Чередование в корнях гласных и согласных звуков.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цели урока: - дать понятие о чередовании гласных и согласных в корнях слов;

- сформировать умение видеть чередования гласных и согласных в словах;

- развивать орфографическую зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cheredovanie_v_kornyah_glasnyh_i_soglasnyh_zvukov.rar588.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Чередование в корнях гласных и согласных звуков.

Составила: Гончаренко Елена Валериевна.

Класс: 5

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. , Т.А. Ладыженская, Т.М. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулебаба, Н.В. Ладыженская.

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: - дать понятие о чередовании гласных и согласных в корнях слов;

                   - сформировать умение видеть чередования гласных и согласных в словах;

                   - развивать орфографическую зоркость;

                       - воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Технологическая карта урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует учащихся.

Организует рабочую обстановку.

Самоопределение, смыслообразование

Целеполагание

Планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1.Проверка домашнего задания.

2.Игра «Словесный мяч».

3.Организация мини-исследования

- Прочитайте текст.

– Найдите однокоренные слова.

- Выделите корни.

- Что заметили?

- Посоветуйтесь с соседом по парте и распределите пары и тройки однокоренных слов в графы таблицы.

- Объясните логику заполнения.

- Какие были трудности?

- Что происходит с гласными и согласными в однокоренных словах?

- Как называется это явление?

- Давайте вместе озаглавим каждую графу таблицы.

Лексический(метафоры) и речеведческий(повторы) анализ???

4. Целеполагание. Определение темы и целей урока.

- Как думаете, какова тема урока?

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

Динамическая пауза

Защита проектов в группах.

Подбирают проверочные слова.

Находят однокоренные слова.

Выделяют признак

Анализируют

Составляют таблицу

Рефлексия, вывод.

Формулируют тему урока .Чередование согласных и гласных звуков в корнях слов.

Формулируют цель (понять, какие чередования гласных и согласных происходят в словах)

Научиться видеть чередования гласных и согласных в словах.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.

- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к теоретическому материалу

 

- Что такое позиционное чередование звуков? --Влияет ли позиционное чередование звуков на написание слов?

- При каких условиях происходит чередование гласных с нулём звука?

- Какие гласные называются беглыми?

- упр. 422 По образцу напишите пары к первым пяти словам. Какие звуки здесь чередуются? Послушайте историческую справку. (Из Ладыженской)

- Оцените свою работу?

- Какие трудности возникли?

- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха?

Динамическая пауза

Прочитывают теорию в учебнике, отвечают на вопросы.

 

Индивидуальная работа с проговариванием

Анализ своей деятельности

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Составьте предложения с такими парами слов:

1 ряд долг – должен; отпирать – запереть

2 ряд мука – мучное; вытирать – вытру

3 ряд ухо – уши; загар – загореть

Чередования каких звуков вы встретили?

Вам интересно, почему так происходит?

Послушайте историческую справку. (Из Ладыженской)

Выполняют задание в парах

Краткий ответ

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

Оценивают свою работу

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Оценивание усваемого содержания

Контроль, коррекция, оценка

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Предлагаю сформулировать выводы сегодняшнего занятия и заполнить таблицу «Я знаю. Я умею»

- Какие звуки  могут чередоваться в корне?

- Для чего нужно изучать явление чередования?

- Как вы думаете, каких планет из галактики «Лингвистика» касается полученная сегодня информация?

- Заполните таблицу.

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Домашнее задание. 1. Параграфы  № 78,  79 упражнение 427

  2. Лингвистическая сказка на тему…(на выбор)

 «На закуску»

Чтение с остановками

ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА...

— Я расскажу тебе историю про беглые Е и О,— сказала Лена.—

Было это давным-давно, когда в алфавите еще существовали очень смешные буквы, но об этом ты еще узнаешь в государстве Графика, которое мы посетим как-нибудь в другой раз.

• Что изучается в государстве Графика?

• Название каких букв, которые ушли из нашего алфавита, вы знаете?

— так вот, среди этих букв были Ъ (ер) и Ь (ерь),— и она быстро нарисовала их на песке.— Они обозначали короткие гласные звуки. Но люди решили изменить некоторые правила написания слов. И одним Ъ и Ь пришлось уйти навсегда в старинные книги, а некоторым разрешили измениться в О и е. Вот тогда-то новые О и е испугались нагрузки, они не хотели работать, а просто желали стоять в слове. Поэтому и сбегали при склонении, когда на них не очень-то обращали Внимание, а смотрели, в основном, на окончание. Слова, заметив пропажу, сразу же объявили розыск, но найти беглые О и е удавалось очень редко — только в именительном падеже этих слов.

— А что это за слова?

— Да, к примеру: пень, день, сон, лоб.

• Попробуйте сами просклонять одно из этих слов. У вас исчезла

Буква?

Не осталось ли каких – либо вопросов, которые вы хотели бы задать?

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.


«На закуску»

Чтение с остановками

ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА...

— Я расскажу тебе историю про беглые Е и О,— сказала Лена.—

Было это давным-давно, когда в алфавите еще существовали очень смешные буквы, но об этом ты еще узнаешь в государстве Графика, которое мы посетим как-нибудь в другой раз.

• Что изучается в государстве Графика?

• Название каких букв, которые ушли из нашего алфавита, вы знаете?

— так вот, среди этих букв были Ъ (ер) и Ь (ерь),— и она быстро нарисовала их на песке.— Они обозначали короткие гласные звуки. Но люди решили изменить некоторые правила написания слов. И одним Ъ и Ь пришлось уйти навсегда в старинные книги, а некоторым разрешили измениться в О и е. Вот тогда-то новые О и е испугались нагрузки, они не хотели работать, а просто желали стоять в слове. Поэтому и сбегали при склонении, когда на них не очень-то обращали Внимание, а смотрели, в основном, на окончание. Слова, заметив пропажу, сразу же объявили розыск, но найти беглые О и е удавалось очень редко — только в именительном падеже этих слов.

— А что это за слова?

— Да, к примеру: пень, день, сон, лоб.

• Попробуйте сами просклонять одно из этих слов. У вас исчезла

Буква?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Позиционные чередования гласных и согласных звуков.

Данный конспект помогает провести занятие в пятом классе по позиционным чередованиям гласных и согласных звуков....

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов...

Презентация к уроку "Позиционные чередования гласных и согласных звуков"

Цель:- познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков;         - правописание корней, на которых отразилось чередование....