Что изучает стилистика
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_izuchaet_stilistika.docx37.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Что изучает стилистика. §46

Тип урока: Урок развития речи

Цель  урока: начать знакомство с понятием «стили речи», формировать умение различать стили речи; научить учащихся  употреблять языковые средства с учетом речевой ситуации

Планируемые результаты

Предметные

Уметь применять на письме полученные знания, осуществлять самоконтроль и самопроверку

метапредметные

Уметь определять цель учебной деятельности и последовательность действий

личностные

Уметь адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Словарно-орфографическая работа

- Что вы можете сказать о значении слова «Грамота»? (от греч. чтение и письмо)

Под его надзором на двенадцатом году выучился я грамоте (А.С.Пушкин)

После окончания школы сестре вручили почетную грамоту.

Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская  грамота. (А.П.Чехов)

Царский манифест … оказался филькиной грамотой. (А.Степанов)

- Откуда, по-вашему, взяты тексты? (из книг)

- Как вы это определили? (есть авторы, они используют книжную лексику)

- Сегодня мы обращаемся к теме, которую вы подробно не изучали, но сказать можете многое. Откройте стр. 129, прочитайте название §46.

Стилистика – это наука о языке, которая изучает стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Стиль речи (языка) – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения, науку, агитационно-массовую деятельность, словесно-художественное творчество.

Демонстрируют готовность к уроку.

Вспоминают пословицы о языке.

Обдумывают ответы на вопросы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Целеполагание

Наблюдение на стр.129.

- упр. 363, знакомство с текстами.

- Где может быть использовано каждое высказывание?

Какова задача каждого высказывания?

- Каким текстом вы воспользуетесь, если вам надо будет нарисовать картину сентябрьского дня? Сообщить точные сведения о погоде? Поделиться впечатлениями о ней?

- В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке, определяется стиль речи.

- Как вы определите цель нашего урока?

Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Планирование учебной деятельности

стр.130. Что такое речевая ситуация?

Знакомятся с материалом учебника.

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Самоконтроль

упр.364

упр.365

упр.366

упр.367

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

упр.367 (доделать)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Как эти знания пригодятся вам в жизни?

- Дайте оценку нашей работе.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективногокурса "Основы стилистики" 10 класс

Элективный курс "Основы стилистики" расчитан на 79 часов для учащихся 10 классов. В этой программе рассматриваются основные аспекты изучения текста, его анализа. Для закрепления материала используются...

Презентация Урок русского языка «Что изучает стилистика. Понятие о стиле и речевой ситуации"

Определение речевой ситуации трёх текстов.Стиль (от лат. stilus) – способ выражения мысли, который определяется речевой ситуацией.Стилистика – наука о стилях речи....

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российс...

Что изучает стилистика

Презентация к уроку в 5 классе...

"Стилистика: предмет, основные категории и разделы стилистики. Стилистические фигуры как синтаксические построения."

обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка,формировать навыки изложения материала в соответствующем стиле;развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнени...

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ? КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ И ИЗУЧАЛИ ЗЕМЛЮ.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ?КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ И ИЗУЧАЛИ ЗЕМЛЮ.Цель: Ознакомить с целью, задачами  предмета, дать определение понятиям науки, родолжить формирование представления о ...