Чем отличаются друг от друга слова-омонимы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chem_otlichayutsya_drug_ot_druga_slova-omonimy.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. §40

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель  урока: познакомить с омонимами; учите, чем отличаются омонимы от многозначных слов; определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы; показать роль многозначных слов и омонимов в художественных текстах.

Планируемые результаты

Предметные

Иметь представление об абсолютных омонимах; Уметь различать омонимы по значению, строению.

метапредметные

Уметь использовать  определенный вид лексики в соответствии с речевой ситуацией

личностные

Уметь структурировать знания; уметь строить логическую цепь рассуждений

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

В течение нескольких уроков мы изучали корни с чередующимися гласными. Давайте закрепим материал.

(Выходит один ученик к доске)

  1. Слово вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной Ю, с которой начинается корень ЮГ, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?
  2. В слове соленый Петя написал гласную А. «Проверочное слово – сало», - объяснил он. Правильно ли это?
  3. Не был Петя написал слитно. «Это слово можно заменить синонимом – отсутствовал», объяснил Петя.
  4. Ненавидел в тетради Петя написал раздельно, так как НЕ с глаголами пишется раздельно. Согласны?
  5. Шепот Петя написал с О. «После шипящих под ударением всегда пишется О», - объяснил он.
  6. Вырастили у Ошибкина написано с О, так как можно проверить словом рослый. А как надо?

Молодцы! Мы научили Петю грамотно писать и объяснили ему его ошибки. Я вами довольна.

Демонстрируют готовность к уроку.

Выполняют задание учителя, записывают правильно слова.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: высказываются по заданному материалу.

  1. Целеполагание

-Ребята, перед вами два слова: дорогой и добрый. Составьте словосочетания с этими словами: кто (что) может быть дорогим и добрым? (например: дорогой мех, человек, время,; добрый день, человек, весть, память)

- Докажите, что перед нами многозначные слова.  Какие слова мы называем многозначными? (многозначные слова называют предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой)

- Как строится словарная статья  в толковом словаре? (первое значение прямое, остальные - переносное)

- А теперь отгадайте загадки. Ответы запишите.

Право, я прическа – чудо,

Заплести меня не худо. (коса)

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом. (коса)

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской. (коса)

- Похожи ли эти предметы между собой?

- Чем похожи их названия? (одинаково пишутся и произносятся)

-Есть ли сходства в значении этих слов?

- Сколько слов из обозначает?

- Здесь три разных слова или это слово многозначное?

- Такие слова называются ОМОНИМЫ. О них мы сегодня и будем говорить.  (от лат хомус – один и тот же, одинаковый и оптимус имя, одинаковое имя. Запишите в тетрадь тему урока.

Обдумывают ответы на вопросы, осознают недостаточность знаний для полных ответов.

Формулируют учебную цель

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

  1. Планирование учебной деятельности

Заглянем в толковый словарь.

КОСА1 – вид прически

КОСА2 – сельскохозяйственной оружие

КОСА3 – мыс, отмель.

- Как разъясняются омонимы в толковых словарях (в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером)

- Сравните многозначные слова и омонимы. Чем они похожи?

- Как отличить одно слово с несколькими значениями от слов-омонимов. (определить значение)

стр.114, читаем определение.

Работаем со словарем.

отвечают на вопросы учителя. Планируют свою деятельность

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прочитанного и прослушанного объяснения, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

  1. Самоконтроль

упр.320 (устно)

упр.321 (письменно)

стр.114-115, правило

упр.322 (устно)

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные

  1. Информация о домашнем задании

правило стр. 114-115, подобрать 2-3 скороговорки с омонимами. (например: приносили вести сорок сорок, сорок сорок с сорока дорог)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- С каким новым словом мы сегодня познакомились?

- Что нового вы сегодня узнали?

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы?

Презентация к уроку в  5 классе по программе Разумовской. Тема: Чем отличаются друг от друга слова-омонимы? Цель: Развивать внимание, память, правильность и выразительность речи, логическое мыш...

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...

Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. УМК М.М. Разумовской.

Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. Конспект урока, технологическая карта, приложения....

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

Конспект урока в 5 классе "Чем отличаются друг от друга слова-омонимы"

Конспект урока в 5 классе "Чем отличаются друг от друга слова-омонимы"...