лекция / практикум

Лекция / практикум

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата проведения

                         Тема занятия

Кол-во часов

Планир.

Фактич

1

2

3

4

5-6

7

8

9

10-11

12

13

14

15-16

17-18

19-20

21

22

23-24

25

26-27

28

29-30

31

32-33

34

Введение.

Текст. Основная мысль текста. Структура текста.

Практическая работа.

Способы и средства связи между частями текста.

Практическая работа.

Абзац. Микротема.

Практическая работа.

Средства художественной изобразительности.

Практическая работа.

Цитата в тексте.

Практическая работа.

Лексический анализ текста.

Практическая работа.

Виды сокращения текста (план, тезис, выписки, конспект, реферат).

Сочинение на основе исходного текста. Сочинение – рассуждение, отзыв, эссе, рецензия.

Практическая работа.

Сочинение – рецензия. Специфика написания, план. Памятка работы над сочинением.

Практическая работа.

Сочинение –рассуждение. Особенности написания, схема построения текста-рассуждения.

Практическая работа.

Сочинение эссе. Трудные моменты написания.

Практическая работа.

Отзыв на прочитанный текст. Основные моменты, требования и трудности в написании.

Практическая работа.

Урок- резерв.

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

2

2

2

1

1

2

1

2

1

2

1

2

1

Образовательные результаты:

К концу курса учащиеся должны :

           * иметь представление об основных понятиях теории коммуникации и теории текста;

            * знать характеристики текстов разных жанров;

            * обладать навыками информационной переработки текста;

            * отбирать языковые средства при создании текстов изученных типов;

            * создавать самостоятельные тексты заданного стиля и жанра;

            * оценивать тексты с точки зрения их соответствия функции и ситуации общения.

Формы текущего контроля:

  • оценка аналитической работы учащихся;
  • оценка составленных текстов;
  • оценка результатов аналитической переработки текстов( конспекта, реферата, …);
  • оценка сочинений- эссе, рецензии, отзыва;
  • оценка подготовленного доклада.

Форма итогового контроля – зачет.

  1. Вопросы по теории текста (собеседование).
  2. Лексический анализ предложенного текста или оценка сочинения (рецензии, эссе, рассуждения (по выбору) на предложенный текст.

              Список литературы:

  • Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи, - М., 1979.

  • Васильева А.Н. Основы культуры речи, -М., 1990.

  • Капинос В.И., Сергеева Н.Н.., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика, - М., 1991.

  • Кожина М.Н. Стилистика русского языка, М., 1993.

  • Солганик Г.Я. От слова к тексту, - М., 1993.

  • Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. –Л., 1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста

Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также  при написании сочи...

Программа элективного курса по русскому языку "Культура создания письменного текста"

Данный элективный курс был создан для реализации профильного обучения в 10-11 классах, расширяет содержние основго курса русского языка и помзвляет осуществлять подготовку к ЕГЭ по русскому языку....

Программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста"

Рабочая программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста" рассчитана на 17 часов и ориентирована на преподавание в 9 классе...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров"

Рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров" 11 класс, 34 часа...