ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
план-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Муратгалина Ирина Анатольевна

обобщение знаний учащихся, связанных с написанием суффиксов имен прилагательных, правил правописания сложных имен прилагательных; совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся. Круг рассматриваемых вопросов: суффиксы -к-/-ск-, -ее-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овиш-, -инск-, -оньк-/-еньк-, -ан-/-ян-, -ын-/-ин-, -ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных; слитные и дефис-ные написания сложных имен прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план и презентация45.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Ургала

Учитель: Муратгалина И.А

Предмет : Русский язык

Программно-методическое обеспечение: базовый уровень, учебник Гольцовой Н.Г., Шамшиной М. А. «Русский язык  », 10-11 класс

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование: ИКТ, учебник Гольцовой Н.Г., Шамшиной М. А. «Русский язык  », 10-11 класс

Тема урока:

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ   ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.  (§ 39)

Цель урока: обобщение знаний учащихся, связанных с написанием суффиксов имен прилагательных, правил правописания сложных имен прилагательных; совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся. Круг рассматриваемых вопросов: суффиксы -к-/-ск-, -ее-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овиш-, -инск-, -оньк-/-еньк-, -ан-/-ян-, -ын-/-ин-, -ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных; слитные и дефис-ные написания сложных имен прилагательных.

ХОД УРОКА

 Проверка домашнего задания.

1.        Повторение теоретического материала.1 — 2 ученика работают у доски.

2.        Творческая работа (15 минут).

Составить сочинение-описание (пейзажная зарисовка) «Посмотри за окно...», включив в него прилагательные разных типов. Определить их разряды. Какова роль прилагательных в создании образности и выразительности получившегося текста?

3. Знакомство с теоретическим материалом.

Тема 1: Правописание суффиксов имен прилагательных (§ 39).

1.        Самостоятельная работа с учебником. (работа по слайдам с 1 по 44)

Можно предложить учащимся составить алгоритм написания суффиксов имен прилагательных.

2.        Первичное закрепление материала.

Задание на конструирование. Образуйте прилагательные, употребив суффиксы: упр. 227, 228, 229, 230, 231 (по 5 слов на выбор).

Дополнительное задание. Словообразовательный разбор. Разберите 2 слова на выбор (из любого упражнения). Выделите производную и производящую основы, укажите способ словообразования.

Упражнение 232 (I часть). Самостоятельная работа. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните

Тема 2: Правописание Н и ННв суффиксах имен прилагательных (§40). (работа по слайдам с 41 по 49)

I Работа с учебником. Вопросы на первичное восприятие.

От каких частей речи могут быть образованы имена прилагательные при помощи суффикса, содержащего н или нн? [От имен существительных или глаголов.]

Вспомните, как пишутся прилагательные, образованные от имен существительных. Материал может быть обобщен в форме таблицы.

-нн-

исключение

-н-

Сущ. н+ -н-

Сущ +-онн-

Сущ+ -енн-

ветреный (но безветренный)

стеклянный

оловянный

деревянный

Сущ +-ян-

Сущ +-ан-

Сущ = -ин-

2. Первичное закрепление материала.

Упражнение 233. Записать полученные прилагательные, выделить суффиксы, объяснить наличие -и- и -нн- в слове. Более слабым учащимся можно предложить составить словообразовательные модели с подробным комментарием: выделить производящую основу, записать словообразующий суффикс, полученное слово. Дать возможность учащимся прокомментировать орфограмму.

Образец   рассуждения:

|Солома,+ -енн- = соломенный (не на -н, не на -мя, не исключение);

длина + -'н- = Длинный (с основой на -н) и т. д.

Упражнение 234. Дифференцированное задание. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание суффиксов прилагательных. Задание выполняется по вариантам: I в. — I часть, II в. — II часть.

Дополнительное задание. Сделайте разбор слов по составу.  1 вариант — запечные, шумели, паводок, девичий, журавлиного. 2 вариант — ошейник, деревянный, задремавший, каменное, старинном.

Дополнительное задание. Сделайте морфологический разбор слов.  бетонные

Упражнение 237 {1-й абзац). Прочитайте текст выразительно, ответьте на вопрос. Выделите главную мысль. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните выбор -н- и -нн-. Определите разряд выписанных прилагательных.

Дополнительное задание. Выпишите последнее предложение 1-го абзаца, сделайте его синтаксический разбор. Объясните постановку знаков препинания.

IV. Домашнее задание.

§ 39. Упр. 235 (по заданию), упр. 236 (устно). Вопросы и задания для повторения и обобщения по теме «Имя прилагательное» на стр. 154—155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание суффиксов прилагательных и причастий

Презентация для подготовки к ГИА (задание А7)...

Тренировочные упражнения по правописанию окончаний прилагательных

Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"...

Тема урока русского языка в 6 классе «Повторение и обобщение по теме «Правописание суффиксов прилагательных»

Закрепление и отработка навыков написания в интересной форме. Использована быстрая форма проверки отработанного материала...

Урок русского языка в 6 классе с использованием ЭОР "Правописание сложных прилагательных"

Урок-введение новых знаний с помощью ЭОР при ведущей роли учителя...

Тест по теме "Правописание суффиксов прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

Тест по теме: "Правописание суффиксов прилагательных .Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных"

Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 17 апреля Тема урока: «Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных» (параграф 104) 1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ...