Корни с чередованием букв е-и
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korni_s_cheredovaniem_bukv_e-i.docx41.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок № 113

Дата урока

Тема урока: Корни с чередованием букв е-и.§75

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель  урока:  Выяснить условия написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора Е –И в корнях с чередованием; развивать образное и логическое мышление , речь учащихся.

Планируемые результаты

Предметные

Знать перечень корней. Овладеть способом определения написания корней с чередованием. Верно писать слова с чередующимися гласными

метапредметные

Осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснять; уметь поставить цель и организовать ее достижение; иметь способность к нормотворчеству; развивать рефлексивное мышление, самоанализ и самооценку

личностные

Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку, гордиться им; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

-Запишите число, классная работа.

- Задание: запишите слова, определите вид глагола, образуйте от них глаголы другого вида и определите способ образования.

расти – вырасти (присоединение приставки)

строить – построить (присоединение приставки)

умножать – умножить (замена суффикса)

преодолевать- преодолеть (замена суффикса)

срезать – срезать (изменение ударения)

рассыпать – рассыпать (изменение ударения)

ловить – поймать (изменение всей основы)

говорить – сказать (изменение всей основы)

- Как определить вид глагола? (по вопросу)

Демонстрируют готовность к уроку.

Выполняют задание, строят понятные высказывания для одноклассников.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Посмотрите на слова на доске:

избирать – изберу

замирать – замер

отдирать – отдеру

расстилать – расстелю

- Почему эти слова объединены группами? (они однокоренные)

- Выделите корни и подчеркните гласные в них.

- Какое явление русского языка вы заметили? (чередование гласных)

- Определите вид глаголов в парах. Сделайте вывод (в левом столбике слова несовершенного вида, пишется И, в правом столбике глаголы совершенного вида, пишется Е)

- Что нам сегодня предстоит узнать? Какой вопрос возникает? (при каких условиях пишется И, а при каких –Е?)

- Может кто-то из вас уже заметил отчего зависит выбор гласной?

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

- Сверим ваши выводы с учебником (стр.217, читают правило)

- Лингвист-психолог Генриетта Граник советует ребятам обратить внимание на одну особенность глаголов в левом столбике: «В некоторые слова забралось сочетание букв, похожее на девичье имя Ира. Сочетание складывается из части корня –ир- и суффикса –а-: Ира». Этот суффикс  любит командовать гласным звуком в некоторых корнях. не забывайте, если за корнем есть А, то в корне И. «Ира» хочет быть Ирой, а не Ерой».

- Ребята, как вы будете действовать, чтобы не ошибиться в написании слов? Давайте вместе разработаем алгоритм наших действий.

выж..гать – выж..г

  1. найти орфограмму по опознавательному признаку- безударному положению гласной в корне.
  2. выделить корень
  3. поставить ударение
  4. вспомнить корни с чередованием и их значения
  5. проверить наличие или отсутствие суффикса –командира А. Графически выделить условие орфограммы.
  6. если после корня есть А, то в корне пишем И, а если нет – Е.

Знакомятся с материалом учебника, принимают участие под руководством учителя выполняют задание, составляют алгоритм действия.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

Продолжим работу над орфограммой:

Образуйте однокоренные слова несовершенного вида. запишите, графически объясните условия выбора орфограммы: протер, заберу, вымерли, придерется, подстелить, отпер, стереть, блестел, сжег.

- А какие гласные чередуются в корнях этих  глаголов? От чего зависит чередование? Докажите: поднять – поднимать, сжать – сжимать, начать – начинать.

Выполняют упражнение. у доски работают ученики, пользуясь алгоритмом, коллективно проверяется правильность выполнения задания.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Включение в систему знаний и повторение

- упр. 611 (самостоятельно, на проверку)

 Выполняют упражнение самостоятельно, готовы объяснить изученную орфограмму.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

  1. Информация о домашнем задании

§ 75, правило, упр.612, подготовиться к словарной диктовке с этими корнями

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Понравилось ли вам на уроке?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".

- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И; - развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа; - воспитывать трудолюбие. ...

"Корни с чередованием букв е - и"

Презентация урока в 6 классе...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием букв е и и"

План-конспект урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода...

Корни с чередованием букв е- и

Разработка урока 5 класс. Тема урока "Корни с чередованием букв е-, и....

Корни с чередованием букв (е-и).

Урок составлен по УМК Т.А.Ладыженской (ФГОС). Урок направлен на достижение метапредметных результатов: развитие способности извлекать информацию из разных источников; развитие регулятивных, познавател...

Конспект урока по теме:"Корни с чередованием букв е,и".

Урок формирует орфографические умения и навыки правописания букв Е–И в корнях с чередованием....